Дата
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Ее высокопреосвященство

Впервые в истории архиепископом Кентерберийским, примасом церкви Англии, избрана женщина — Сара Маллалли

Сара Маллалли. Фото: BEN STANSALL / AFP / East News

В епископате старых добрых протестантских церквей Европы — лютеранских, англиканских, реформатских — все больше женских лиц. Совсем скоро проблема «женского священства» встанет в полный рост перед католической и даже православной церквями. Почему «гендерный фактор» — вызов для церковных консерваторов?

Королевская комиссия по назначениям — один из ключевых органов государственной церкви Англии — объявила 3 октября об избрании нового, 106-го архиепископа Кентерберийского, примаса церкви. На этот высокий пост претендовало 17 кандидатов, но предпочтение отдали 63-летней епископессе Лондона, члену палаты лордов даме Саре Элизабет Маллалли.

Впервые за 1800-летнюю историю христианства на Британских островах их верховным пастырем станет женщина. Помимо примерно 25 млн членов церкви собственно в Англии, она возглавит 85-миллионное мировое сообщество англиканских церквей, объединяющее общины по всему миру, в первую очередь — в США и странах Африки, где, кстати, до сих пор скептически воспринимают женское священство. И это уже стало поводом для мрачных прогнозов о расколе англиканства…

Комментируя свое избрание, Сара Маллалли поделилась радостью, что войдет в историю как первая женщина на древнейшей кафедре архиепископов Кентерберийских, признав вместе с тем, что это станет некоторым испытанием для церкви. Равно как и «наследие глубокого вреда и недоверия», которое оставил ей ушедший в отставку в начале года на фоне скандала о сексуальном насилии над несовершеннолетними архиепископ Джастин Уэлби. Не факт, что архиепископ знал об этом насилии, но все же счел за лучшее уйти.

СПРАВКА «НОВОЙ»
История церкви Англии начинается в эпоху провинции Британия в составе Римской империи — первые упоминания о христианских общинах на острове относятся к III веку. В IV–XVI веках британские епископы участвовали в соборах католической церкви, а верховный архиепископ острова назначался папой римским. Однако отказ папы аннулировать брак короля Генриха VIII в 1534 году, когда в континентальной Европе уже началась Реформация, привел к отделению церкви Англии от Рима и провозглашению монарха главой церкви. После некоторых колебаний принадлежность церкви Англии к протестантизму окончательно утвердилась в 1558 году. Процесс включения женщин в клир этой церкви начался в XIX веке с возрождения чина диаконис, в сан священника их стали рукополагать с 1994 года, а в сан епископа — с 2015-го.

В близких церкви Англии по вероисповеданию и литургической традиции церквах женщин начали рукополагать еще раньше: в церкви Дании — с 1948 года, в церкви Швеции — с 1960-го, в церкви Норвегии — с 1962-го, в церкви Исландии — с 1974-го, в Евангелическо-лютеранской церкви Финляндии — с 1988-го. Первым прецедентом, когда женщина возглавила целую поместную церковь этой традиции, стало избрание в 2014 году Антье Якелен архиепископом Швеции. Среди традиционных христианских церквей, действующих в РФ, женское священство было представлено только в Объединенной методистской церкви: пастором ее екатеринбургской общины служила Лидия Истомина, позже переехавшая в США.

Сара Элизабет Маллалли — очень интересный человек, иначе ее бы не избрали архиепископом. Родилась в графстве Суррей в 1962 году, получила медицинское образование и дослужилась до должности главной медсестры (директора управления по работе со средним медперсоналом) министерства здравоохранения королевства. За выдающиеся заслуги в сфере развития акушерской службы и повышения престижа профессии медицинской сестры в 2005 году удостоена рыцарского ордена Британской империи, обладатели которого получают титул сэра или дамы.

После рукоположения в сан диакона (2001) и священника (2002) продолжала некоторое время совмещать служение с работой в Национальной службе здравоохранения и в Королевском колледже Лондона. Получив богословское образование в Колледже св. Августина, в 2015 году Маллалли становится епископом Кредитона (епархия Эксетера), а в 2017-м — епископом Лондона. В связи с назначением на столичную кафедру Елизавета II включает даму Сару в состав палаты лордов британского парламента, а вскоре Маллалли становится и деканом королевской часовни. Избранная архиепископесса замужем, имеет двоих детей. Интересно, что за долгие 70 лет своего правления Елизавета II утверждала на кафедре архиепископов-мужчин, а теперь вот мужчина Карл III утвердит архиепископа-женщину.

Формально церемония избрания Маллалли завершится к январю, а торжественная интронизация в Кентерберийском соборе пройдет в марте 2026 года. На нее по многолетней традиции наверняка пригласят представителей РПЦ. Но вот откликнутся ли они, большой вопрос:

пока на сайте Московской патриархии нет поздравления новому предстоятелю церкви Англии, несмотря на то, что именно с этой конфессией Российская церковь вела самый активный богословский диалог еще с XIX века.

Пока мало известно о церковно-политической программе архиепископессы. Задача, которая лежит на поверхности, — удержать в англиканском сообществе африканские конгрегации, которые не понимают женского священства и отрицают однополые браки. Сама Маллалли такие браки оправдывает, но при этом выступает за «сохранение традиционного понимания брака». По словам докторантки Боннского университета богослова Наталли Василевич, «консерваторами Маллалли считается либеральной, либералами — консервативной, а на самом деле она сбалансированная центристка. Что для поляризованного сообщества — также очень важное служение лидерства».

Если смотреть из Москвы, то важнейшая интрига, связанная с избранием такого предстоятеля, — как теперь РПЦ будет выстраивать отношения с церковью Англии, одним из немногих из оставшихся ее партнеров по экуменическому диалогу. В православной традиции женское священство не признается категорически.

Как писал созданный пресс-секретарем патриарха Кирилла Владимиром Легойдой журнал «Фома», «начиная с апостолов совершителями таинств неизменно выступали мужчины — ведь священник во время богослужения олицетворяет собой Иисуса Христа». На это современное протестантское богословие отвечает цитатой из апостола Павла (Гал., 3:28): «Во Христе Иисусе нет мужеского пола, ни женского». На что, в свою очередь, православные отвечают другими цитатами из апостола Павла, где тот запрещает женщинам проповедовать в церкви (1 Кор., 14:34) и руководить мужчинами (1 Тим., 2:12). Напоминают также, что среди апостолов Христа женщин не было, а епископов и пресвитеров в Новом Завете упоминают исключительно в мужском роде.

Этот спор можно вести долго — главное, подчеркивают православные богословы, не проблема достоинства женщины (с этим якобы в православии все в порядке), а либеральная «гендерная идеология», особенно феминизм, который для православных неприемлем. Потому что он «оправдывает аборты», а те подрывают демографическую программу.

Русский (да и не только) тип православной религиозности, церковной субкультуры складывался в последние десятилетия (если не века) так, что РПЦ превратилась в «церковь белых платочков»: ее прихожане — в подавляющем большинстве женщины. В советские годы для мужчин в церкви оставалась сравнительно узкая ниша — клириков, певчих или работников при храмах, а сейчас мужские ряды церковной субкультуры пополняются в основном радикалами типа организаторов военно-патриотических клубов, движения «Сорок сороков» или «Русской общины».

Но в независимой от РПЦ церковной среде давно ведутся разговоры о возрождении чина диаконис, который существовал в древней церкви. Если угодно, феминизация христианской общины — глобальный тренд, и церкви так или иначе в него включаются: кто-то раньше и радикальнее, а кто-то позже и осторожнее.