Дата
Автор
Валерий Ширяев
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Как вооружается Европа

Страны ЕС планируют создать мощную армию, которая не будет зависеть от США

Фото: PETRAS MALUKAS / AFP / East News

На пленарной сессии клуба «Валдай» Путин заявил, что Россия внимательно следит за усилением милитаризации Европы. Если опираться на европейские источники, он прав. Но о причинах данного явления российский лидер не сказал. А это очень существенная деталь.

В Европе в чистом виде оружейный бум. Financial Times — лишь один источник из множества, констатирующий этот факт. Известно, что считать в фунтах, евро или штуках по самым разным поводам в этой редакции любят и умеют. Если довериться ее исследованию, то придется признать, что за 2024–2025 годы одни только лишь крупнейшие военные концерны Старого Света, без учета стартапов и инноваторов, построили более семи миллионов квадратных метров новых производственных площадей. Во главе идет Rheinmetall — его акции подорожали за годы СВО в 11 раз, портфель заказов перевалил за 60 млрд евро.

Это гонка вооружений без всяких скидок. Военные расходы ЕС выросли за этот период на 31%. Интересно, что общественность может в наши дни считать площадь новых цехов (150 объектов 37 компаний в конкретном исследовании) просто с помощью снимков с орбиты, купленных по доступной любому гражданину ЕС подписке крупных провайдеров космических услуг вроде Maxar. И ровно так же журналисты фиксируют рост производственных площадей в России. Сравнение совсем не в пользу Кремля, и это ожидаемо: общий экономический потенциал ЕС превышает российский во много раз.

Можно просто указать, что производство снарядов увеличилось за столь короткий срок в шесть раз. Но без осознания причин это будет неполное знание — впереди еще более масштабные изменения на карте европейского ВПК. Все это — результат двух тенденций.

Первоначальный толчок был дан началом украинско-российского вооруженного конфликта. Тогда стало понятно, что своими силами Европа предоставить адекватную фронтовым расходам помощь Киеву не в состоянии. Но ЕС тогда буквально утонул в препирательствах по поводу участия отдельных членов и их вкладе в расширение производств. Без государственных гарантий никто стройки начинать не хотел.

В конце концов эти вопросы были решены, но европейская неторопливая бюрократия сильно опоздала.

Я полагал, что бурное строительство начнется в конце 2022-го или зимой 2023-го. А реально Евросоюз затянул на два года. В результате если на ВСУ и прольется дождь вооружений, то не ранее конца следующего года, и то не по всем видам.

Не было бы счастья, да несчастье помогло: сама картина весьма скромных возможностей военной промышленности и национальных армий членов ЕС получилась на фоне СВО такой яркой, что дискуссия о срочном исправлении положения очень быстро перекинулась из газет в правительства. Европейские члены НАТО согласились увеличить оборонные расходы до 5% от ВВП к 2035 году. Это огромные суммы, и под них началось развитие ВПК.

А через два с половиной года прилетел рыжий лебедь и развилась вторая тенденция, спровоцировавшая оружейный бум. Непоследовательность Трампа, метавшегося между противоположными решениями, всех шокировала. Но главное было не это.

Европейские лидеры остро осознали зависимость от США в вопросах новых, особенно высокотехнологичных вооружений. Одновременно они сейчас опасаются усиления этой зависимости. Идея укрепления сотрудничества между европейскими странами находит все большую поддержку у избирателей.

Европейцы, против обыкновения, теперь куда более скептически относятся к традиционно тесным связям с США в сфере обороны. Их лидеры выступают за опору на европейских производителей оружия. Трамп добился того, что в полный голос заговорили об идее отцов-основателей объединенной Европы. Старый Свет начал движение к созданию собственной мощной армии, опирающейся на сверхсовременный ВПК, вполне адекватный своему экономическому весу.

Фото: Martin Meissner / Associated Press / East News

На этом пути стоят препятствия почти непреодолимые. Потому что это политические преграды в союзе, управляемом консенсусом. Современная армия — в первую очередь инструмент внешней политики, США ни на минуту не дают миру об этом забыть. Так что в пару мощной европейской армии нужен столь же мощный и высокопрофессиональный европейский МИД. А как его создать в конфедерации?

Поэтому процесс милитаризации Европы я рассматриваю как строительство основания пирамиды, или, если угодно, айсберга, на вершине которого потом может возникнуть ее армия. Воссозданный европейский ВПК, сравнимый с эпохой холодной войны, поначалу будет насыщать вооружениями европейские национальные армии и самим фактом своего существования заставит политиков размышлять о военной и технологической независимости. Союз с США сохранится, но рядом с Пентагоном может встать равный ему соратник. А будет нужно — и соперник.

Предстоит ограничить внутреннюю конкуренцию концернов, развивать вооружения на продажу. Это обязательно приведет к столкновению с оружейными концернами США. Программы вооружений Европы, раз уж от них отказаться невозможно (таково требование Трампа), по расчетам экономистов, можно превратить в новый драйвер роста. Ранее в этой роли видели зеленую энергетику.

Для развития событий по такому сценарию необходимы упорные совокупные усилия на много лет вперед. А горизонт финансового и политического планирования в Европе сегодня очень короткий. Да и лидеры, которые ответственно и в интересах именно всего ЕС смогут в будущем использовать такой невиданный инструмент, должны быть совершенно другого масштаба. Таких мощных политиков я среди нынешних не вижу.

Оружейный бум в Европе был спровоцирован событиями на Украине после 2022 года. Изоляционизм США усилил его политическую мотивацию, Трамп чуть ли не силком выталкивает ЕС в самостоятельное плавание.

Но если Кремль и Киев остановят сражения, а в Белом доме сядет человек с другой политической программой, то и в Европе многие спросят: зачем нам теперь такой ВПК?

И все же мне кажется, что в основе милитаризации Европы лежат более основательные и долгосрочные причины, чем просто решение помочь Киеву оружием или алармистское ожидание будущих сражений с российской армией. В марте опубликована «Белая книга» о европейской обороне «Готовность-2030», где перечислены основные меры реагирования на изменения международной ситуации. Члены ЕС выделят 650 млрд евро ежегодно на наращивание военного производства. Для этого планируется повышение максимально допустимого дефицита бюджетов и льготы инвесторам в ВПК с целым выводком инструментов: Европейский фонд обороны, Внутренний фонд безопасности, Балтийская инициатива по безопасности, общеевропейская система ПВО «Небесный щит» и другие.

А если Европа станет военной силой, равной США? Ведь никто не знает, каким будет этот новый центр мирового военного баланса. Аппетит приходит во время еды, это и к политикам относится. Климат, гендерное равенство и государство всеобщего благоденствия в повестке отступают перед вооружениями.