Дата
Автор
Андрей Нечаев
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Снег остался — асфальт сошел

Мурманского бизнесмена заподозрили в выводе миллиарда рублей за рубеж. Фирмы предпринимателя без конкурса получают госконтракты

Оганес Шанкоян. Фото: gov-murman.ru

Тюленей закрыли на ремонт

Таможенная служба возбудила уголовное дело о незаконном выводе предположительно бюджетных средств. Одним из фигурантов является мурманская компания «Аквариум», связанная с бизнесменом Оганесом Шанкояном. Предполагается, что за несколько месяцев из страны было выведено около миллиарда рублей по сомнительным контрактам, сообщает независимый «Арктический обозреватель».

По данным источников, знакомых с материалами дела, интерес ФТС к компании «Аквариум» возник после обнаружения регулярных платежей крупными суммами в адрес фирм, зарегистрированных в Кыргызстане. Проверка показала, что переводы сопровождались сомнительными договорами (предположительно без реального товарооборота или оказанных услуг). Общая сумма — порядка миллиарда рублей.

В Федеральной таможенной службе считают, что речь может идти о выведении бюджетных средств, полученных в рамках госконтрактов. Именно на этом основании было возбуждено уголовное дело, а в конце сентября — проведены масштабные оперативные мероприятия.

Обыски прошли по целому ряду адресов, в том числе в офисах «Аквариума», в нескольких региональных министерствах и по местам жительства чиновников и менеджмента компании. Изъяты документы, техника, банковские выписки.

Ходили самые разные слухи, но наш источник, знакомый с ходом расследования, не подтвердил обнаружения «миллиарда в наличности», о котором писали телеграм-каналы.

Согласно публичным данным, выручка «Аквариума» в 2024 году составила 2,7 млрд рублей, увеличившись на 29% по сравнению с предыдущим годом. При этом объем прямых госконтрактов, заключенных через портал закупок, был относительно небольшим.

Компания принадлежит весьма известному в регионе человеку — Оганесу Шанкояну. До апреля 2025 года директором фирмы числился Владимир Яцишин. Позднее его сменил Генри Татевосян — сын Ашота Татевосяна, бизнесмена с устойчивыми связями в Мурманской области. Татевосян — личность примечательная. Он появился в Мурманске в 2022 году в качестве архитектора, который должен был построить новое здание для принадлежащего фирме Шанкояна океанариума (о нем — чуть ниже). И стал профессором местного университета. Татевосян — еще и член-корреспондент общественной организации «Российская академия естественных наук» (той самой, где почетный академик — Рамзан Кадыров) и член РВИО. Также он возглавил мурманское отделение Союза реставраторов и числится ответственным за ремонт зданий, относящихся к объектам культурного наследия.

Одним из первых бизнесов Оганеса Шанкояна стала рыбодобывающая фирма «Звезда моряка». Позже контор стало больше, а сфера интересов предпринимателя — шире. С 2020 году его структуры начали активно участвовать в госконтрактах. Одним из ключевых активов стала компания «Север Строй», занявшая место обанкротившегося и почти одноименного «Северстроя» бизнесмена Александра Новолоцкого. «Север Строй» Шанкояна получала подряды на ремонт и строительство дорог в регионе.

Андрей Чибис на встрече с Оганесом Шанкояном. Фото: gov-murman.ru

Но чтобы оценить разнообразие интересов Оганеса Шанкояна, достаточно вспомнить о том, что компания «Север Строй» владеет мурманским океанариумом, который вот уже три года переживает не самые лучшие времена. Шанкоян стал владельцем океанариума как раз в то время, когда необходимо было вложиться в реконструкцию, так как здание не отвечало новым требованиям содержания животных. Этого сделано не было, океанариум закрылся и до сих пор простаивает. На данный момент известно, что ремонтные работы худо-бедно идут. Однако о том, когда они закончатся и когда океанариум начнет работать, никто не знает.

Другой проект, который также был провален, — реконструкция бывшей спортивной гостиницы под центр выявления и развития одаренных детей «Полярная звезда». Здание должно было быть готово еще два года назад, но проектно-сметная документация до сих пор не получила положительное заключение главной государственной экспертизы.

Вдоль дороги — мешки с песком

По версии таможенников, средства, полученные по ряду госконтрактов, аккумулировались в «Аквариуме» и затем могли выводиться за рубеж. Федеральный Минфин предъявил компании иск на 990 млн рублей, арбитражный суд Мурманской области наложил обеспечительные меры: арест имущества компании и физических лиц, включая тех, в чьих домах прошли обыски. Согласно данным Арбитража, обременение наложено на имущество и счета Оганеса Шанкояна, Генри Татевосяна и Владимира Яцишина.

Изучив досье «Аквариума», можно сделать вывод, что некоторое время компания активной деятельности не вела. Но с 2020 года ситуация кардинально изменилась: выручка выросла с 677 млн до 2,7 млрд рублей (данные за 2024 год). За это время только с мурманским управлением дорожного хозяйства было заключено 77 контрактов на сумму свыше 1,5 млрд рублей. Сначала это была аренда техники и поставка асфальтобетона (у компании есть свой завод), позже — содержание и ремонт дорог, в том числе в рамках нацпроекта БКД.

При этом губернатор Мурманской области Андрей Чибис практически каждый раз, когда вставал вопрос о дорогах, говорил, что именно благодаря компании Шанкояна в Мурманской области навели порядок в этой отрасли. У водителей, которые каждый день ездят по дорогам региона, несколько иное мнение об их состоянии.

В результате у жителей складывается впечатление, что губернатор может защищать вполне конкретную группу предпринимателей.

В 2025 году вскрылось несколько крупных нарушений, которые были выявлены в том числе проверяющими органами. В частности, провал на строительстве автодороги в Териберку. Деньги по программе «Безопасные и качественные дороги» были освоены, но работы в срок не завершены. В 2025 году подрядчик снимал и заново укладывал часть покрытия, так как уложено оно было с нарушениями. При этом дефекты были выявлены при укладке нижнего слоя, из-за чего трещинами пошел верхний (то есть менять надо было все).

Почти восьмимиллиардный контракт на реконструкцию дороги между Апатитами и Кировском также пока не исполнен, но власти усиленно хотят спихнуть ответственность на проектировщика, который якобы подготовил проект, не соответствующий реалиям.

Андрей Чибис на встрече с Оганесом Шанкояном. Фото: gov-murman.ru. Фото: gov-murman.ru

А в Мурманске после ремонта автодороги на улице Подгорной практически полностью сошел асфальт еще до окончания активного таяния снега. Эта дорога — одна из самых проблемных в городе, именно по ней идет основное движение большегрузов. Едва ли не каждое лето ее латали фрагментарно, а тут полноценная реконструкция. Подгорную полностью закрывали для машин, подрядчик обещал уложить через дорогу 42 трубы для отвода воды, насыпать подушку в полметра из щебня и только потом укладывать покрытие. Особое внимание в этих сообщениях уделялось ливневке, которую якобы строили почти с нуля. Но когда ремонт закончился, случился конфуз. Возмущался тогда публично даже губернатор Чибис: «Предприниматели для того, чтобы вода не затекала на их объекты, на их киоски, укладывают мешки с песком вдоль дороги, чтобы вода не шла. О чем вы говорите? Это значит, что ливневка не подключена до сих пор. В прошлом году сдали, а ливневку до сих пор не сделали», — заявлял он в мае. Но и тогда никакой публичной реакции со стороны правоохранительных органов не последовало.

Среди возможных покровителей Шанкояна часто упоминают Ашота Баблумяна — руководителя представительства Мурманской области в Москве. Считается, что многие крупные контракты могут согласовываться именно с ним. Это человек почти непубличный, засветился разве что в деле о банкротстве по иску Балтийского инвестбанка. Банк взыскивал с чиновника более 200 млн кредитных денег, но долг были резко сокращен после заключения мирового соглашения. В регионе также помнят былое участие Баблумяна в некоторых назначениях и его влияние на медиа.

Впрочем, особую неуязвимость компании Шанкояна приобрели с начала СВО, когда регионам было дано право проводить закупки у единственных поставщиков, мотивируя их «национальной безопасностью». Именно в 2022 году практически все крупные контракты были отданы компаниям Оганеса Шанкояна.

Мурманск