Дата
Автор
Скрыт
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Звонить некому, зато там прикольные стикеры

Что в действительности делает MAX с вашим смартфоном и что думают о нем те, кто решил пользоваться им добровольно

Фото: Александр Коряков / Коммерсантъ

За последний месяц новости о российском мессенджере Max заполонили медиапространство. И это без преувеличений. Мошенники, переводы родительских и школьных чатов на новую платформу, угрозы тем, кто дискредитирует Max, заявления о слежке, о ненадежности, о сотрудничестве приложения с ФСБ и, наоборот, о полной его безопасности — все это не только генерирует обсуждение «национального мессенджера» в соцсетях, но и способствует созданию вокруг Max такой пелены из слухов и домыслов, что рядовому пользователю смартфона понадобятся часы (а то и дни!), чтобы разобраться, стоит ли вообще скачивать что-то подобное себе на телефон. И не факт, что разобраться получится вообще.

На данный момент переходить в новый мессенджер в основном заставляют работников госучреждений. Тех, кто устанавливает Мax по собственному желанию, существенно меньше.

  • «Новая газета» поговорила с одним из них. Андрей, 23 года:

«Я скачал Мax, наверное, где-то в начале августа, притом это получилось так, что мне друг сказал: давай скачаем по приколу — создадим беседу. И я скачал, зарегался, и что-то мне не понравилось. Что мне не понравилось? То, что, по сути, это какой-то WhatsApp*, только в дизайне телеграм.

В принципе, интерфейс более-менее удобный, но есть нюансы. Когда я скачал его, не было кружков — они появились недавно. Еще не понравилось, что нет каналов, как в телеграме: есть только твои чаты либо официальные каналы.

Сам интерфейс понятный, очень похож на телеграм. В остальном какого-то нового юзер-экспириенса добавить не могу. Мы в Мax особо-то и не общались — есть другие мессенджеры, гораздо более удобные.

Но что мне понравилось, там прикольные стикеры. Они действительно анимированные, красивые. Можно кидаться ими. Весело, интересно. Похуже, чем в каком-нибудь телеграме, но лучше, чем в WhatsApp.

По качеству связи: я там созванивался, может, всего раза три-четыре, то есть по пальцам одной руки сосчитать, потому что в целом привык созваниваться в каких-то других мессенджерах. Качество связи, к слову, обычное, то есть не скажу, что что-то хорошо, что-то плохо. Даже не знаю, что добавить.

Единственное, что, возможно, из-за какой-то не самой лучшей репутации мессенджера достаточно мало людей в нем зарегистрировались из моих знакомых и в принципе как будто не так много тех, с кем можно там общаться.

И пожалуй, это главный минус. То есть мне гораздо проще написать человеку в телеграме или в WhatsApp, потому что я знаю, что он там есть. А в Мax`е, по сути, из моей огромной телефонной книжки зарегистрировалось всего около пары десятков человек.

На данный момент это неудобно.

Если суммировать, то впечатление максимально нейтральное, каких-то особо негативных моментов выделить не могу, но и сказать, что это прям какой-то ноу-хау, тоже не могу. Это просто какой-то обычный очередной мессенджер, который не несет в себе ценности для Рунета.

На слухи по поводу слежки я тоже реагирую нейтрально — я все равно какую-то запрещенку не смотрю, и оно мне, наверное, не нужно. Очевидно, что нет безопасных мессенджеров. Все за всеми следят, поэтому… ну следят и следят».

Открытая сессия Минцифры России «Мессенджер МАХ: Экосистема государства в смартфоне». Фото: Егор Алеев / фотохост-агентство ТАСС

…Можно сказать, на наших глазах создается целая экосистема для повсеместного распространения MAX, и ее «представители» не чуждаются использовать самые разнообразные методы. Например, Михаил Ведерников, губернатор Псковской области, в начале сентября сообщил, что общественно важная информация о беспилотной опасности будет появляться «ТОЛЬКО» в его канале Мax.

Столь навязчивая пропаганда порождает, напротив, волну негатива, которая с каждым днем только увеличивается. Мифы опутали репутацию Мax, и чтобы хоть слегка распутать этот клубок противоречивых слухов, мы обратились за разъяснениями в RKS Global, команду экспертов в области свободы интернета.

Правда ли, что Мax все время ведет запись экрана?

Наша команда провела практическое исследование мессенджера Мax. Для этого приложение было установлено на телефоны Android и IPhone и ему были даны все возможные разрешения: камера, микрофон, геолокация, контакты и пр. За телефонами велось качественное наблюдение в течение двух суток. По итогу этого наблюдения эксперты не выявили несанкционированного доступа к записи видео, фото, голоса или экрана.

Правда ли, что Мax видит, что я искал в Сети и пишу в других мессенджерах?

В ходе проведенного исследования мы не увидели логов, которые доказывали бы, что Мax пытается вторгаться в другие приложения. Разработчики операционных систем — Apple, Google, Microsoft — делают все, чтобы такие вторжения были невозможны. Важно помнить, что попытки через одно приложение получить доступ к другому будут более успешны на компьютерах со старыми ОС и на гаджетах от неизвестных производителей.

Правда ли, что Мax постоянно видит мою геолокацию?

Периодически приложение отправляет на сервер пакеты данных для синхронизации, и в этих пакетах содержится IP-адрес. Если на устройстве не включен VPN, этот IP-адрес может косвенно отображать геолокацию: с не очень большой точностью, но в целом эти данные могут быть полезны для выявления геолокации или идентификации человека.

Правда ли, что Мax ловит даже на парковке?

Не исключено, если на парковке достаточный уровень сигнала мобильного интернета или Wi-Fi. У приложения Мax нет никаких фантастических функций, которых бы не было у других приложений (например, у «Яндекса», «ВК», «Госуслуг» и пр.). Он так же связывается с серверами, и качество этой связи будет зависеть только от качества интернета. Там, где работает Мax, будут работать и другие приложения.

Правда ли, что Мax использует веб-камеру на моем компьютере?

Если приложению даны разрешения на использование веб-камеры, оно будет ее использовать при видеозвонке или записи видеосообщений. В фоновом режиме использование камеры не зафиксировано.

Правда ли, что Мax требует от меня «разрешить (ему) всё»?

Как и большинство приложений для смартфона, Мax запрашивает все возможные разрешения: контакты, геолокация, камера, микрофон, управление звонками и пр. Пользователь вправе дать все или некоторые из них, а также вправе отозвать ранее выданные разрешения, если он передумал. Повторно мессенджер будет запрашивать разрешения в момент, когда ему нужно какое-то действие: если пользователь захочет прикрепить фотографию, Мax попросит доступ к ней, и пр. При этом приложение (в его версии на сентябрь 2025 года) не использует доступы без санкции владельца телефона.

Правда ли, что в Мax нет конечного шифрования?

У приложения нет сквозного шифрования. Мессенджер изначально спроектирован так, чтобы вся информация в нем была доступна для российских властей и спецслужб.

Вся информация попадает на сервера и остается там. Даже если пользователь удалил что-то из переписки, это осталось на серверах и к этому есть доступ всех заинтересованных служб, в том числе с использованием ИИ.

Правда ли, что Мax видит, что я пишу в самом Мax?

Все сообщение и файлы, которыми пользователи обмениваются внутри приложения Мax, сохраняются на серверах компании. В соответствии с «законом Яровой», они должны там храниться полгода, а метаданные пользователей — до трех лет. Все данные будут предоставлены силовым структурам по запросу. Это вызывает обеспокоенность среди экспертов: они допускают, что мессенджер Мax, находящийся под контролем структуры, связанной с государством, может не только выполнять требования по хранению и передаче данных, но и теоретически обладать возможностями для более глубокого контроля — вплоть до незаметного доступа к устройству пользователя и слежки в реальном времени. Этот сценарий, хотя он пока и не был подтвержден на практике, рассматривается как потенциально возможный с технической точки зрения.

***

Есть ли безопасная жизнь на Мaxе, нет ли жизни на Мaxе, науке это точно не известно. Но в любом случае каждый человек вправе сам решать, как ему жить. И вправе самостоятельно выбирать, что для него важнее — общение с друзьями с помощью стикеров или сохранность персональных данных.

Борис Борщ

* Принадлежит компании МЕТА, признанной в РФ экстремистской организацией, деятельность которой запрещена