Дата
Автор
Trv-Science Ru
Сохранённая копия
Original Material

Любовь и антропологи - Троицкий вариант — Наука

Десильва Дж. Первые шаги / Пер. Наталья Кияченко. Науч. ред. Елена Сударикова — М.: АНФ, 2024

Заголовок «Первые шаги: Как прямохождение сделало нас людьми» несколько обманывает. Это лишь отчасти книга по антропологии, но ничуть ни в меньшей, а может, и в большей степени — книга об антропологах.

Джереми Десильва — человек, буквально влюбленный в антропологию. Пришел он к ней из довольно далекой научной области — астрономии. Такая внезапная смена профессии могла произойти только по велению сердца, и видно, что Десильва действительно увлечен своим нынешним занятием. Более того, свой антропологический восторг он с необычной легкостью переносит на своих коллег. Почти о каждом из антропологов, с которыми ему довелось поработать или хотя бы встретиться, он старается рассказать какую-то запоминающуюся историю, показать, какой это замечательный человек и насколько уникальны его умения. «Мадлен Бёме выросла в болгарском городе Пловдиве и в детстве любила пробираться в места археологических раскопок и искать артефакты бронзового века в кучах обломков, — рассказывает Джереми об одной из коллег. — Ее завораживало прошлое, и, где бы ни оказывалась, она начинала что-нибудь раскапывать. Будучи старшеклассницей, Мадлен отыскала в холмах Болгарии челюсть редкого вымершего слона».

Джереми Десильва

А вот история о Йоханнесе Хайле-Селассие: «Однажды во время раскопок он обнаружил диафиз длинной кости. Диафизы длинных костей попадаются часто, но обычно их трудно идентифицировать. Это могут быть осколки костей передних или задних конечностей любого из десятков животных, от гоминин до антилоп. „Только посмотрите!“ — с восторгом воскликнул он, но на Мелильо (другой ученый, работавший с группой Йоханеса. — Ю. У.) находка не произвела впечатления. Несколько недель спустя в хранилище окаменелостей гоминин Национального музея в Аддис-Абебе он приложил фрагмент к поврежденной поверхности плечевой кости гоминина, обнаруженной десятью годами раньше. Извлекая эту кость из земли, Хайле-Селассие каким-то образом понял, что ее сломанный конец идеально подойдет к фрагменту плечевой кости, который он не видел десять лет».

Таких историй в книге множество, и парой абзацев они редко ограничиваются: о собратьях-антропологах Десильва рассказывает страницами. Даже когда ему есть на что попенять коллеге-ученому, который не дал ознакомиться с важными и очень интересными окаменелостям, никакой видимой досады, обиды на коллегу в тексте нет. Было? Ну да, всякое случается, зато как прекрасна антропология, как замечательно изучать наших предков, какие чудесные, необыкновенные люди этим занимаются!

Когда я пытаюсь представить этого человека, то трудно отделаться от мысли, что у него должна быть никогда не сходящая с лица улыбка во все 32 зуба, а-ля доктор Ливси из мультфильма Давида Черкасского «Остров Сокровищ» (фото на сайте издательства мое ощущение в целом подтверждает).

Картина у Десильвы получается крайне воодушевляющая, он буквально заражает своей влюбленностью, и, честно говоря, я даже не уверен, что это так уж хорошо для популяризации (при том, что Десильва изначально именно профессиональный популяризатор), во всяком случае, если человек именно после прочтения этой книги решит связать свою жизнь с антропологией, его, скорее всего, все-таки ждет некоторое разочарование от встречи с не столь радужной реальностью. С другой стороны, ну нельзя же ученому запретить любить то, чему он посвятил свою жизнь, и любить тех, кто разделяет его увлечение.

Юрий Угольников