Домой, в наукограды - Троицкий вариант — Наука
Фестиваль «Наукоградостно», объединивший науку, музыку и общественные активности, прошел в третий раз, с 2 по 4 ноября, в городе Пущино. Напомним, именно оттуда родом часть его организаторов и там он состоялся впервые год назад, 26–27 октября 2024 года. А весной была вторая серия, в Черноголовке, о ней мы писали в газете. Правда, «вприглядку» — со слов участников и организаторов. Выбраться и увидеть воочию, на что всё это похоже, удалось сейчас — правда, только на один день, фестиваль совпал со сдачей номера.
Газета, однако, была отлично представлена — в лице главного редактора ТрВ-Наука Бориса Штерна (с лекцией «Место жизни во Вселенной» на тему одноименной новой книги) и нашего постоянного автора Юрия Угольникова (естественно, про динозавров!). Помимо этого, еще три дня музыки, спектаклей, мастер-классов, лекций и детских развлечений. Плюс фотовыставка, ярмарка мастеров, круглый стол… И даже «Комната исполнения желаний» — арт-объект по мотивам Стругацких. Всё это — в небольшом здании местного Дома ученых. (Троичанам он покажется знакомым — это архитектурный близнец нашего Центра «МоСТ», в прошлом — первого здания троицкого ДУ.) Как и многие такие фестивали, внутри «Наукоградостно» оказывается гораздо больше, чем кажется снаружи.
Что такое фестиваль «Наукоградостно»? Его придумал 1 московский музыкант Павел Федосов. Выступая по всей России, он обнаружил, что в наукоградах публика какая-то особенная. И хочется спеть и сделать фестиваль именно для нее. Тем более, что супруга Павла, ученый-фольклорист Ксения Федосова, родом из наукограда Пущино. И завертелось…
Пущино — уютный, тихий городок, сделанный для людей, для жизни. Бережно реставрированы старые советские вывески. Дома из кирпича соразмерны людям. Никто не гудит воздуходувками, и бордюры живут тут больше, чем полгода. Их вид умиротворяет. Улицы носят имена ученых. «Наукоградский вайб» чувствуется мгновенно. И когда встречаешь человека, которого в жизни не видел, общаешься так, словно были знакомы всегда.
Вдоль улицы идет стайка детей и взрослых — это экскурсия по городу, с нее начинается первый день фестиваля. А программа в самом ДУ стартовала в 13 часов. В концертном зале участники группы «Мимонот» Игорь Лазарев и Мария Панкова играли для ребят песни из мультфильмов. А на лекционной площадке открылся круглый стол «Арт- и научпоп-проекты в наукоградах». Спикеры: Василий Бродовиков (Пущино), Варвара Фуфаева (Дубна), Екатерина Рябинина (Пущино), Михаил Пискунов (Москва), Алина Сапрыкина (Москва), Надежда Просвет (Протвино), Сергей Коневских (Троицк) и другие. Модератор — Ксения Федосова (Пущино/Москва). Это организаторы фестивальных, выставочных, музейных и других социокультурных проектов в наукоградах. В Дубне, например, при ОИЯИ к грядущему 70-летию института создается культурно-исторический комплекс, он же музей, но не только он — это и архив знаний по истории института, и современный научно-популярный музей. «Никто не показывал поля и частицы. Давайте мы покажем!» — заметила Варвара Фуфаева. Но как? «И вот лаборатория теоретической физики, 400 с лишним человек, несколько месяцев думает о том, как показать поля и частицы, чтобы это было понятно…» Еще любопытная идея — сделать аудиоспектакли про ученых города и вывешивать ссылки на них в виде QR-кодов, чтобы жители знали, в честь кого названы улицы.
Другая интересная задача — фиксация личной истории. Об этом говорил историк науки Михаил Пискунов. Есть сбор дневников по всей стране — например, электронный архив «Прожито» 2, сбор воспоминаний в «Обнинском проекте» под эгидой РАНХиГС. Как интервьюировать жителей наукоградов, ученых, сотрудников институтов? В чем-то это похоже на задачу деревенских этнографов — есть опросники, есть алгоритмы интервью. Понятно, к грандам науки такой метод не подойдет — нужен индивидуальный подход… Куратор Биеннале визуальных искусств в Серпухове Алина Сапрыкина показала, каким был этот проект, и со своим опытом руководителя ряда московских музеев рассказала, как эволюционировала модель музея в целом. Сначала это были хранилища артефактов, своего рода «галеоны с сокровищами», потом — некие «театры», которые эти сокровища презентуют публике, далее — информационные площадки, медиаресурсы, а сейчас считается, что музеи должны превратиться в НИИ, лаборатории, где не только работают с прошлым, но и проектируют будущее. Для научного музея эта идея — особенно подходящая.
Сергей Коневских рассказал о том, что удалось реализовать в троицком Доме ученых, о «Физкунсткамере» — одном из первых «научных музеев» в стране. Екатерина Рябинина — про еще один новый фестиваль в Пущино — «Майский жук», который родился как почти шутка — а не отметить ли День майского жука? Получилась, по одним отзывам, «городская шалость», по другим — «культурно-научная феерия».
Вспоминали известный «треугольник Лаврентьева» (академика, основателя Новосибирского академгородка) — городом движет взаимодействие науки, образования и промышленности. Сейчас это уже пирамида или более сложная фигура — добавляются власть и бизнес. Где-то в этом объеме должны искать себя и социокультурные, исторические проекты, фестивали. Хотя у «Наукоградостно» пока не всё просто. Ученые проект поддержали и даже пекли вкуснейшие яблочные пироги, чтобы угостить музыкантов. А вот с грантами от власти и с поддержкой от бизнеса сложнее. Спасает старый добрый краудфандинг.
Всё пересказать невозможно, но остались конспекты. Не обычные, а концептуально-графические — прямо по ходу дела бизнес-иллюстратор Анна Неслуховская превращала идеи в слова и картинки.
Когда-то наукограды были яркой частью советского модернистского проекта. Их жизнь оказалась дольше, чем страны, их создавшей. Они выжили в 1990-е, создали свой Союз развития наукоградов. Но сейчас очередной переломный момент. Опять меняются приоритеты. Поколение тех, кто застал наукограды в их расцвете, уходит. Дело за детьми и внуками. Теми, для кого наука с детства была частью окружающего мира, и казалось, что ей занимаются все. Многие давно уехали из наукоградов, но остаются в том же культурном поле, живут в общем «распределенном наукограде». «Жду встречи с родным городом, — писала перед открытием фестиваля Ксения Федосова. — Кажется, я мечтала об этом: вырасту большая и вернусь домой. Вернусь вместе с друзьями и привезу гостей и праздник, смыслы и возможности. Кажется, это случилось?»
Владимир Миловидов