Дата
Автор
Христо Грозев; Майкл Вайс
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Провал по всем пунктам. Как Дмитриев и Ушаков попытались выдать свой план за американский

ПолитикаХристо Грозев, Майкл Вайс26 November 2025

20 ноября некоторые американские СМИ со ссылкой на некий анонимный источник слили план из 28 пунктов по прекращению войны в Украине, выдавая его за американский план мирного урегулирования, якобы сформулированный в результате долгих переговоров США с российской и украинской сторонами. В действительности же документ представлял собой предложения Кремля, по которым не велось никаких переговоров ни с Госдепартаментом США, ни тем более с Украиной. Опубликованные Bloomberg прослушки подтверждают, что российский переговорщик Кирилл Дмитриев договорился с американским спецпредставителем Стивом Уиткоффом, что тот выдаст эти предложения за американский план. Многие из спорных условий этого плана содержались в документе, который источники обсуждали с The Insider еще несколько месяцев назад.

Available in English

Аудиоверсия Apple Podcasts / Spotify / Сastbox

План из 28 пунктов по прекращению войны в Украине, якобы составленный американскими переговорщиками при участии Кирилла Дмитриева — главы Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ) и кремлевского переговорщика, — на самом деле по сути своей является переработанной версией российского документа. Источник, близкий к российскому правительству, показывал The Insider этот документ еще несколько месяцев назад.

Как сообщают Axios и Wall Street Journal, американский план, имеющий явный перекос в пользу Москвы, спровоцировал международный кризис на фоне опасений, что администрация Трампа продвигает пророссийскую повестку и пытается принудить Украину к капитуляции. Утверждается, что документ — плод месячной совместной работы трех фигур: спецпосланника США Стива Уиткоффа, зятя Трампа Джареда Кушнера и самого Дмитриева.

План из 28 пунктов усилил опасения, что администрация Трампа продвигает пророссийскую повестку

Ряд ключевых положений плана, утекшего в американскую прессу 18 ноября, фактически позаимствован из более раннего черновика, написанного Дмитриевым вскоре после возвращения Трампа в Белый дом в конце января 2025 года, в том числе:

  • де-факто признание со стороны США оккупированных Россией Крыма, ЛНР и ДНР (что рассматривается как уступка со стороны Москвы по сравнению с более обязывающим признанием этих территорий де-юре);
  • замораживание территориального статуса по текущей линии соприкосновения в Запорожской и Херсонской областях;
  • поэтапный процесс снятия санкций с России;
  • принятие Украины в Европейский союз;
  • безусловный отказ в приеме Украины в НАТО;
  • запрет на присутствие западных миротворцев или контингентов НАТО в Украине;
  • схема, при которой США получают прибыль от замороженных российских активов, удерживаемых Евросоюзом, одновременно инвестируя в послевоенную Украину, а также приглашение для США инвестировать в Россию.

Самое поразительное сходство касается последнего пункта:

«100 млрд долларов замороженных российских активов направляются на деятельность под руководством США по восстановлению и инвестициям в Украину, — гласит план из 28 пунктов. — США получат 50% прибыли от этого предприятия. Европа добавляет 100 млрд долларов, чтобы увеличить объем инвестиций, доступных для восстановления Украины. Замороженные европейские средства размораживаются».

«Олигархи все равно смогут получить свою прибыль от инвестиций в Украину», — пояснил российский источник, показавший The Insider первую версию документа. Иными словами, активы не будут потеряны, а просто перенаправлены в будущие бизнес-проекты для обогащения приближенных к Путину миллиардеров.

В российской концепции также содержались две «приманки», напрямую нацеленные на администрацию Трампа, которая известна своим сугубо деловым подходом. Оба этих предложения были весьма примечательны, но лишь одно из них перекочевало в план, утекший в американские СМИ.

Первое из них заключалось в том, что США смогут инвестировать в послевоенную экономику России, которая, как ожидается, будет «испытывать острую нехватку средств и потребность в инвестициях» вследствие ее полного перевода на военные рельсы после полномасштабного вторжения в феврале 2022 года. Это, как пояснил источник, открыло бы «новую... эру для американских инвестиций в Россию, подобную 90-м годам».

В плане из 28 пунктов это предложение отражено следующим образом: «Остаток замороженных российских средств будет направлен в отдельную американо-российскую инвестиционную структуру, которая займется реализацией совместных проектов в конкретных областях. Этот фонд будет нацелен на укрепление отношений и расширение общих интересов для создания мощного стимула к предупреждению будущих конфликтов».

Второе предложение, раскрытое в первоначальном плане, полностью отсутствует в версии Уиткоффа — Кушнера — Дмитриева. Источник The Insider резюмировал его так: «Мы были бы готовы променять Китай на США», добавив, что российские элиты «бесит растущая роль Китая в гражданской экономике — он использует прорехи, оставленные уходом западных инвесторов». Учитывая хорошо известное великодержавное соперничество между Вашингтоном и Пекином, предложение касалось создания коалиции противников растущей азиатской сверхдержавы, охарактеризованной источником как «своего рода новая христианская коалиция».

Российские элиты «бесит растущая роль Китая в гражданской экономике», сообщил источник The Insider

Это, по-видимому, было рассчитано на популярный в MAGA-кругах аргумент в пользу отказа от поддержки Украины: мол, США следует сосредоточить свои военные и дипломатические усилия на противодействии возвышению Китая как глобальной сверхдержавы. Это положение, вероятно, было удалено, поскольку Россия не хотела даже намекать на то, что она когда-либо порвет со своим важнейшим стратегическим союзником.

С самого января, когда Трамп вернулся в Белый дом с обещаниями закончить войну «за двадцать четыре часа», дипломатический процесс был отмечен непредсказуемыми сюжетными поворотами.

Wall Street Journal сообщила 24 ноября, что Уиткофф и Кушнер якобы написали первый черновик «возвращаясь из ближневосточной поездки, на волне успеха от заключения сделки между Израилем и ХАМАС» и что детали они прорабатывали совместно с Дмитриевым, который в октябре прилетал в Майами для встреч с обоими американцами. «Бóльшая часть» плана была написана Уиткоффом и Кушнером, утверждало издание, ссылаясь на «лицо, знакомое с процессом составления документа».

В действительности же, если даже Уиткофф и Кушнер что-то добавили в документ, то не так много, поскольку он содержит конкретные формулировки, почти слово в слово повторяющие более ранний текст — тот, что был написан единолично Дмитриевым вскоре после второй инаугурации Трампа. Целью того первоначального документа, по словам описавшего его источника, было представить вступающему в должность президенту США «большую сделку», закрепляющую максималистские требования России.

Кремль часто называет их устранением «коренных причин» войны, а именно: пересмотр возглавляемой американцами архитектуры безопасности Европы, сложившейся после холодной войны и действующей последние 34 года. «Упаковка» этой сделки должна была сыграть на хорошо известных пристрастиях администрации Трампа и ее склонности к сделкам по принципу «ты — мне, я — тебе», даже если предметом торга выступает то, что не принадлежит ни России, ни США.

Российская «мирная сделка» была призвана сыграть на хорошо известных пристрастиях администрации Трампа и ее склонности к сделкам в формате «ты — мне, я — тебе»

Эти особенности проявились в полной мере в телефонном разговоре 14 октября между Уиткоффом и высокопоставленным российским дипломатом Юрием Ушаковым, стенограмма которого попала на страницы Bloomberg днем 25 ноября.

В этой беседе, состоявшейся через две недели после объявления о мирном плане по Газе, который был заключен при посредничестве Трампа, Уиткофф инструктировал Ушакова о том, какой подход следует выбрать Путину в разговоре с его американским коллегой.

Высокопоставленный российский дипломат Юрий Ушаков дает комментарии лояльным Кремлю журналистам

«Я бы позвонил и просто бы повторил, что вы поздравляете президента с его достижением, что вы поддерживали его, что вы уважаете тот факт, что он человек мира, и что вы, ну, вы просто очень рады, что это случилось», — говорит Уиткофф, добавляя, что ближайшие дни — идеальное время для того, чтобы Кремль передал такое послание. «Зеленский приезжает в Белый дом в пятницу [17 октября], — продолжает Уиткофф. — Я буду присутствовать на этой встрече, потому что от меня этого хотят, но я думаю, что, если это возможно, с твоим боссом надо созвониться до этой пятничной встречи».

«Вот что, я думаю, было бы потрясающе, – добавил затем Уиткофф. – Может, он скажет президенту Трампу: знаешь, Стив и Юрий обсудили очень похожий план достижения мира из 20 пунктов, и это может стать чем-то, что, мы думаем, может, сдвинет ситуацию с мертвой точки, мы открыты к такого рода разговорам — изучить, что необходимо для достижения мирной сделки».

16 октября по просьбе России Трамп и Путин провели телефонный разговор, который длился более двух часов. Встреча Трампа с украинским коллегой на следующий день, по сообщениям, прошла напряженно. Неделю спустя Трамп отправил Уиткоффа в Майами для личной встречи с Дмитриевым.

29 октября, согласно другой стенограмме, опубликованной Bloomberg, Дмитриев и Ушаков говорили по телефону по-русски и обсуждали, насколько жестко Москва должна настаивать на своих требованиях в любом мирном предложении.

Дмитриев: Нет, смотрите. Мне кажется, вот эту бумагу, просто мы сделаем как бы в нашей позиции, и я просто неформально прямо передам, что все это неформально. А они пусть делают как свою. Но я думаю, что они не совсем нашу версию возьмут, но по крайней мере максимально близко к ней.
Ушаков: Ну в том-то и дело, что они могут не взять, а скажут, что это с нами согласовано. Вот что я боюсь.
Дмитриев: Нет, нет, нет. Это точно, я ну прямо вместе с вами, ну как вы скажете слово в слово, я скажу.
Ушаков: Они могут потом переиначить, и все. Ну есть такая опасность. Есть. Ну ладно, ничего. Посмотрим.

Такой же политически неопытный, как и Уиткофф, Дмитриев сделал карьеру благодаря близости его жены к дочери Путина Катерине Тихоновой. «Кирилл звезд с неба не хватал, но охотно приписывал себе чужие заслуги и использовал громкие имена и связи для собственного продвижения, — рассказал The Insider источник, близкий к Дмитриеву. — С его биографией он не должен был получить допуск к гостайне или полномочия вести переговоры, но теперь он „в семье“, и для него делают исключения — прямо как в Белом доме при Трампе».

Неудивительно, что, когда плоды трудов Дмитриева стали достоянием гласности, реакция Киева оказалась отнюдь не восторженной. Заместитель министра иностранных дел Украины Сергей Кислица написал в Twitter в ответ на первую статью Axios, что циркулирующие слухи о «мирной сделке» из 28 пунктов напоминают ему советские «активные мероприятия» — «спланированное манипулирование информацией с целью влияния на мысли и эмоции людей... чтобы посеять панику и расколоть общество».

Замминистра иностранных дел Украины написал в Twitter, что слухи о «мирной сделке» из 28 пунктов напоминают советские «активные мероприятия»

Направляясь в Женеву для обсуждения рамочного соглашения с охваченной беспокойством украинской делегацией (а также с группой застигнутых врасплох европейцев), госсекретарь США Марко Рубио позвонил нескольким сенаторам, включая Майка Раундса (республиканец от Южной Дакоты) и Ангуса Кинга (независимый сенатор от Мэна), участвовавшим в Форуме по безопасности в Галифаксе. Рубио якобы заявил им, что этот план является не утвержденным протоколом США, а просто «списком российских пожеланий». Сенаторы дали пресс-конференцию в прямом эфире, пересказав комментарии Рубио.

После того как эти заявления подняли шум, Рубио сдал назад и написал в Twitter, что это был все же «американский план». Однако два источника, знакомых с деталями разговора, сообщили The Insider, что правильной была версия сенаторов. (Никто из них не отказался от своего первоначального изложения слов Рубио.)

В первый день переговоров в Швейцарии Рубио попытался смягчить официальный статус плана, назвав его «живым документом» и «фундаментом, сложенным из предложений всех заинтересованных сторон». Эту риторику подхватил Трамп, заявивший журналистам в Белом доме, что данная концепция не является его «последним предложением» Киеву.

В ходе консультаций с украинской и европейской делегациями 28 пунктов были впоследствии сокращены до 19, причем сообщается, что некоторые из наиболее пророссийских положений были удалены. В рамках пересмотренной концепции вопросы территориальных уступок и членства в НАТО были оставлены для будущего обсуждения между Трампом и Зеленским.

Кислица заявил Financial Times 24 ноября, что пересмотренный план из 19 пунктов, который его делегация помогла выработать в Женеве, является заметным улучшением по сравнению с вариантом Дмитриева. «От первоначальной версии осталось очень мало», — сказал он.

«Он, видимо, получил это от К.»: как Кирилл Дмитриев сманипулировал американскими медиа, чтобы они поверили в существование «мирного плана»

Нам очень нужна ваша помощь

Подпишитесь на регулярные пожертвования

Подпишитесь на нашу рассылку