Дата
Автор
Леонид Никитинский
Источник
Сохранённая копия
Original Material

А местный суд разрешил…

Дело побитых адвокатов: у субъектов Федерации есть свои представления о законности, не совпадающие с «презумпцией правоты мента»

Июль 2023 года. Суд оправдал адвоката Диану Ципинову по делу о нападении на полицейского. Фото: Федеральная палата адвокатов

Урванский районный суд Кабардино-Балкарии повторно вынес оправдательный приговор в отношении адвоката Дианы Ципиновой. Это старое, но очень принципиальное дело, иллюстрирующее отношения и соотношение сил между обвинением и защитой в современном российском суде.

20 мая 2020 года адвокат республиканской палаты Ратмир Жилоков по просьбе своей доверительницы подъехал к помещению, где она собиралась открыть интернет-кафе. Там уже были полицейские, заподозрившие предпринимательницу в намерении организовать заведение для азартных игр. Поскольку у сотрудников полиции не было санкции на обыск или хотя бы распоряжения о проведении осмотра помещения, Жилоков стал возражать против их действий и в ходе обоюдной перепалки якобы ударил одного из них.

Полицейские доставили Жилокова в отдел УМВД, куда по его просьбе к нему на помощь приехали три адвоката из той же палаты, включая Ципинову. Однако сотрудники полиции не допустили их к подзащитному. Перед входом в отдел возник новый конфликт, в ходе которого Ципинова, по версии следствия, нанесла одному из полицейских несколько ударов по лицу, в пах и по другим частям тела. После этого она была задержана и провела ночь в «обезьяннике», а 29 мая против Жилокова и Ципиновой были возбуждены два дела по статье 318 УК — применение насилия к сотруднику полиции.

Адвокат Ратмир Жилоков. Фото: соцсети

23 января 2023 года Урванский районный суд приговорил Жилокова к полутора годам лишения свободы. В мае Верховный суд Кабардино-Балкарии освободил его из-под стражи, снизив наказание до штрафа в 100 тысяч рублей, а кассационная инстанция уменьшила штраф до 50 тысяч.

Параллельно расследовалось и рассматривалось дело Ципиновой. Ее защиту наряду с кабардинскими коллегами взяла на себе Федеральная палата адвокатов (ФПА). 7 июля 2023 года тот же Урванский суд вынес адвокату оправдательный приговор, придя к выводу, что она действовала в ситуации необходимой обороны и не превысила ее пределов.Прокуратура Кабардино-Балкарии обжаловала приговор, но в Верховном суде республики он был признан законным и обоснованным.

Однако в дело вмешалась Генеральная прокуратура, и Пятый кассационный суд общей юрисдикции, находящийся в Пятигорске,

12 августа 2024 года отменил оправдательный приговор, отметив, что суду первой инстанции следовало установить, были ли у полицейских основания для применения физической силы к адвокату.

В прениях по делу, которые состоялись 13 ноября, выступили защитники, представлявшие ФПА, АП Кабардино-Балкарии и даже палату соседнего Ставропольского края. В частности, президент ФПА Светлана Володина сказала, что за этим процессом «следит все адвокатское сообщество… И я должна сказать о тех, кто сегодня является свидетелем и потерпевшим, — они должны были быть в этом процессе в другом статусе. Защищать себя, обвиняя невиновного, — это незаконный способ их защиты. И это больше чем нападение на конкретного адвоката. Это нападение на принципы защиты, на саму суть профессии».

1 декабря 2025 года Урванский районный суд вновь не нашел состава преступления в действиях адвоката Ципиновой.

В чем урок этого долгого дела? Оно в одно и то же время уникально и типично. Типично отношение к адвокатуре со стороны органов МВД и прокуратуры, которые выступают как единое целое, тогда как прокуратура должна быть, по идее, равноудалена от обеих сторон. Уникальна (к сожалению) позиция судов Кабардино-Балкарии, дважды вставших на сторону адвокатуры. Впечатление портит позиция кассационного суда в Пятигорске и тот факт, что уголовное дело о превышении полномочий полицейскими так и не возбуждено. Резкое снижение меры наказания Жилокову указывает, что и он, скорее всего, отбивался от стражей порядка в пределах необходимой обороны, но на оправдательный приговор ему у судей Урванского суда сил тоже уже не хватило.

Прецедентное значение этого дела таково, что, с одной стороны, к нему подключилась Генеральная прокуратура, выступающая с позиций «презумпции правоты мента», а с другой — видимо, администрация республики, пообещавшая своим судьям в случае чего поддержку «наверху». То есть эта история — еще и о надломе силовой «вертикали» и о федерализме.