Дата
Автор
Дата
Сохранённая копия
Original Material

«‎Буквально превратили в мумию»‎. Свидетель рассказал о состоянии украинской журналистки Виктории Рощиной незадолго до гибели в российском плену

Стали известны новые подробности о состоянии украинской журналистки Виктории Рощиной в российском плену. В сентябре 2024 года ее должны были вернуть в Украину по обмену, но вместо этого отправили на этап, позже она погибла.

Военнопленный Микита Семенов, который осенью 2024 года прошел по этапу в СИЗО пермского города Кизел вместе с журналисткой, освободился из плена и рассказал журналистам Forbidden Stories, что происходило с Рощиной незадолго до гибели.

СИЗО-3 в Кизеле 19 сентября 2024 года, в день гибели Виктории РощинойForbidden Stories

«‎На ней было летнее голубое платье с цветочками, на ногах черные кеды. Она могла стоять, но ходила и говорила с трудом. Казалось, ее держит платье. Она была очень худая, слишком худая. Желтая кожа, тусклые безжизненные волосы. Ее буквально превратили в мумию»‎, — описал Семенов состояние девушки. Военный рассказал, что Рощина не ела мясо, которое ей давали.

Этап в 2500 км длился с 9 по 12 сентября 2024 года. Первую часть пути заключенных везли в поезде. Военные и гражданские ехали вместе, разговоры были запрещены. В вагоне было два отсека для особо опасных заключенных. В одном из них сидела Виктория Рощина, рассказал Микита Семенов.

По прибытии заключенные проходили жесткую «‎приемку» — так в российской пенитенциарной системе называют избиения и пытки при перемещении в новое место заключения.

«‎Меня бросили на пол в коридоре, начали бить ботинками, руками. Сказали раздеться и продолжили избивать. Потом включали песни вроде “Катюши” и других советских. Я лежал на полу и терял сознание»‎, — описал Семенов свои первые часы в СИЗО-3 Кизела.

Руководителем СИЗО-3 в то время был 39-летний Виталий Спирин, сейчас должность руководителя, по данным СПАРК, занимает Вячеслав Перевозкин. В разговоре с «‎Важными историями» Перевозкин и Спирин бросили трубку после вопроса о судьбе Рощиной.

Тогдашний начальник СИЗО-3 в Кизеле — Виталий СпиринСоцсети

Виктория Рощина погибла спустя восемь дней после прибытия в СИЗО Кизела. 19 сентября Ленинский отдел ЗАГС в Перми выдал свидетельство о смерти журналистки, следует из данных закрытых российских баз. Что произошло с Рощиной за это время, остается неизвестным.

    «Важные истории» в рамках международного расследования подробно рассказали, как 27-летняя украинская журналистка Виктория Рощина попала в плен, когда расследовала систему пыток и похищений мирных украинцев на оккупированных территориях. Почти год девушка провела в плену в СИЗО Таганрога, который бывшие заключенные называют адом на земле. В сентябре 2024 года журналистку должны были обменять, но на обмене она не появилась, а в октябре родители получили письмо от Минобороны с сообщением о смерти дочери.

    В феврале 2025 года тело Рощиной вернули в Украину в рамках обмена, ее поместили в пакет с маркировкой неопознанного мужчины. На ее теле были многочисленные следы пыток, отсутствовали внутренние органы. В частности, были удалены глаза, мозг и часть гортани. Так власти могли попытаться скрыть следы насилия, считает судмедэксперт — российская сторона иногда возвращает в Украину тела без органов.

    Европейский союз ввел санкции за пытки и систематическое жестокое обращение с заключенными, гражданскими лицами и военнопленными против бывшего руководителя таганрогского СИЗО Александра Штоды, о котором писали «‎Важные истории»‎, и двух его заместителей.