Дата
Автор
Дата
Сохранённая копия
Original Material

Сотрудники ФСБ позвонили первому фигуранту дела о поиске «экстремистских» материалов уже через 15 минут после того, как он загуглил эмблему «Азова», утверждает адвокат

Суд в Каменске-Уральском оштрафовал 20-летнего бывшего медбрата Сергея Глухих на 3 тыс. рублей по протоколу о поиске «экстремистских» материалов (13.53 КоАП). Об этом сообщил корреспондент «Медиазоны» из зала суда.

Это первое известное дело по статье о поиске «экстремистских» материалов — запрет на поиск действует с 1 сентября.

Согласно протоколу, 24 сентября Глухих ехал в автобусе и загуглил на телефоне «Азов». Уже через 15 минут после этого ему позвонили из ФСБ, рассказал адвокат Глухих Сергей Барсуков газете «Коммерсант Урал».

Силовики позвонили Глухих под видом неизвестных и предложили встретиться у его места работы (он работал в больнице и уволился оттуда, потому что его «загнобили»), чтобы обсудить возможность прохождения альтернативной гражданской службы, пояснял адвокат Барсуков. Когда Глухих приехал, его посадили в машину и привезли в ФСБ — тогда силовики забрали его телефон.

В протоколе на Глухих указано точное время и место поискового запроса. Откуда у силовиков эта информация, сотрудник ФСБ по Свердловской области Антон Замараев, выступивший в суде, отвечать отказался. «Формы, методы, которыми мы действуем, не разглашаются», — заявил Замараев.

Защита отмечала в суде, что на Глухих оказывали психологическое давление. Кроме того, адвокат подчеркивал: силовики не смогли доказать, что Глухих намеренно искал шеврон украинского полка «Азов». Если загуглить это слово, то поисковик также выдает фото города Азов и Азовского моря.

По словам защитника, материалы дела «очень сырые»: в них лишь несколько фото телефона с историей поиска. Умысел, который необходим для установления нарушения закона, никак не отражен.

Полицейская, составлявшая протокол, заявляла, что о нарушении силовикам сообщило «неустановленное лицо». При этом в деле есть ведомственная переписка, согласно которой в МВД обратились именно сотрудники ФСБ. Замараев заявил в суде, что Глухих был «в поле зрения» ФСБ еще до составления протокола.

Понятыми, которым показали фото телефона Глухих и историю поиска (они якобы «гуляли мимо отдела ФСБ»), оказались учащиеся Каменск-Уральского техникума по специальности «Правоохранительная деятельность», отмечала «Медиазона».

О протоколе на Глухих стало известно 6 ноября. Тогда утверждалось, что информацию об истории поиска силовикам передал провайдер Т2. Сам оператор связи это опроверг. Эксперты отмечали, что оператор фиксирует лишь сам факт входа абонента в Google, но не то, что именно он ищет.

Позже протокол вернули на доработку. Свердловская полиция ошибочно указала, что «Азов» и РДК включены в «экстремистский» реестр Минюста, хотя на самом деле они в реестре «террористических» организаций ФСБ. Если в прежней версии протокола говорилось, что Глухих гуглил «Азов» и РДК, то в новой версии оставили лишь поиск шеврона «Азов» (его изображение есть в перечне «экстремистских» с сайта Минюста).

«Изменили само содержание протокола. Картинки просто посмотрел поверхностно, не залезая на сами сайты этих организаций. Картинки, которые вы сейчас можете в поисковике набрать и тоже зайти и посмотреть — символы. Всё, и человек у нас виновен. Он экстремист», — говорил защитник Барсуков изданию «Осторожно, новости».

31 июля Путин подписал закон, который запрещает умышленный поиск в интернете материалов, признанных Минюстом «экстремистскими». С 1 сентября он вступил в силу. Формулировка закона размыта, из-за этого поводом для протокола может стать поиск любых материалов, которые подпадают под широкое определение «экстремизма», говорил киберадвокат Саркис Дарбинян «Важным историям». Также непонятно, как определять, что поиск был «умышленным».