«До военкомата своими ногами они бы точно не дошли». Как россияне отправляют сограждан на войну и сколько зарабатывают на этом
«До военкомата своими ногами они бы точно не дошли». Как россияне отправляют сограждан на войну и сколько зарабатывают на этом
Будущих контрактников заманивают деньгами, обманывают, а иногда просто похищают. Максимальная выплата за голову — 575 тыс. рублей
Дата17 дек. 2025«Без опыта не берем. Ecли бeз опыта, у вac должны быть люди, готовые пойти нa CВО», — так звучит одно из требований к кандидатам на вакансию «рекрутер СВО» на «Авито». Таких рекрутеров ищут компании, набирающие людей на контракт с Минобороны России.
Вербовка наемников стала бизнесом. Те, кто идет воевать, получают зарплату от 210 тыс. рублей в месяц, а главное — миллионные выплаты за подписание контракта. Сейчас самые щедрые подъемные в Тюменской области — 3,4 млн рублей (400 тыс. из федерального бюджета плюс 3 млн из местного). Чиновникам и руководителям предприятий надо закрывать KPI по набору контрактников, и они готовы щедро за это платить. Как подсчитали в октябре «Важные истории», в ряде регионов бюджетные выплаты вербовщикам сопоставимы с некоторыми статьями социальных расходов.
У россиян есть несколько способов заработать на отправке своих сограждан на войну.
Способ первый. Найти контрактника онлайн
Чтобы стать рекрутером на удаленке, надо откликнуться на одно из многочисленных объявлений. Онлайн-агентов себе ищут как крупные центры по набору контрактников, так и индивидуальные вербовщики, работающие напрямую с военкоматом или компанией, которой нужно выполнить KPI по набору. Иногда удаленщики не оформляют трудовые отношения, но в некоторых случаях работают как самозанятые или открывают ИП.
Агенты ищут наемников в соцсетях и на сайтах поиска работы, их задача — убедить человека подписать контракт и сопроводить его к вербовщику. Если онлайн-рекрутер решит разместить рекламу или продвинуть свое объявление, он делает это за свой счет. Обычно онлайн-агенты обещают несколько вещей.
Много денег. «Мой главный инструмент — калькулятор. Я считаю и показываю сумму, прикидываю, что человек сможет купить, от этих перспектив голова идет кругом, ну, и он идет. А мне — копеечка», — рассказывал 18-летний рекрутер Ян. В объявлениях можно найти суммы от нескольких сотен тысяч рублей до нескольких миллионов и даже 17,5 млн рублей на руки. Всё зависит от того, как считать. Ежемесячная зарплата контрактника сейчас — от 210 тыс. рублей. Если считать годовой доход с учетом единовременных выплат и всяких надбавок, получится несколько миллионов. Например, в Москве официально обещают 5,2 млн за первый год службы. А если учесть положенное участникам войны списание долгов до 10 млн рублей, то вполне можно насчитать 17,5 млн.
Служба в тылу. В объявлениях потенциальным контрактникам предлагают развозить «продукты и гуманитарку» («Без участия в боевых действиях», «100% тыл, никаких боевых задач!»), охранять Крымский мост, работать сварщиком, автослесарем («работа в теплом боксе под Курском»), разнорабочим и т. д. Иногда агенты обещают контракт «по отношению». Отношение — это документ, который выписывает командир части, по сути — просьба прислать контрактника именно в его часть. «Важные истории» под видом желающего подписать контракт спросили у одного из онлайн-вербовщиков, можно ли сейчас подписать контракт «по отношению» и служить в тылу. «Устроим», — пообещал тот.
Болезни больше не проблема. У некоторых вербовщиков, работающих непосредственно с военкоматами, есть возможность отправить на войну людей с тяжелыми заболеваниями, в том числе с ВИЧ, гепатитом и сифилисом, или стоящих на учете в наркодиспансере. Онлайн-агенты обещают решить вопрос и передают «клиентов» своим нанимателям. Один из агентов пообещал корреспонденту «Важных историй», что может отправить его на фронт с гепатитом. Но контракт надо заключить до конца года, чтобы успеть «пройти по квоте».
Бесплатный проезд, проживание и экипировка. «Они же сами хотели туда, я просто помогаю найти дорогу, причем делаю эту дорогу комфортной», — рассказывала рекрут на удаленке Наталья. Агенты покупают потенциальным контрактникам билеты, а когда те встречаются с вербовщиками, то могут получить бесплатное проживание, а потом и обмундирование.
Контракт на год. Нередко авторы объявлений пишут, что контракт подписывается на один год. Если не знать, что контракты с Минобороны сейчас бессрочные, условия выглядят так, что через год договор истечет и можно будет вернуться домой. В пункте отбора в Москве далеко не все желающие подписать контракт в курсе, что он бессрочный, писала год назад «Верстка». Впрочем, одна из вербовщиц в «Телеграме» честно предупредила корреспондента «Важных историй», что контракт продлевается автоматически. Она же сказала, что набор в части «по отношению» прекращен с января.
Помогите «Важным историям» Без вас нас не будетПоддержатьСкорое окончание войны. «Договорнячок близок. Возможно, сейчас мы видим выплату 3 млн рублей последний раз», — предупреждает один из телеграм-каналов, зазывающих на контракт. Такой рекламой занимаются не только вербовщики и их агенты, но и Минобороны. «Мне скидывали часто такие баннеры с сайтов госструктур, типа госуслуг — в период, когда готовилась встреча Путина с Трампом на Аляске. Мол, вот-вот он заявит о прекращении "СВО", а вы вернетесь со своими миллионами домой, даже доехать до фронта не успеете», — говорила жительница Приангарья.
По словам онлайн-агентов, за каждого приведенного контрактника они получают от нескольких десятков тысяч до 300 тыс. рублей, иногда речь идет о 10% от разовой выплаты. Наниматели говорят, что агенты приводят до 30 человек в месяц. «Знала бы я раньше про эту тему, я бы здесь давно уже зарабатывала. В 10 раз больше, чем на своей основной работе», — признается Виктория, менеджер по подбору персонала.
Иногда вербовщики-наниматели обманывают своих агентов: забирают себе выплату за контрактника и просто блокируют агента, рассказывал сотрудник компании «Консалт эксперт», набиравшей наемников в нескольких регионах. В ноябре агенты этой компании сами начали жаловаться на невыплаты гонораров. Сейчас на «Авито» можно найти объявления о найме агентов с таким комментарием: «Нe имею отнoшения к “Kонcaлт экспeрт”».
Способ второй. Найти контрактника на земле
«Информация о выплате “приведи друга”» — под таким заголовком на сайте Министерства социального развития Смоленской области опубликована новость о выплате 50 тыс. рублей за «содействие в привлечении к заключению контракта». О таких акциях объявили не менее 30 регионов, выплаты сейчас колеблются от 20 до 575 тыс. рублей.
Иногда россияне действительно приводят в военкомат своих друзей и родственников, но настоящие вербовщики зарабатывают на незнакомых людях, нередко маргиналах. «Это такие ребята “на суете”, темщики, решалы. Они общаются со всеми: со средним классом, с маргиналами, с наркоманами, с теми, с кем сами когда-то отбывали [срок]», — рассказывал военный, готовивший новобранцев.
Возможно, самое известное свидетельство вербовки маргиналов — фото и видео, снятые, как утверждается, сотрудниками пункта отбора в Саранске. «Вот могу прям щас оформить, и уедешь», — обещает военный мужчине. В Мордовии выплаты по реферальной программе год назад составляли всего пять тысяч рублей. Но сотрудникам военкоматов, полицейским и даже работникам гражданских бюджетных организаций часто приходится искать контрактников, чтобы выполнить план и не лишиться части зарплаты.
Способ третий. Стать черным вербовщиком
«В каждом регионе при военкоматах складываются целые мафиозные группы по торговле людьми — будущими бойцами», — написала в октябре пропагандистка Анастасия Кашеварова. Черные вербовщики заставляют людей подписывать контракты не только обманом, но и силой. Их главная цель — не бонусные выплаты, а деньги, положенные рекрутам: как единовременные выплаты, так и зарплата. Вот три примера работы таких рекрутеров.
Четыре жителя Санкт-Петербурга и Псковской области похитили более 80 млн рублей у более чем 80 человек, которым они помогли подписать контракт. По данным МВД, мошенники, пользуясь связями в псковском военкомате, узнали имена тех, кому отказали в подписании контракта по состоянию здоровья. Потом они привозили этих людей в Санкт-Петербург, помогали им подписать контракт по поддельным документам и забирали себе банковские карты, куда приходили выплаты. При этом «Фонтанка» утверждает, что преступники наживались на пьяницах.
С октября прошлого года в Ивановской области пропали не менее шести мужчин. По словам местных жителей, они были пьющими и не имели постоянной работы. Мужчин заставили заключить контракты обманом или избиениями. После подписания у всех оказались открытыми счета в Промсвязьбанке. Мужчин похищали по наводке местных властей, уверены односельчане. Как минимум один из похищенных погиб.
Четыре жителя Рязани заманили на службу по контракту сотни, а возможно, и тысячи иностранцев, в основном граждан Кубы и Шри-Ланки. Организовала бизнес женщина, ранее занимавшаяся туризмом. Она находила иностранцев в соцсетях, убеждала их подписать контракт, оплачивала перелет до Москвы и другие расходы. После подписания контракта женщина и ее сообщники получали доступ к банковским картам новобранцев под предлогом того, что им надо компенсировать расходы. Однако с карт снимали более крупные суммы, чем те, что были потрачены на перелет и т. д. Кроме того, некоторые кубинцы считали, что едут работать на стройку, а не воевать. После нескольких заявлений в полицию против двух женщин возбудили уголовное дело, из СИЗО они отправились на войну.
Что происходит с завербованными
Темпы набора контрактников не падают. По подсчетам «Важных историй» на основе полученных единовременных выплат, в январе — сентябре 2025 года контракт подписали 262,7 тыс. человек. На прошлой неделе Дмитрий Медведев отчитался, что с начала года в воинские части прибыло более 400 тыс. человек, еще 34 тыс. — в добровольческие подразделения. Далеко не все контрактники отправляются на войну с улицы. Обманом и угрозами контракты давно заставляют подписывать срочников и мобилизованных, подробно об этом мы писали здесь.
К 12 декабря в поименном списке погибших «Русской службы Би-би-си» и «Медиазоны» было более 155 тыс. человек, по расчетам по делам о наследстве — около 219 тыс. Более трети погибших подписали контракт с Минобороны уже после начала войны.
Подпишитесь на нашу рассылкуМы присылаем только важные историиОценить вероятность гибели контрактника, разумеется, сложно. Но точно можно сказать, что обещания служить в тылу ничего общего с реальностью не имеют. «Это всё завлекалово, чтобы побольше людей привлечь. Они вам будут говорить: да, приезжай, мы вам 100%-ную гарантию даем, что вы пойдете в стройбат или на водителя. На самом деле, это всё решают командиры частей. И когда вас распределяют на позицию стрелка, вы уже никуда не денетесь», — рассказывал «Верстке» вербовщик. «Это очевиднейшее наебалово», — признавал источник в московской мэрии, знакомый с данными о наборе.
Оказавшиеся на фронте контрактники часто жалуются на обман: им обещали службу в тылу, а отправили на передовую, подтвердил «Важным историям» Иван Чувиляев из «Идите лесом» — организации, помогающей россиянам не попасть на войну или дезертировать.
В Z-сообществе часто появляются комментарии о неспособности новых контрактников выполнять боевые задачи.
«На фронте я вижу очень много людей старших возрастов, многие из которых вдобавок всю предыдущую жизнь активно дружили с этанолом и иными средствами приведения себя в измененное состояние. Я лично наблюдал ситуации, когда эти добровольцы, одетые в броню и снаряжение, шага не могли ступить, не то чтобы активно действовать».
«Пополнение из маргиналов 50+ физически не способно пройти 15 км пешком в СИБЗ [средства индивидуальной бронезащиты], убегая от ФПВ [разновидность дронов], и нести в рюкзаках снабжение передовым группам».
«Хочу затронуть именно тех, кому терять нечего, которым от 50 лет и выше, которые половину своей жизни пропили алкоголь или еще чего-то. С ними многими общались — я и другие товарищи и командиры, и задается им вопрос: зачем вы сюда идете, вы же, грубо говоря, обуза, и 100 метров пройти не можете. Ответ поражает. Они говорят: чтобы семье оставить деньги!»
«Скорее всего, большую часть из этих людей скрутили, отвезли и силой (или без нее) заставили поставить в нужном месте галочку. До военкомата своими ногами они бы точно не дошли, да и, в общем-то, не додумались туда идти».
Последний комментарий — вот про это видео.