Башня для банкрота. Зачем РЖД купила небоскреб в «Москва-Сити» за 190 млрд рублей, а теперь — продает
«Российские железные дороги» попали в тяжелый финансовый кризис — на спасение госкомпании нужно больше триллиона рублей. Несмотря на это, РЖД потратила 193 миллиарда рублей на покупку небоскреба в «Москва-Сити» у партнера Аркадия Ротенберга, продававшего квартиры женщинам, близким к Путину.
Российское правительство обсуждает план спасения «Российских железных дорог», на которое государство может быть вынуждено потратить 1,3 трлн рублей. При двузначной ставке ЦБ и падении доходов на фоне остановившегося роста экономики РЖД уже не может обслуживать свой долг, который за время войны вырос с 1,5 трлн до 4 трлн рублей.
На этом фоне особенно удивительно выглядит сделка, которая поразила нас еще в прошлом году, когда о ней стало известно.
В октябре 2024 года, когда операционные показатели РЖД уже вовсю падали, чистый долг достиг 2,5 трлн рублей, а менеджмент компании предупреждал правительство о неминуемом долговом кризисе в следующем году, РЖД неожиданно решила купить себе новый офис в «Москва-Сити» — 63-этажный небоскреб Moscow Towers площадью 400 тысяч кв. м.
За здание компания заплатила 193 млрд рублей. Еще почти столько же придется потратить на его достройку. Но офиса РЖД там уже не будет — в рамках плана спасения монополии теперь здание придется продать, причем, как говорят источники «Коммерсанта», компания останется в убытке.
Зачем РЖД понадобилась эта сделка? Объяснением может быть личность человека, продавшего небоскреб госкомпании. Последним известным владельцем Moscow Towers был бизнесмен Григорий Баевский — бывший партнер Аркадия и Бориса Ротенбергов, в 2000-е и 2010-е оказывавший услуги женщинам, связанным с Владимиром Путиным. Баевскому принадлежала квартира в Подмосковье, в которой в начале 2010-х была прописана дочь Путина Катерина Тихонова. В 2000-е он переоформлял принадлежавшие ему квартиры на родственниц Алины Кабаевой, а в 2015 году — на имя Алисы Харчевой, которую издание «Проект» позже называло любовницей Путина.
По данным СПАРК, в 2020 году Баевский передал компанию, владеющую башней, в закрытый паевый фонд (ЗПИФ) «Грац». ЗПИФ — форма собственности, существующая специально, чтобы скрыть конечных владельцев активов. Номинальный владелец «Граца» — Алексей Сорокин, человек, фигурирующий в структуре собственности компаний Аркадия Ротенберга.
С Аркадием и Борисом Ротенбергов всегда связывали и президента РЖД Олега Белозерова, занимающего свой пост уже 10 лет. В 2015 году газета «Ведомости» связывала назначение Белозерова главой компании с интересами Ротенбергов, которые «хотели зайти в железнодорожный бизнес». До этого Белозеров на посту замминистра транспорта курировал автодороги, в строительство которых активно инвестировали компании Ротенебергов.
Подробно о плане спасения РЖД и ее финансовом положении мы написали в вечерней рассылке The Bell.