Дата
Автор
Редакция The Bell
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Водка, шутки и борьба с лишним весом: как посланник Трампа подружился с Лукашенко

Освобождение сотен политзаключенных в Беларуси стало итогом непубличных переговоров спецпосланника Трампа Джона Коула. Его встречи с Александром Лукашенко сопровождались долгими ужинами с грубыми шутками, объяснением мировой политики на пальцах и даже советами по борьбе с лишним весом, рассказывает The Wall Street Journal.

На одной волне

Ключевой фигурой переговоров администрации США с Александром Лукашенко об освобождении политзаключенных стал спецпосланник Джон Коул — личный адвокат Дональда Трампа, известный прежде всего исками против Meta и других крупных соцсетей, которые заблокировали аккаунты Трампа после штурма Капитолия 6 января. Карьерным дипломатом Коул не был, а когда Госдепартамент попросил его срочно лететь в Минск за политзаключенным с американским паспортом, он, по собственному признанию, сначала подумал: «Где, черт возьми, вообще находится эта Беларусь?»

Но спецпосланник быстро нашел общий язык с Лукашенко. Их встречи проходили без лишней формальности — за долгими застольями с водкой, драниками и разнообразными мясными блюдами, описывает WSJ. Коул щедро сыпал грубоватыми шутками (Лукашенко отвечал тем же, по-русски), а еще объяснял мировую политику на примере школьной столовой: сейчас Беларусь сидит за «столом лузеров» вместе с Венесуэлой, Ираном и Северной Кореей, но есть шанс пересесть за стол «крутых парней» благодаря помощи США.

На одном из затянувшихся ужинов Лукашенко обратил внимание, что его американский гость заметно похудел. Коул пошутил, что сидит на Zepbound, препарате против ожирения. Об этом разговор с Лукашенко заходил не впервые. Ему 71 год, с лишним весом он борется давно, а приближенные регулярно и довольно прозрачно намекали, что пора бы заняться здоровьем, говорит один из собеседников WSJ. Коул на той встрече передал Лукашенко брошюру производителя, компании Eli Lilly.

Позже американские чиновники обсуждали эту сцену всерьез и даже решили поискать способ организовать поставки Zepbound для личного пользования Лукашенко. Это «очень по-трамповски», объясняет Коул: «К черту того, с кем вы разговариваете, но если этот человек может дать тебе то, что ты хочешь, то это единственное, что имеет значение».

Что нужно знать

С момента инаугурации Трампа Беларусь освободила больше 250 человек из десяти стран. Это одна из самых масштабных волн освобождения политзаключенных со времен распада СССР. Среди вышедших на свободу — нобелевский лауреат Алесь Беляцкий, оппозиционерка Мария Колесникова, а также Сергей Тихановский, один из самых известных белорусских диссидентов и муж Светланы Тихановской, лидера белорусской оппозиции в изгнании.

В ответ США ослабили санкции против Беларуси: сняли ограничения против одного из основных экспортных товаров страны, калийных удобрений, а также разрешили Boeing поставлять ПО и авиазапчасти для «Белавиа». В качестве бонуса также должны были отремонтировать президентский борт. Правда, в конце Лукашенко сделал показательный финт. Он объявил, что договорился с Владимиром Путиным о закупках российских самолетов, а санкции с «Белавиа» можно было не снимать.

В прессе не раз писали о том, что сделка, с одной стороны, стала следствием потепления отношений Беларуси с Вашингтоном, а с другой — часть стратегии США по ослаблению зависимости страны от России. Кроме того, администрация Трампа видит в Лукашенко еще один канал связи с Москвой и еще один рычаг если не давления, то воздействия на Путина в контексте урегулирования в Украине.

Путину придется в итоге принять «очень сложное решение», поясняет WSJ один из американских чиновников. Поэтому важно, чтобы «человек, которого он знает лучше всех и которому больше всего доверяет», говорил о сделке позитивно.