Экономика ко всему адаптируется, маркетплейсы налаживают экспорт в Эфиопию, а Европа загнивает: о чем Путин говорил с бизнесом
Владимир Путин на закрытой встрече с бизнесом в среду расхвалил маркетплейсы: они сдерживают инфляцию и помогают наладить экспорт российских товаров в условиях санкций, узнал The Bell. Совладельцем крупнейших российских маркетплейсов за время войны стал Юрий Ковальчук.
* Соавторы материалы Ирина Малкова и Александра Прокопенко признаны в РФ иноагентами
Как Путин полюбил маркетплейсы
В среду поздно вечером Владимир Путин провел традиционную встречу с руководителями крупнейших российских компаний, чиновниками правительства и главой ЦБ. Список участников от бизнеса по традиции, установившейся после 2022 года, не разглашался: «Договорились не светиться. Были те, с кого санкции сняли, не хотелось бы их возвращать», — объяснил один из собеседников The Bell.Одной из центральных тем неожиданно стала развернувшаяся в конце года война маркетплейсов с банками, рассказали двое источников The Bell, осведомленных о том, что было за закрытыми дверями.
«Экономика не очень важна, потому что она ко всему адаптируется, — пересказывает посыл Путина один из собеседников. — Вот есть маркетплейсы, которые, по мнению Путина, и сдерживают инфляцию, и позволяют российским товарам идти за рубеж». В этой части президент, по словам обоих собеседников, похвалил Wildberries и рассказал, как компания налаживает экспорт российских товаров в Эфиопию, где их якобы ждут сотни миллионы потенциальных покупателей.
«Есть мнение, что про пользу маркетплейсов Путину рассказывают Ковальчуки», — поделился с The Bell своими соображениями один из собеседников, знакомых с содержанием встречи. За последние два года стало известно о трех совершившихся или готовящихся сделках, в результате которых структуры друга Путина Юрия Ковальчука стали совладельцами Ozon и «Яндекс.Маркета» и могли войти в число бенефициаров Wildberries.
При чем тут Ковальчук
Никаких покупок, которые можно было бы отследить, на этом рынке напрямую Ковальчук не совершает. Но один из его менеджеров в 2024 году неожиданно стал крупным акционером «Яндекса», которому, помимо прочих активов, принадлежит маркетплейс «Яндекс.Маркет».
А уже в этом году стало известно о смене владельца почти 28% акций Ozon, принадлежавших ранее фонду Baring Vostok. Покупателем оказался инвестор Александр Чачава (еще один неожиданный инвестор «Яндекса», который до этого выкупил игровую компанию My.Games у принадлежащей Ковальчуку VK). Еще до того, как имя покупателя доли в Ozon стало известно, собеседники The Bell на рынке и близкие к самой компании утверждали, что покупатель также будет представляет интересы Ковальчука.
Наконец, источники The Bell, знакомые с ситуацией вокруг Wildberries, утверждали, что эта компания тоже попала в сферу интересов Юрия Ковальчука в ходе громкого корпоративного конфликта между ее основателями Татьяной Ким и Владиславом Бакальчуком. По данным СПАРК, головная компания маркетплейса ООО «РВБ» на 65% принадлежит Татьяне Ким. Владельцем еще 35% значится ООО «Стинн», головная компания группы Russ, бенефициарами которой считаются партнеры миллиардера Сулеймана Керимова братья Леван и Роберт Мирзоян.
Конфликт маркетплейсов с банками
То, что тема конфликта маркетплейсов с банками звучала на вчерашней встрече в Кремле, сегодня сообщил и традиционно присутствовавший на ней глава РСПП Александр Шохин. По его словам, совладелица Wildberries Татьяна Ким была одной из докладчиц и должна была рассказывать Путину про корпоративные социальные программы. Но президент «воспользовался случаем и погонял [ее] по вопросам об отношениях платформ с банками, платформ с малым бизнесом и так далее». «Президент оказался глубоко погружен в эту тему», — добавил глава РСПП.
Другой собеседник The Bell, присутствовавший на встрече, рассказал, что ему показалось, что в войне маркетплейсов с банками сам Путин — на стороне маркетплейсов. Шохин сказал журналистам, что «президент призвал [стороны] дружить, искать справедливое решение на основе справедливой же конкуренции». А главе ЦБ Эльвире Набиуллиной, ранее занимавшей в споре сторону банков, пришлось сказать, что она тоже поддерживает «справедливую конкуренцию» и «баланс интересов». Что она думает по поводу вклада маркетплейсов в борьбу с инфляцией, The Bell выяснить не удалось.
«Из чиновников за маркетплейсы топит Орешкин (замглавы президентской администрации)», — знает еще один собеседник The Bell. Он готовил президенту справки по вопросу о конфликте банков и маркетплейсов. Именно ему Путин в 2024 году расписал поддержать объединение Wildberries c оператором наружной рекламы Russ.
Тема конфликта между банками и маркетплейсами в России стала в последние месяцы одной из центральных. Стороны обвиняют друг друга во всех грехах — от неуплаты налогов до вредительства малому бизнесу и вообще всем россиянам. Отдельно банки раздражают программы лояльности банков Wildberries и Ozon, которые позволяют их клиентам покупать товары на маркетплейсах со скидками. Мы подробно описывали суть конфликта в одной из недавних «Технорассылок».
Что еще было на встрече
В целом Путин на встрече традиционно пытался внушить бизнесу, что «все будет хорошо», рассказывает один из собеседников. Не обошлось без ликбеза о загнивающей Европе и прагматичных США, которые преследуют свои интересы, отметил он.
Представители бизнеса также планировали обсудить с Путиным проблемы защиты собственности (в стране продолжается широкая национализация), кадров, растущих неналоговых платежей и падающих инвестиций, сообщал накануне РБК. По словам Шохина, на встрече также поднималась тема курса рубля, высокой ключевой ставки и необходимости оживления экономики и перехода от ее «охлаждения к оттепели».