Дата
Автор
Мария Коломыченко
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Телефонный террор. Путин объявил о победе над мошенниками, но они продолжают красть у россиян миллиарды

К 2025 году телефонное мошенничество в России достигло масштабов эпидемии. Ущерб от него измеряется сотнями миллиардов рублей и продолжает расти. Антигероем года стала певица Лариса Долина, которая продала квартиру и перевела мошенникам больше сотни миллионов рублей, а потом через суд попыталась забрать у добросовестного покупателя обратно квартиру, сохранив деньги. Кремль весь год пытался бороться с аферистами и объяснял этой борьбой и блокировку звонков в WhatsApp и Telegram, и ограничения на продажу сим-карт. А под конец года Владимир Путин объявил о первой победе: ущерб от действий мошенников впервые сократился на треть. Но ни специалисты в сфере кибербезопасности, ни крупнейший банк в стране, чьи клиенты страдают от мошенников, этих данных не подтверждают.

ТАСС

Как Владимир Путин и МВД на словах победили телефонных мошенников

В 2024 году на долю кибермошенничества, по данным МВД, пришлось около 40% от всех преступлений, совершаемых в России. К концу 2025 года Сбербанк, который в последние годы собирает собственную статистику по ущербу от действий телефонных мошенников, объявил, что эта доля составляет уже 85%.

За годы войны злоумышленники разработали десятки новых схем обмана, ключевой элемент которых — давление и запугивание. Как правило, мошенники по телефону представляются сотрудниками ФСБ, Следственного комитета, Центробанка, службы безопасности Сбербанка, ФНС или иной структуры, которая должна внушать потенциальной жертве пиетет и страх. Человека убеждают, что к его банковским счетам получили доступ злоумышленники, которые пытаются перевести средства в поддержку Вооруженных сил Украины или направить их на финансирование «экстремистских организаций». Жертве внушают, что при отказе сотрудничать со звонящим он может стать фигурантом дела о госизмене или содействии террористической деятельности.

На фоне рекордного количества таких дел в России такие угрозы отлично действуют. Мошенники апеллируют к военному времени, секретности и недопустимости «утечки информации», запрещая жертве говорить о поступившем звонке родственникам или любым другим посторонним людям.

Обман все чаще выстраивают не в рамках одного звонка, а в несколько этапов: жертву начинают «передавать» от одного «ведомства» к другому, поддерживая постоянный контакт на протяжении нескольких дней. Для большей правдоподобности человека забрасывают поддельными документами — фальшивыми постановлениями ЦБ, справками ФСБ и другими «служебными документами» с печатями и подписями — это должно окончательно убедить жертву в реальности происходящего. Любые попытки усомниться в достоверности слов звонящего трактуются как «сопротивление следствию» или «отказ от сотрудничества», что якобы лишь усугубляет положение человека.

По данным «Сбера», c 2022 года объем украденных телефонными мошенниками средств вырос примерно в три раза. Растущий масштаб проблемы вынудил государство в 2025 году признать телефонное мошенничество одной из главных угроз финансовой безопасности граждан. За год в России был принят первый крупный «антимошеннический» пакет законов, включивший в себя несколько десятков инициатив. Заодно борьба с мошенниками стала и универсальным аргументом для продолжающихся репрессий в рунете.

В конце декабря, во время «прямой линии» общения с народом, Владимир Путин отчитался о первых успехах: количество совершенных телефонными мошенниками преступлений, по его данным, за год снизилось на 7%, а ущерб от их действий — и вовсе на треть. По всей видимости, эти данные Путин получил от МВД — за день до прямой линии ведомство объявило, что за неполный год предотвратило более 27 млн мошеннических операций и впервые зафиксировало «устойчивое снижение количества преступлений». За 10 месяцев их число якобы сократилось на 9,5%, а в октябре — почти на четверть год к году. Все это, если верить МВД, благодаря тому, что в 2025 году государство развернуло «комплексную систему противодействия кибермошенничеству».

Такие успехи в борьбе с мошенниками стали бы хорошим подарком россиянам на Новый год. Но представленная Путиным и силовиками картина не бьется с данными «Сбера», подсчетами крупных телекоммуникационных компаний и специалистов в сфере информационной безопасности — все они утверждают, что масштабы мошенничества продолжают расти.

«Несмотря на те меры, которые беспрецедентным образом и правительство, и спецслужбы, и мы все с вами принимаем, коренным образом перелома не произошло, — заявил за день до выступления Путина зампред правления „Сбера” Станислав Кузнецов. — Об этом свидетельствуют данные по количеству украденных денег у россиян». По прогнозу «Сбера», в этом году ущерб населения от телефонных мошенников вырастет на 15–20%, до 345–360 млрд рублей.

Как государство весь год боролось с мошенниками и что из этого вышло

В 2025 году Кремль поднял борьбу с телефонными мошенниками на флаг. Ключевой инициативой стал первый «антимошеннический» пакет законов, объединивший порядка 30 мер по защите граждан от киберпреступников.

В числе главных стало создание национальной антифрод-платформы. Она задумана как система для обмена данными между банками, операторами связи, Роскомнадзором, Центробанком и правоохранительными органами. В нее должны стекаться сведения о подозрительных звонках, номерах, счетах, переводах и устройствах, связанных с мошенничеством. Платформа должна будет выявлять мошеннические цепочки, блокировать подозрительные звонки и транзакции. На разработку системы «Антифрод» в бюджете заложено 6,1 млрд рублей, а ее запуск был запланирован на март 2026 года.

Но ее создание идет не гладко — представители крупного бизнеса жалуются, что не понимают, кто, какие данные и в какие сроки будет передавать в систему. Минцифры, которое отвечает за создание платформы, уже сдвинуло сроки запуска — теперь планируется, что он пройдет в два этапа, а большая часть сервисов ГИС «Антифрод» заработает только в декабре 2026-го.

Кроме новой платформы, «антимошеннический» пакет содержал и ряд других важных нововведений, среди которых:

  • Возможность для граждан самостоятельно установить запрет на оформление на себя новых сим-карт и получение кредитов.
  • Новые правила отправки СМС-кодов от «Госуслуг» — они приходят только после завершения телефонного разговора, чтобы мошенники не могли выманить их в ходе звонка.
  • Запрет на использование иностранных мессенджеров банками, госорганами и операторами связи для общения с клиентами.
  • Возможность назначить «доверенное лицо» для подтверждения банковских операций.
  • Обязательная маркировка телефонных звонков от организаций — это значит, что, если человеку поступает реальный звонок из банка или госоргана, на экране телефона отобразится его название.

Но на этом борьба с мошенниками не закончилась. В начале августа Роскомнадзор внезапно начал блокировать голосовые звонки в WhatsApp и Telegram, а в последующие месяцы — экспериментировать с полной блокировкой WhatsApp в ряде регионов страны. Ведомство мотивировало это тем, что Telegram и WhatsApp стали «основными голосовыми сервисами, используемыми для обмана и вымогательства денег, вовлечения в диверсионную и террористическую деятельность российских граждан».

Эта аргументация выглядела большой натяжкой: по данным ЦБ за 2024 год, мошенники в 45,6% случаев пользовались обычной мобильной связью, а на атаки через мессенджеры приходилось только 15,7% инцидентов. Реальной целью Роскомнадзора, по всей видимости, было вытеснение иностранных сервисов для принуждения пользователей к переходу на национальный мессенджер MAX, который власти продвигают как «безопасную» альтернативу. Кроме того, по данным Forbes, просьбы заблокировать звонки в зарубежных мессенджерах поступали от операторов связи из «большой четверки» (МТС, «МегаФон», «Билайн» и Tele2). Они были заинтересованы в том, чтобы абоненты вернулись от звонков в мессенджерах к обычным голосовым вызовам, так как провайдерам нужны дополнительные доходы для поддержания инфраструктуры.

В конце концов звонки в WhatsApp и Telegram были заблокированы, после чего мошенники начали успешно осваивать MAX, а правительство — обсуждать второй «антимошеннический» пакет законов. В нем появились не менее спорные инициативы, самая обсуждаемая из которых — создание единой базы уникальных идентификаторов мобильных устройств (IMEI) и возможность отключения мобильной связи на устройствах с «подозрительным» или запрещенным IMEI.

Минцифры заявляет, что это позволит лишить связи и мошенников, и украинские дроны. Но еще три года назад создание базы IMEI лоббировала ФСБ, чтобы «пресекать противоправные действия с использованием мобильных телефонов». В итоге, каким образом будет использоваться эта база, а также кто и по каким критериям будет решать, какое устройство считать опасным и отключать от связи, — пока остается вопросом.

Технически такая система позволит блокировать связь не только мошенникам, но и любым другим «нежелательным» абонентам, например, активистам, журналистам или людям со статусом «иностранного агента». Без возможности пользоваться сим-картой российского оператора такие пользователи лишатся доступа к «Госуслугам», российским банковским счетам и другим важным сервисам — а это как раз то, что сейчас активно обсуждают в Госдуме.

Не все государственные инициативы против мошенников эффективны — об этом говорят и сами власти. Например, в 2025 году вступили в силу несколько поправок по борьбе с анонимностью в сетях связи, в частности, ограничение на количество сим-карт (не более 20 штук на одного гражданина России и не более 10 для иностранца). Но Роскомнадзор в конце года публично заявил об их неэффективности, обвинив операторов связи в несоблюдении этих норм.

По данным ведомства на октябрь 2025-го, в стране было 37 тысяч абонентов-иностранцев, у которых превышен лимит по числу сим-карт на человека — на них суммарно зарегистрированы 757 тысяч сим-карт. Аналогичная ситуация и с российскими гражданами — 89 тысячам абонентов в сумме принадлежит 6,4 млн сим-карт. «Без установления государственного контроля и ответственности, к сожалению, бизнес не спешит выполнять требования законодательства по безопасности при оказании услуг связи», — сокрушался замглавы Роскомнадзора Олег Терляков.

«Эффект Долиной»

Несмотря на все старания российских властей, к 2025-му телефонные мошенники настолько отточили свои приемы, что жертвы начали расставаться не только со сбережениями и кредитными деньгами, но и спешно продавать недвижимость, а вырученные средства — перечислять злоумышленникам для «защиты актива». Массовость таких операций и размер ущерба сделали эту схему одной из самых вредоносных.

Самой известной ее жертвой в стране стала певица Лариса Долина, которая под влиянием мошенников продала свою пятикомнатную квартиру в престижном московском районе Хамовники и затем отправила им вырученные за нее 112 млн рублей. Опомнившись, весь 2025 год певица провела в судах с добросовестным покупателем, пытаясь вернуть себе не только право на проданную недвижимость, но и вырученные за нее деньги. Дело стало одной из самых обсуждаемых и спорных судебных историй в России.

Пресс-служба Президента России

История развивалась так: в середине 2024 года народной артистке России Ларисе Долиной несколько раз звонили телефонные мошенники, которые представлялись сотрудниками ФСБ и Росфинмониторинга. Они убеждали певицу, что на ее банковские счета «покушаются», а на ее имя оформляют кредиты, поэтому ей нужно срочно ехать в банк и переводить свои деньги на «безопасные счета». В банке, куда отправилась Долина, заподозрили неладное и уточняли у певицы, знает ли она, кому отправляет деньги, на что та отвечала: «Да, конечно, я знаю. Это те люди, которые помогают мне сделать гастрольный юбилейный тур». Об этом сама Долина рассказала в эфире программы «Пусть говорят» в конце 2025-го.

Получив сбережения артистки, мошенники начали убеждать ее в том, что злоумышленникам удалось оформить на ее имя кредит в 100 млн рублей, и теперь ее квартира в центре Москвы находится под угрозой. «В любой момент квартира от вас уйдет, надо срочно продавать. Причем рыночная стоимость не подойдет, надо продавать за ту сумму, которую вам предложат», — пересказывала Долина слова мошенников.

Покупатель на квартиру по заниженной стоимости нашелся быстро — им оказалась предприниматель Полина Лурье. Она встречалась с Долиной во время показа квартиры, интересовалась причиной продажи и не заподозрила неладное. В конце июня 2024-го сделка купли-продажи недвижимости была закрыта, после чего Долина перевела полученные за квартиру 112 млн рублей мошенникам. Она полагала, что сделка была фиктивной и право собственности на квартиру останется за ней, а деньги переведены на «безопасный счет».

Параллельно с этим в аккаунте Долиной в Instagram* появился пост, в котором было сказано, что она продала квартиру за 112 млн рублей и заложила дачу за 50 млн рублей, чтобы спонсировать украинский батальон «Азов»**. В посте также утверждалось, что если эта публикация появилась в аккаунте певицы, то сама она уже находится за пределами России. На данный момент посты про Украину удалены из Instagram* певицы.

Прозрение у Ларисы Долиной наступило в августе 2024-го, когда покупатель квартиры Полина Лурье начала требовать, чтобы певица съехала с проданной квартиры. В своем телеграм-канале она опубликовала обращение, в котором рассказала, что стала жертвой мошенников. «В отношении меня совершены очень изощренные и спланированные мошеннические действия. По данному факту возбуждено уголовное дело, я признана потерпевшей, а на мою квартиру наложен арест. Предварительным следствием установлено, что мошенники находятся на территории Украины», — заявила артистка.

Правоохранительные органы довольно быстро после обращения певицы арестовали четверых «дропов» — посредников, через чьи руки и банковские счета прошли средства Долиной по пути к непосредственным организаторам преступной схемы. В ноябре 2025-го их приговорили к тюремным срокам от 4 до 7 лет за мошенничество в особо крупном размере (ч. 4 ст. 159 УК РФ).

Параллельно с обращением в правоохранительные органы Долина подала гражданский иск в суд, требуя признать сделку купли-продажи недвижимости недействительной, поскольку она совершила ее «под влиянием заблуждения со стороны третьих лиц» (теперь подобные претензии широко называют «эффектом Долиной»). В марте 2025 года Хамовнический районный суд Москвы удовлетворил этот иск, вернув право собственности на квартиру певице.

Общественный резонанс вызвал тот факт, что Долину при этом не обязали вернуть покупательнице квартиры Полине Лурье деньги: суд пришел к выводу, что Лурье может взыскать их с мошенников, которые обманули Долину, а не с самой певицы. Суды апелляционной и кассационной инстанций оставили это решение в силе. Эти решения существенно отличались от обычной правовой модели — реституции, предполагающей взаимный возврат всего полученного при признании сделки недействительной.

Вслед за решениями судов по иску Долиной стала появляться информация об аналогичных делах по всей России. В соцсетях и СМИ повсеместно обсуждались случаи, когда пенсионеры под влиянием мошенников продают квартиры, а затем отсуживают у добросовестных покупателей право на недвижимость обратно, без обязательства вернуть деньги. На этом фоне покупатели «вторички» стали все чаще отказываться от сделок, где продавцом выступали пожилые или одинокие собственники. «Эффект Долиной» стал одной из самых обсуждаемых тем в соцсетях — в ноябре число публикаций об этом деле перевалило за 1 млн.

Если бы не дело Долиной, вряд ли эта проблема привлекла столько внимания. По подсчетам юриста Максима Доценко, всего в 2023–2025 годах российские суды рассмотрели 349 исков об оспаривании сделок купли-продажи недвижимости из-за телефонного мошенничества. На фоне дела Долиной-Лурье действительно произошел рост числа дел этой категории, но он не был драматичным, отмечает он.

Но общественный резонанс было уже не остановить — решения судов по делу Долиной общество посчитало несправедливыми, в интернете стали вируситься старые интервью певицы, где она рассказывала, как решает свои проблемы «по звонку» высокопоставленным покровителям. Ларису Долину начали массово «отменять»: бренды стали отказываться от сотрудничества с токсичной певицей, а организаторы концертов — удалять ее из списков участников. В итоге негатив дошел до российских властей — Долину раскритиковали депутаты Госдумы, которые в дальнейшем направили обращения в Верховный суд с просьбой дать разъяснения судам нижестоящих инстанций.

В середине декабря Верховный суд рассмотрел вопрос о квартире Долиной и вынес решение в пользу Полины Лурье. Судебная коллегия признала право собственности на жилье за покупательницей и постановила рассмотреть вопрос о выселении Долиной из квартиры. Многие посчитали это восстановлением справедливости. А под Новый год суд принял решение о принудительном выселении певицы.

Теперь для решения проблемы с продажей недвижимости под влиянием мошенников Генпрокуратура предлагает ввести «период охлаждения» при регистрации сделок купли-продажи, а Росреестр настаивает на увеличении сроков регистрации в случаях, когда жилье принадлежит пожилым людям.

Сумма ущерба, нанесенного Долиной мошенниками, по версии следствия, составила 175 млн рублей. При этом МВД сообщало, что самая большая сумма, переведенная мошенникам в 2024 году одним человеком, составляла около 180 млн рублей. Исходя из этих данных, Лариса Долина могла оказаться самой крупной жертвой мошенников в прошлом году. При этом в 2025 году был поставлен новый антирекорд — МВД сообщило, что некий потерпевший отдал мошенникам 450 млн рублей.

Опрошенные The Bell эксперты из сферы информационной безопасности и телекоммуникаций говорят о том, что, несмотря на заявления властей, победы над телефонными мошенниками в России ждать еще не скоро.

«Заявлений о коренном переломе на таком высоком уровне вряд ли кто сейчас ожидал, это что-то из разряда fake it till you make it, — возмущается сотрудник одной из компаний в сфере кибербезопасности. — Да, был принят один пакет законов, сейчас обсуждается еще один — и некоторые штуки, вроде самозапрета на кредиты, неплохо работают, но кардинально ситуацию с мошенниками они пока не меняют, мы этого не видим — мошенники быстро адаптируются, придумывают новые схемы».

Собеседник The Bell в одном из телеком-операторов заявления властей о снижении объемов мошенничества считает попыткой убрать напряженность. «Понятное дело, людям в стране, которые уже устали от блокировок и разных ограничений то из-за мошенников, то из-за дронов, надо показать, что все эти неудобства приносят пользу, все это эффективно, все работает, все ради вашего блага. Тем более что сейчас все из-за мошенников на взводе, на Долиной вон как оттянулись», — объясняет он.

* Принадлежит компании Meta, признанной экстремистской в России

** Признан в России террористической организацией и запрещен