Дата
Автор
Скрыт
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Минобороны РФ объявило о начале боевого дежурства «Орешника» в Беларуси. Пока это политический жест без военного смысла — эксперты

Руководитель исследовательского проекта «Ядерное вооружение России» Павел Подвиг заявил, что отсутствие пусковых не выглядит неожиданным и не меняет сути происходящего. По его словам, военные могли не показывать их из соображений секретности, однако даже с учетом этого признаков полноценной ракетной базы пока немного.

«Да, похоже, что какая-то активность есть — перемещения людей и техники. Но пока мало свидетельств того, что там развернута полноценная база. Например, не видно инфраструктуры вроде гаражей для техники, которые необходимы. хотя их еще могут построить», — отметил Подвиг.

Эксперт напомнил, что ранее американские исследователи, на которых ссылалось агентство Reuters, обнаружили на спутниковых снимках объект, который, по данным источников, близких к правительству США, действительно может строиться для размещения этого комплекса. Однако, подчеркнул Подвиг, даже если процесс идет, «никакого радикального изменения ситуации это не создает».

«С чисто военной точки зрения размещение комплекса в семи километрах от российской границы ничего принципиально не меняет. Это политический жест — именно так он задумывался и так реализуется. Это способ для Беларуси продемонстрировать приверженность союзу с Россией и повысить свой политический вес, а для России — подчеркнуть, что у нее есть союзник, которого она поддерживает».

Похожую оценку дал научный сотрудник Центра международной и оборонной политики Университета Куинс (Канада) Максим Старчак. По его мнению, пусковые установки могли сознательно не показывать либо потому, что они еще не доставлены. «Отчитываться за обещания о развертывании до конца года нужно, а сами пусковые, вероятно, появятся позже — в январе–феврале», — отметил он.

Контекст

Ранее Reuters со ссылкой на американских исследователей сообщал, что комплекс «Орешник», по всей видимости, размещается на территории бывшего военного аэродрома «Кричев-6» в Могилевской области Беларуси. Исследователи заявили о высокой степени уверенности в том, что именно там ведется подготовка к развертыванию мобильных пусковых установок, и эти выводы в целом совпадают с оценками американской разведки.

18 декабря президент Беларуси Александр Лукашенко заявил, что страна поставила на боевое дежурство российский ракетный комплекс «Орешник», не раскрывая точного места его размещения.

В декабре тему «Орешника» вновь активно поднимал и президент России Владимир Путин, пообещав поставить его на боевое дежурство до конца года.

Практически ни одно выступление Путина о безопасности и обороне давно не обходится без упоминаний «Орешника». Путин неоднократно заявлял о «беспрецедентной мощи» комплекса и связывал его развертывание с укреплением «ядерного щита» России. Эти заявления сопровождались прямыми и завуалированными угрозами в адрес Запада и регулярно использовались как демонстрация военной решимости — даже на фоне отсутствия публичных доказательств полноценного развертывания комплекса.

Однако боевое применение предположительно «Орешника» было. По версии Владимира Путина, 21 ноября 2024 года Россия впервые применила эту ракету в безъядерном оснащении, нанеся удар по заводу «Южмаш» в украинском Днепре. Предположительно, пуск был осуществлён с полигона Капустин Яр, из-за чего фактическая дальность полёта составила около 800–850 километров, что соответствует уровню ракет малой дальности.

Минобороны Украины сообщало, что ракета находилась в воздухе около 15 минут, а её максимальная скорость достигала 11 махов.

Путин охарактеризовал этот удар как испытательный пуск в боевых условиях и заявил, что он стал ответом на решение западных союзников Украины разрешить использование ракет ATACMS и Storm Shadow для ударов по объектам на территории России. Однако, как писали Reuters и The New York Times, глава Генштаба РФ Валерий Герасимов в разговоре с председателем Комитета начальников штабов США Чарльзом Брауном признал, что удар был запланирован заранее, ещё до того, как администрация Байдена дала такое разрешение Украине.