Дата
Автор
Скрыт
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Осужденному за участие в «Правом секторе» россиянину назначили 25 лет по делу о вербовке заключенных в ВСУ

2-й Западный окружной военный суд приговорил 36-летнего заключенного Никиту Афанасьева к 25 годам заключения по делу о шести эпизодах наемничества и содействии терроризму. Об этом сообщает его адвокат Наталья Тихонова.

Первые 7 лет он проведет в тюрьме, остальной срок — в колонии особого режима.

Гособвинительница просила назначить ему 27 лет строгого режима.

По версии обвинения, 36-летний Никита Афанасьев, будучи участником «Правого сектора», вербовал россиян воевать за Украину, в том числе в колонии, где отбывал 12,5 лет по первому делу — об участии в «Правом секторе». Также ему вменяют переписку во «ВКонтакте» десятилетней давности, во время которой он призывал собеседника (как позже выяснилось, сотрудника ФСБ) совершить теракт в Чите.

Показания против Афанасьева дали другие заключенные. Один из них, Павел Корчагин, рассказал, что незадолго до его освобождения Афанасьев подошел к нему во время прогулки и предложил «на Украину пойти», убеждая, что ему будут платить, а потом он, возможно, даже получит гражданство. Корчагин был в колонии дневальным и сказал, что знает и о других таких разговорах Афанасьева с заключенными, потому что «прямо спрашивал» их об этом. Следователю Корчагин говорил, что замечал у Афанасьева «националистические взгляды».

Еще один бывший заключенный, Олег Анцыферов, в 2022 году ушел из колонии воевать в Украине «за Владимира Владимировича Путина». В суде он рассказал, что в 2018-2019 годах был с Афанасьевым в одной палате в психиатрической больнице, куда Анцыферов попал из-за попытки суицида в колонии. Афанасьев, по его словам, показывал ему свои ранения и фотографии, на одной из которых он «отрезал голову» российскому военнопленному. «Я спросил, для чего это все? Он говорит: "Там деньги платят"», — сказал свидетель. Афанасьев обещал и ему 300-400 тысяч в месяц за службу в украинской армии.

Афанасьев настаивает, что Анцыферова подсадили ему в палату для «разработки». Он отмечал, что его судили за убийства, в том числе женщины на глазах ее детей, а также групповое изнасилование.

«Нацист. Нацист ты, убийца!», — выкрикнул ему Анцыферов в конце своего допроса.

Еще один свидетель, Илья Яньшин, также ушел из колонии на фронт и служил в российской армии рядовым гвардии штурмовой роты. С октября 2025 года он числится пропавшим без вести. В суде огласили его показания — согласно допросу, в тюремной психиатрической больнице он рассказывал про свою службу в «Народной милиции» самопровозглашенной ДНР, а позже его «арестовали за вымогательство у барыги». Афанасьев, по его словам, говорил, что в Украине бы с ним так никогда не поступили, и его опыт там бы пригодился.

В конце декабря в суде выступал секретный свидетель — сотрудник ФСБ, который десять лет назад переписывался с обвиняемым во «ВКонтакте» под ником «Муслим Мусульманин» в рамках оперативного эксперимента. По его словам, Афанасьев предлагал ему воевать против России, а также убеждал совершить теракт в Чите. Сам Афанасьев сказал, что случайно нашел его в одной из групп, связанных с исламом, и задал вопрос про религию. Через несколько месяцев тот, по словам Афанасьева, сам начал проситься в Украину, чтобы вступить в военизированные структуры.

Сам Афанасьев сказал, что обвинение носит репрессивный характер. Он подтвердил, что в 2014-2015 годах жил в Украине, но не признал участие в боевых действиях на ее стороне. Переписку с сотрудником ФСБ Афанасьев считает провокацией. Он говорил, что сотрудники ФСБ и администрация колонии сами «подстрекали его к созданию какой-нибудь антироссийской организации». Обвинения в вербовке заключенных он также не признал: «Если даже Пригожин отказывался, и сейчас в Минобороны не берут на СВО педофилов, то как они могли попасть в ВСУ? Это невозможно».

Афанасьев отмечал, что согласился бы, если бы его судили только за то, что он «не любит Россию и любит Украину».

В прениях он настаивал, что следствие целенаправленно отобрало заключенных, осужденных за убийства и изнасилования, пообещав им улучшение бытовых условий и другие преференции в обмен на показания против него. «На предложение следователя зеки ответили согласием, с радостью выместив на мне свою ненависть, как на украинце и стороннике мира, противнике людоедской политики Путина и России в целом», — сказал Афанасьев.

Сотрудника ФСБ Мальсагова он назвал провокатором, который занимался шпионажем на территории Украины и вмешивался в дела суверенного государства.

В 2017 году Афанасьева приговорили к 12,5 годам строгого режима за покушение на убийство, возбуждение ненависти и вражды, участие в экстремистской организации и другие преступления. Проект «Поддержка политзаключенных. Мемориал» писал, что тогда обвинение в экстремизме было связано с участием в «Правом секторе», однако, по данным правозащитников, Никита Афанасьев состоял в добровольческом батальоне «Святая Мария».