«Момент» — фильм о Чарли XCX, которая пытается продлить успех альбома «Brat», но испытывает только кринж
Это мокьюментари, каких поп-звезды обычно не делают
«Момент» — мокьюментари режиссера Эйдана Замири о британской суперзвезде Charli XCX. Летом 2024 года ее альбом «Brat» стал настолько вездесущим поп-культурным феноменом, что это отразилось даже на языке (некоторые словари признали «brat» словом года) и политике (альбом использовала в своей избирательной кампании Камала Харрис). «Момент» рассказывает вымышленную историю тех месяцев — по ходу действия Чарли пытается снять концертный фильм и не сойти с ума от требований собственного лейбла. Премьера фильма Эйдана Замири прошла на фестивале «Сандэнс», после чего он вышел в ограниченный прокат в США и оказался самым быстро распродаваемым релизом студии A24. Что в нем такого особенного, рассказывает кинокритик Елена Смолина.
Примечание. В этом тексте в общих чертах описана развязка фильма — для кого-то это может быть спойлером. Будьте аккуратнее.
Из снятого клипмейкером и фотографом Эйданом Замири фильма невозможно понять, кто такая Charli XCX. Мокьюментари о славе, рухнувшей на британскую артистку летом 2024-го, не расскажет ни о ее творческом пути, ни о ее музыке. Возможно, останется непонятым и множество внутренних шуток «Момента» — совершенно очевидно, что это фильм в первую очередь для тех, кому не нужно объяснять, что такое brat.
Кстати, а что это?
«Brat» — шестой альбом британки Charli XCX, который вышел 7 июня 2024 года. Он стал невероятно популярным — если вы даже его не слышали, то, вероятно, встречали связанные с ним обсуждения в интернете, мемы (в которых часто фигурировал цвет и шрифт с обложки альбома), а также слышали треки оттуда в соцсетях.
Из-за этой виральности лето 2024 года называли «brat-summer» (то есть лето альбома «Brat»). А словарь Collins English Dictionary назвал «brat» словом года (это прилагательное, характеризующее человека с «уверенным, независимым и гедонистическим поведением»).
По данным сайта Metacritic, «Brat» стал самым высоко оцененным альбомом 2024 года. Он получил девять номинаций на «Грэмми», в трех из которых победил — включая категорию «Лучший танцевальный альбом года».
«Момент», созданный молодыми модными людьми для молодых модных людей, броско снят и смонтирован. В нем появляются самые разные персонажи из артистической тусовки: от звезды сериала «Я люблю Лос-Анджелес» Рейчел Сеннот до режиссерки «Атропии» Хейли Гейтс; от Розанны Аркетт до Александра Скарсгарда.
Режиссер фильма Эйдан Замири и сам вхож в этот круг: он снимает обложки журналов и клипы, дружит с Тимоти Шаламе и даже работает над его креативными кампаниями. Инфлюэнсерка Кайли Дженнер, девушка Шаламе, тоже появляется здесь в камео.
Для многих описание «Момента» со всеми его героями звучит совершенно невыносимо. Кажется, что с такими вводными фильм должен был получиться претенциозным и бессмысленным — и получился бы, если бы не магнетический талант и едкая самоирония самой Чарли. Ее безусловные актерские способности, легкость, юмор и тонкая самоирония делают «Момент» особенным — это не типичный концертный фильм, который выпустил бы любой другой артист этого калибра. Раньше так идиотничали в своих фильмах, пожалуй, только The Beatles.
По сюжету команда Чарли (звукозаписывающий лейбл, пиарщики, ассистенты, менеджеры, агенты, стилисты) пытаются сделать так, чтобы brat-лето длилось подольше. Или еще лучше — никогда не заканчивалось.
Для этого лейбл заказывает концертный фильм модному скандинавскому режиссеру (Александр Скарсгард), платит за производство Amazon. Затем менеджеры договариваются с каким-то банком о рекламе новой кредитной карты кислотно-зеленого цвета, под стать обложке альбома; целевая аудитория продукта — молодые квир-люди, которых должно привлечь участие Чарли в этой кампании.
Все это с точки зрения главной героини, рейверши, которая впервые столкнулась с такой славой, — абсолютный кринж и моральная катастрофа. Но, по фильму, разница между иксерами и зумерами не так уж и велика: первые озабочены желанием «продать себя» подороже, вторые презрительно морщатся — но все равно соглашаются делать то же самое.
Поначалу Чарли бунтует против появления назначенного сверху режиссера Йоханнеса. У нее есть свой креативный директор — Селест (Хейли Гейтс) чувствует эстетику Чарли, они понимают друг друга с полуслова, они, наконец, подруги. Чарли совершенно не нуждается ни в каком Йоханнесе с его дурацкими идеями (вместо стробоскопа он предлагает мягенькое мерцание и вообще рассчитывает превратить шоу в семейное произведение). Но когда атмосфера на прогонах становится совсем напряженной, а конфликт между Селест и Йоханнесом обостряется до предела, Чарли, от которой постоянно все чего-то хотят, не хватает сил оставаться принципиальной.
Она предает себя, предает Селест, предает своих поклонников, свою пластинку. И в конечном счете приходит к тому, что единственный способ двигаться дальше — не длить бесконечно brat-summer, а закончить его самой.
Как было в реальности?
Внутренней кухни мы не знаем. Но Чарли XCX действительно завершила brat-summer, поставив в тренде явную точку.
В апреле 2025 года в финале ее выступления на крупнейшем мировом фестивале Coachella на экранах появилось сообщение: «Может быть, пришло время для другого лета?»
После этого началось видео, в котором перечислялись имена других артистов, режиссеров, операторов, которым она как бы передавала эстафету.
Среди них были: Лорд, Эддисон Рей, PinkPantheress, Haim, Pulp, Эйдан Замири (режиссер фильма «Момент»), Дэвид Кроненберг, Розалия, Ари Астер, Кэролайн Полачек, Пол Томас Андерсон, Йоаким Триер, Turnstile, A$AP Rocky, Даррен Аронофски, Blood Orange, Бон Ивер, Селин Сон и многие другие.
Некоторые тренды 2025 года Чарли явно угадала (достаточно посмотреть на успех фильмов «Битва за битвой» Пола Томаса Андерсона или «Сентиментальная ценность» Йоакима Триера).
Тут, пожалуй, стоит вспомнить, что ярким моментом того яблочно-зеленого лета была избирательная кампания кандидатов в президенты США. Тогда Чарли поддержала Камалу Харрис, написав в твиттере «Kamala IS brat», после чего образовался целый шторм мемов на эту тему, а само движение в поддержку кандидатки от Демократической партии сделало новый виток. Зеленый стал цветом Камалы Харрис, а «brat» — едва ли не слоганом.
Лето 2024-го было летом надежды для огромной части молодой и модной аудитории Чарли XCX — надежды на совсем другой исход американских выборов. Как и в фильме «Момент», brat-лето закончилось поражением. Почти два года спустя он идет в кинотеатрах одновременно с документалкой о первой леди США Мелании Трамп, снятой на деньги Джеффа Безоса.
Елена Смолина