Российские металлурги попросили государство о помощи
Ассоциация «Русская сталь», объединяющая крупнейшие металлургические компании страны, включая «Северсталь», НЛМК, Evraz и другие, подготовила пакет антикризисных мер и готовится представить их первому вице-премьеру Денису Мантурову, выяснил РБК. Заседание по развитию отрасли запланировано на ближайшие дни, информацию о планах металлургов подтвердили три источника, знакомых с содержанием предложений и повесткой заседания. В секретариате Мантурова опровергли проведение совещания 4 февраля, в «Русской стали» отказались от комментариев.
В чем проблема?
Бизнес оказался под ударом сразу нескольких факторов, «такого идеального шторма» в новейшей истории еще не было, говорит один из собеседников РБК. Ключевая ставка остается на «запретительных для кредитов» уровнях уже очень долго, крепкий рубль делает практически нерентабельным экспорт, а санкции отрезают традиционные рынки сбыта.
Еще в 2024 году производство стали, по данным ассоциации, упало на 6,6% г/г, до 70,7 млн тонн, проката — на 5,9% до 61,1 млн тонн. Внутреннее потребление металла откатилось к уровню 2021-го. В 2025-м стало только хуже. Потребление металлопроката рухнуло на 14%, до 37,8 млн тонн. Его производство по итогам года оценивается в 58,5 млн т (-4,1%), стали — 66,9 млн т (-5,5%).
На этом фоне рынок заполняется импортом. Его доля подскочила с 6,3% в начале 2024 года до 9,6% к концу прошлого года. Экспорт, хоть и начал восстанавливаться после отмены курсовых пошлин, остается убыточным для большинства компаний. Ситуацию усугубляет резкий рост себестоимости. С октября 2023-го по октябрь 2025 года тариф на электроэнергию увеличился на 45%, на железнодорожные перевозки — на 32%, стоимость автоперевозок выросла на 44%, зарплата — на 27%.
Что предлагают металлурги?
Ключевое предложение «Русской стали» касается акциза на жидкую сталь, рассказали источники РБК. Этот налог ввели в 2022 году, чтобы изъять сверхдоходы отрасли в удачные времена. Ставка — 2,7% от экспортной цены сляба, но акциз обнуляется, если цена падает ниже порога в 30 000 рублей за тонну. По расчетам металлургов, себестоимость сляба сегодня составляет около 40 000 рублей.
«Русская сталь» предлагает проиндексировать цену отсечки на размер накопленной инфляции за 2022–2025 годы — до 43 470 рублей за тонну, с последующей ежегодной индексацией, а также распространить аналогичный акциз на импортную продукцию.
Вторая большая группа предложений — стимулирование внутреннего спроса. Здесь ставка делается на:
- инфраструктурные проекты (предлагается обязать госзаказчиков при строительстве и ремонте дорог, сетей и других объектов использовать российские металлоконструкции, чтобы минимум 80% металла было отечественного происхождения);
- автопром (через систему баллов за локализацию продукции стимулировать автозаводы применять в кузовах машин не менее 30% высокопрочных и 10% сверхвысокопрочных марок российских сталей).
Отдельный блок посвящен защите рынка от растущего импорта, особенно из Казахстана и Китая. «Русская сталь» предлагает ввести ввести тарифную надбавку на железнодорожные перевозки импортного металлопроката. Экспортеры с 2015 года платят РЖД такую надбавку (сейчас 8%). Справедливо, считают в ассоциации, обложить импортеров надбавкой в 40–45%.
Список пополнили еще четыре болевых точки. Контроль трансфертных цен, который не учитывает «санкционные» скидки и грозит доначислениями. Экологические платежи, рост которых может оказаться кратным. Железнодорожные приоритеты, отодвинувшие металлопродукцию. И, наконец, дорогостоящий переход на доверенное ПО — десятки миллиардов рублей в период, когда у компаний почти нет достаточных ресурсов для его финансирования.