Дата
Автор
The Insider
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Рост дефицита, депрессия регионов, вероятное исчерпание резервов ФНБ. Что ждет экономику России в 2026 году

Available in English

Резкое торможение

Как уже писал The Insider, официальные данные по экономическому росту являются трюком государственной статистики (в реальности страна с начала полномасштабного вторжения находится в рецессии). Но даже официальные цифры стремительно приближаются к нулю: в 2025 году российская экономика резко сбавила темп с 4 до 1%. Прогноз Минэкономразвития — 1,3%, Центробанка — 0,5–1,5%, Всемирного банка и МВФ — 0,8%. Однако 1% роста в данном случае — статистический шум. В условиях, когда интенсивно работают лишь военные заводы, а гражданское производство стагнирует, общая цифра роста ВВП превращается в фикцию. Это «рост» за счет производства продукции, которая уничтожается на поле боя и не создает ценности для потребителей.

Экономические прогнозы часто не сбываются. Однако здесь важны не только сами ориентиры, но и то, как они ухудшались в течение года. То есть и чиновники, и банкиры, и аналитики оценивали перспективы России все хуже и хуже. Это касается не только экономического роста, но и зарплат и потребления населения. «Ситуация в российской экономике заметно ухудшилась» еще в третьем квартале 2025 года, пишет Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) и добавляет: «Из-за резкого торможения экономического роста на фоне довольно высокой инфляции экономика вышла практически на рубеж стагфляции впервые с начала 2023 года».

Тормозят обе части экономики — военная и гражданская, только с разной скоростью. У оборонно-промышленного комплекса (ОПК), подпитываемого гособоронзаказом, проблем меньше и рост выше, чем «в среднем по больнице». А выпуск в гражданских секторах обрабатывающей промышленности уже не растет, а стагнирует.

У предприятий все больше свободно простаивающего оборудования — загрузка производственных мощностей падает фронтально, подчеркивает ЦМАКП. Она уже составляет 78% в целом по экономике и только 70% в обрабатывающей промышленности. Но даже ОПК может не спасти экономику от рецессии, риски которой видят аналитики, в том числе из-за устойчивого замедления темпа прироста физического объема ВВП. Спад может оказаться затяжным.

Рост цен ждет всех. Всплеск в начале года из-за повышения налога на добавленную стоимость (НДС) с 20 до 22% уже зафиксирован. Только за 19 январских дней цены выросли на 1,7% по сравнению с декабрем. Годовая инфляция на 19 января составила 6,47%, то есть больше, чем в декабре. «Отдельные компании начали корректировать цены уже в декабре, но основное влияние еще впереди, — предупреждала глава Центробанка Эльвира Набиуллина. — В январе на цены будет влиять и дополнительная индексация тарифов на жилищно-коммунальные и другие регулируемые услуги».