Президент Кыргызстана Жапаров уволил «второго человека» страны — главу ГКНБ Ташиева

Президент Кыргызстана Садыр Жапаров подписал указы об освобождении Камчыбека Ташиева от должностей главы Государственного комитета национальной безопасности (ГКНБ) и вице-премьера, сообщает Reuters. Агентство пишет, что Ташиев считался вторым по влиянию человеком в стране — с 2020 года он занимал ключевые посты в силовых и государственных структурах. Жапаров и Ташиев вместе пришли к власти на волне протестов против фальсификации выборов.
По сообщениям местных СМИ, пресс-секретарь президента объявил о причинах кадрового решения. Он сказал:
«Оно принято с намерением не допустить разделения в обществе, в том числе между государственными органами, а напротив, — укрепить единство».
Одновременно с Ташиевым своих должностей лишились и несколько других высокопоставленных сотрудников силовых структур, работавших под его руководством. Отмечается, что аналитики характеризовали Ташиева как «внутреннее лицо» власти: он регулярно появлялся на государственном телевидении, защищая политику Жапарова. По данным местных СМИ, в момент отставки чиновник находился в Германии на лечении.
Исполняющим обязанности председателя ГКНБ до парламентского утверждения назначен Жумгалбек Шабданбеков — соответствующий указ опубликован на сайте президента.
Кыргызстан при Жапарове превратился в одно из наиболее репрессивных государств для независимых СМИ в Центральной Азии. В январе 2022 года сотрудники ГКНБ ворвались в офис расследовательского YouTube-проекта Temirov Live — спустя два дня после публикации расследования о том, как родственники Камчыбека Ташиева заработали на посредничестве при экспорте нефтепродуктов государственной компании «Кыргызнефтегаз». Основателю проекта Болоту Темирову силовики подбросили наркотики, а в ноябре 2022 года суд аннулировал его кыргызстанское гражданство и выслал из страны.
В январе 2024 года власти арестовали 11 журналистов Temirov Live и связанных с ним изданий, предъявив им обвинение в «призывах к массовым беспорядкам». По версии следствия, поводом стала фраза из кыргызского эпоса «Манас» — «Свобода не дается даром, за нее нужно бороться», — которой сотрудники проекта заканчивали свои видеовыпуски. Директор проекта Махабат Тажибек кызы, супруга депортированного Темирова, в итоге была приговорена к шести годам лишения свободы. Параллельно в феврале 2024 года суд постановил ликвидировать другое ведущее расследовательское издание — Kloop: по мнению прокуратуры, его материалы «вызывали у населения недоверие к государственной власти». В мае 2025 года ГКНБ задержал новых сотрудников Kloop — во время допросов без адвокатов их заставляли извиняться перед камерой. В октябре 2025 года суд признал Temirov Live, Kloop и «Айт, Айт Десе» экстремистскими организациями.
Научный сотрудник Берлинского центра Карнеги по изучению России и Евразии Темур Умаров в разговоре с The Insider подчеркнул, что Ташиев — это очень важная фигура в кыргызской политике:
«У них с Садыром Жапаровым был плотный тандем, и Жапаров обязан ему приходом к власти — Ташиев поддерживал его всё время, пока тот находился в тюрьме, и был ярым его сторонником, за что получил влиятельную должность главы ГКНБ, когда Жапаров пришел к власти. Было понятно, что он слишком влиятелен в системе, которая тяготится такими видными людьми. У Жапарова всегда был выбор: продолжать в этом тандеме существовать, закрывать глаза на амбиции, которые у Ташиева явно были, или что-то с этим делать. Видимо, он нашел нужный момент, когда Ташиев, как пишут СМИ, находится на лечении в Германии, и “вычистил” его из системы. Это нам говорит о том, что Садыр Жапаров решил, что этого тандема не может быть в том политическом режиме, который он строит, учитывая его планы на переизбрание и в целом консолидацию власти в его руках».
Киргизский политконсультант, работавший с командой Ташиева, отметил, что в Кыргызстане исторически соблюдался негласный баланс: если президент — южанин, то сильные фигуры рядом — северяне, и наоборот:
«С Жапаровым и Ташиевым впервые было по-настоящему сложно понять, кто из них главнее. Обе части элит — и северная, и южная — чувствовали себя при делах. Но постепенно Ташиев начал демонстрировать свою кровожадность. Это красиво называлось борьбой с коррупцией, но никаких институтов для такой борьбы создано не было. С теми, кого он не любил, — боролись. С теми, кто рядом, — нет. У людей отбирали имущество, бизнес, собственность. Многие вынужденно уезжали. Некоторые платили миллионы просто за то, чтобы выйти из тюрьмы, — говорят, брали кредиты, отдавали всё и выходили. Якобы деньги шли в некий фонд, который в народе называли “фондом Кустурицы” — от киргизского слова со значением “вырвать”, “тошнить”. Смысл понятен: коррупционеры отдают наворованное. Но всё это было крайне избирательно и без всякого закона. Он обожал показные аресты: спецназ врывается на заседание, хватает чиновников. Его все боялись. И никто не ожидал, что президент на это решится».
СТАТЬИ ПО ТЕМЕ
В Кыргызстане прошла масштабная волна обысков и допросов оппозиционных политиков, задержаны члены семьи бывшего президента
В Великобритании раскрыли сеть по отмыванию денег с долей в одном из банков Кыргызстана, используемую Россией для обхода санкций
Нам очень нужна ваша помощь
Подпишитесь на регулярные пожертвования