Туры вокруг России
Уехавшие из страны музыканты не лишились ни зрителей, ни доходов

Концерт Валерия Меладзе в Albert Hall. Источник: YouTube
Десятки российских музыкантов, рок- и рэп-групп четыре года назад оказались отрезаны от концертной деятельности в своей стране. Одни сами уехали в знак протеста, другим запретили выступать, потому что властям не понравились их мысли и чувства по поводу происходящего. Топовые артисты, собиравшие на родине стадионы, вынуждены были кардинально менять гастрольные графики, теперь даже «ДДТ» и «Сплин» можно увидеть только за границей, не говоря уже о тех, кто помечен иноагентским клеймом: Земфира*, Лёва Би-2*, Андрей Макаревич*, Максим Покровский*, Монеточка*, Noize MC*, Дмитрий «Сид» Спирин* и другие. Вслед за «патриотическими» проклятиями в их адрес порой сыплются насмешки о том, как они прозябают, собирая горстки эмигрантов по заштатным клубам. Правда, озабоченность отсутствием любящей публики оказывается при ближайшем рассмотрении беспочвенной.
«Мы выступаем на разных континентах, но, если вдуматься, это ведь не совсем мировой тур. Скорее это тур вокруг России»,
— шутил на одном из недавних выступлений «иноагент», экстремист и террорист Михаил Шац*. Такие музыкальные «туры вокруг России», вопреки прогнозам и пропаганде, живут и процветают.
«Я повсюду иностранец, и повсюду я вроде бы свой»
Вместе с культовыми рок-звездами Россию покинули и ведущие музыкальные журналисты. В их числе — Михаил Марголис, автор книг о Гарике Сукачеве, группах «Машина времени», «Ночные снайперы», «АукцЫон» и других. Если быть точным, Михаил обосновался в Испании 13 лет назад, а с 2022-го окончательно перестал ездить в Москву. Он старается не пропускать ни одного выступления значимого российского или украинского артиста, заезжающего с гастролями на юг Испании. Доезжал до лондонского «Альберт Холла», где выступала Земфира, и до парижских площадок, которые собирали другие наши «уехавшие».
— Они прозябают? — Смеется Марголис. — Посмотрите, где сейчас выступает, например, Валерий Меладзе. Он — артист, которого, можно сказать, открыли нынешние обстоятельства. Интенсивность его гастролей просто запредельная.
По-моему, Моррисси так не гастролировал в свое время. Одна кругосветка за другой. Везде стабильные аншлаги, и во все более пафосных залах.
Меладзе завершил прошлый год шестью аншлаговыми концертами в Казахстане (во Дворце республики в Алма-Ате и в центральном концертном зале «Казахстан» в Астане), двумя в Узбекистане, двумя в Израиле, одним в Лимассоле, а перед боем курантов выступил в Дубае при участии Альбины Джанабаевой, Екатерины Варнавы и Александра Гудкова. Самый дешевый билет на это шоу стоил 1863 евро. В январе Валерий проехался от Сеула до Шанхая, а в марте начнется очередной европейский тур — восемь городов в Германии (в четырех из них уже sold out), Вильнюс, Вена, Париж, Цюрих, Милан, Рим… В Испании, по словам Михаила Марголиса, Валерий собирал такие площадки, как Дворец конгрессов в Валенсии, люксовые залы Мадрида, Benidorm Palace в Бенидорме на тысячу зрителей.

В новых обстоятельствах по-новому раскрываются и некоторые песни Меладзе. Главным его концертным хитом стал «Иностранец» (приз «Песня-2005»). Брат Валерия Константин написал эту песню как исповедь человека, рожденного в СССР и живущего на несколько стран. Теперь же это едва ли не главный гимн эмигрантов:
*Подари мне первый танец, забери меня с собой,
Я повсюду иностранец и повсюду я вроде бы свой.
Словно лодка в океане, затерялся берег мой.
Я повсюду иностранец, забери меня, мама, домой.*
Причем оказывается, что слова этой песни касаются и россиян, уехавших «от Путина», и белорусов, уехавших «от Лукашенко», и украинцев, вынужденно покинувших свои дома из-за военных действий.
У группы «Би-2» после 2022 года многие песни тоже раскрылись по-новому. Появились и новые, очень сильные, которые сейчас цементируют их сет-листы: «Я двигаюсь дальше», «Никому не верю». Команда производит впечатление очень активного коллектива: работа на сцене, PR-поддержка, новые клипы. Парни перезаписали один из главных своих хитов «Мой рок-н-ролл», в котором раньше на правах женского вокала солировала Юлия Чичерина (ставшая сейчас наиболее радикальной Z-певицей), теперь вместо нее — Монеточка*. 31 декабря они представили ностальгический, хорошо сделанный клип с кадрами из России, набравший за месяц 1,3 млн просмотров на YouTube. И конечно, профессионализм «Би-2» виден на концертах: видеомэппинг, стиль, сыгранность музыкантов, каждый из которых — немножко звезда. «Би-2» давно уже не дуэт Шуры и Лёвы, и нынешний состав их группы вполне подходит под определение «золотой».

«Би-2» недавно прокатились по США, а уже в марте у группы — новая часть тура. В Ереване они выступят в спортивно-концертном комплексе имени Карена Демирчяна. Это зал примерно на 10 тысяч мест, где проводятся наиболее знаковые концертные мероприятия — от детского «Евровидения» до гастролей вокалиста американской группы System of a Down, рок-героя Армении Сержа Танкяна. Цены на билеты — 15 000–39 000 армянских драм (3000–7600 рублей). На сцене будет симфонический оркестр, как и на двух последующих шоу тура в Дублине и Лондоне. Все это — размах, который у «Би-2» не всегда был в России.
На днях одно из московских «патриотических» изданий, насчитав у «беглого рокера» Бориса Гребенщикова* всего четыре анонсированных концерта, оценило максимальный доход артиста с этих мероприятий в 4,9 млн рублей, «если продаст все билеты, однако сегодня редкий бродячий артист способен похвастаться солд-аутами». Все эти выпады выглядят, конечно, смешно.
На самом деле 72-летний Борис Гребенщиков не раз говорил о том, как ему комфортно в Великобритании, и сейчас он — в числе наиболее активных и успешных гастролеров за пределами России. «БГ Бэнд» снова стал «Аквариумом» — это не стадионная группа, но Гребенщиков всегда находит свою аудиторию на площадках чуть менее вместительных, чем Меладзе, «Би-2» или Земфира. В Ереване и Тбилиси это были театры — имени Габриела Сундукяна и Грибоедова соответственно. И там, и там «БГ Бэнд» в декабре давал по два концерта. Осенью коллектив посетил Литву, Польшу, Германию, Австрию, Сербию, Кипр… Отмены случаются по состоянию здоровья артиста, но это бывает редко.

Ни у «ДДТ», ни у «Сплина», ни у Земфиры тоже нет проблем с заполняемостью залов. Стоимость билетов может отличаться в зависимости от страны: разница чувствуется, если в один тур попадают, например, Дубай и Кишинев. Так получилось пару лет назад в туре Земфиры, чей концертный график после 2022 года заметно оживился: в России певица ограничивалась несколькими концертами в год. В Испании, по словам Михаила Марголиса, она, как и украинская группа «Океан Ельзи», собирает те же залы, что и испанские звезды первой величины: «В Аликанте Земфира выступила на Placa de Toros — это арена для корриды, крупная площадка с амфитеатром, по сути, мини-стадион. Пустыми остались только самые фланговые секторы. На этой же площадке чуть больше, чем она, собрали Том Джонс и ZAZ». «ОЕ», к слову, тоже, как и Земфира, смог покорить Royal Albert Hall в Лондоне.
На 57-м году своего существования более чем уверенно чувствует себя и группа «Машина времени», давшая осенью 16 концертов за 34 дня в США и Канаде.
Ее лидер Андрей Макаревич гастролирует также сразу с несколькими сайд-проектами (центральный из них — Yo5), а также с презентационными «винными турами» с участием своей супруги Эйнат Кляйн. Весной Андрей Вадимович поедет в еще один американский тур — с Лаймой Вайкуле.
Экс-солист панк-группы «Тараканы» Дмитрий «Сид» Спирин, уехав из России, вообще не планировал продолжать концертную деятельность, однако в прошлом году ему устроили сольное европейское турне, а теперь Сид собрал электрический состав и готовится к первому концерту в родном Буэнос-Айресе 13 февраля. Кстати, в 2023 году он успел побыть немножко и концертным промоутером: при его участии был организован первый в Аргентине концерт группы «Ногу свело».

Пару лет назад российские артисты-эмигранты начали добираться до самых дальних уголков планеты, а именно — до экзотической Новой Зеландии. Юморист Максим Галкин* в числе первых собрал там зал. А в апреле 2026-го покорять Океанию отправится менее узнаваемый широкой аудиторией Вася Обломов*. Вася записал новый альбом «Как все было на самом деле» и много колесит по Соединенным Штатам, а после возвращения из Новой Зеландии жители и гости Нью-Йорка разместятся за столиками клуба The Cutting Room, чтобы снова послушать его песни. Цена за билеты — от 80 до 400 долларов. Чуть раньше по Штатам проедется еще один парень с гитарой и чувством юмора — Семен Слепаков*. Диапазон цен на Слепакова в том же Нью-Йорке — 88–217 долларов, но уже без столиков.
В конце 2025 года проехался по США и дуэт «Аигел». Вымарывание авторов песни «Пыяла» из титров сериала «Слово пацана» в 2023 году им даже помогло: зрители у телевизоров стали «шазамить» (распознавать с помощью специальной программы) этот трек, и делали это так часто, что красивая композиция с текстом на татарском языке возглавила мировой чарт Shazam. В этом году «Аигел» попытались повторить ковидный опыт онлайн-концертов, организовали возможность оплаты трансляции из Берлина с российских карт, но что-то пошло не так: виртуальное выступление пришлось перенести на июнь.
«Прости, я буду на другой стороне»
Уральскую группу «Сансара» в свое время продвигали старшие товарищи из группы «ЧайФ», а после того, как «Сансара» заняла антивоенную позицию, Шахрин со товарищи их же и захейтили. В репертуаре «Сансары» есть песня со словами «Нам снятся сны про Токио, что мы как будто около». Работая в России, группа никогда не выезжала в Японию, но 25 февраля сны должны стать явью: солист Александр Гагарин радостно объявил: «Спою наконец-то песню «Токио» в Токио!»
В Японию собирается и Монеточка. Артистка вообще невероятно активна в эмиграции. Она не только снялась в клипе «Би-2» и дает концерты по всей Европе, но и стала ведущей недавнего «эмигрантского новогоднего эфира» «Мирные огоньки», который, судя по комментариям, смотрели в новогоднюю ночь в разных городах России очень многие.
В «Мирные огоньки», снятые задолго до Нового года, успели «вмонтировать» Диану «Наоко» Логинову и группу Stoptime. Это совсем свежий кейс: музыканты уехали из России в конце ноября 2025 года, сначала в Армению. Их совместный сет в Вильнюсе с Монеточкой и Noize MC, песни которых они исполняли раньше на улицах Петербурга, превратился в душещипательную кульминацию не только новогоднего YouTube-эфира, но и интервью Юрию Дудю*. Stoptime — уличная группа, свои песни у них есть, но их мало, и они — пока совсем не хиты. Тем не менее Наоко уже пригласили выступить в амстердамском Lokali Hub. Получится ли у Stoptime полноценная карьера, пока непонятно, но фора известности у них явно есть.

А группа Tequilajazzz 4 марта выступит в 300 метрах от России, в клубе Ro Ro в эстонской Нарве на берегу одноименной пограничной реки. Tequilajazzz — это инди-музыка, русскоязычный экспериментальный рок, но даже такой репертуар вполне «катается» по клубным площадкам от Нарвы до Берлина. Лидер коллектива Евгений Федоров, известный в музыкальных кругах со времен Ленинградского рок-клуба, уехал в Эстонию в 2022 году после того, как в России ему на телефон стали поступать анонимные звонки с угрозами за антивоенную позицию: «Мы проломим твою лысую башку». В конце января Федоров сообщил, что успешно сдал тест по эстонскому языку и по этому поводу вбросил через соцсети интригу: «Это язык нашей будущей возможной «Энигмы».
При этом попытки закрепиться с концертными программами на Западе, конечно, не всегда бывают успешными. Два прекрасных музыканта-интеллигента — москвич Алексей Кортнев и питерец Максим Леонидов — объединились и поехали по Европе без электрического состава. У обоих в запасе были хитовые, проверенные временем песни, но в итоге все выглядело довольно местечково. Максим вернулся в Израиль к своему моно-мюзиклу «Жизнь артиста» (это про многих — от Утёсова до The Beatles). Но по-настоящему прибыльным, как представляется, будет его тур с Николаем Фоменко по Северной Америке под нестареющим брендом «Секрет». За билеты просят от 60 долларов.
А вот слухи об эмиграции Алексея Кортнева, рожденные в редакциях прокремлевских СМИ, как и многое прочее, — мягко говоря, преувеличены: артист хоть и не находится в белых списках, базируется в Москве и даже продолжает выступать
(хотя если это происходит, то на совсем маленьких или «незаметных» площадках) и давать интервью (без политики). Также Кортнев успел написать тексты песен к мюзиклу «Тест на любовь» (2024) для Театра мюзикла Михаила Швыдкого, но его фамилию в лучших традициях отечественной цензуры убрали из выходных данных спектакля после доноса. Если терпеливый Алексей все-таки не выдержит всего этого и перезапустит группу «Несчастный случай» за рубежом, перспективы у такого состава явно будут.
— Многие в России сейчас относятся к гастролям русскоязычных исполнителей как к какому-то открытию, — продолжает Михаил Марголис. — Но, например, группа «ДДТ» выступала в Аликанте и в 2019 году, и в 2017-м. С 2022 года все просто по-другому стали смотреть на эти вещи. Раз в год или полтора основные гастролирующие снова появляются в тех же точках, в которых уже выступали, это вполне сравнимо с турами по России. Такие группы, как «Машина времени», «Сплин», «Би-2», БГ, приезжают всегда с полным составом, с видеомэппингом в полную длину сцены, возят с собой своих режиссеров по свету и по звуку.
«Предложений у нас больше, чем возможности их реализовать», — совсем уж огорчил недоброжелателей рэпер Noize MC в интервью Михаилу Козыреву* в вышедшем на днях фильме «Играть или молчать».
Кто перестал выступать в Западной Европе, так это «разрешенные» в России музыканты. «Не очень понятно, кто сейчас с ними будет работать, даже если они каким-то образом получат визы, — комментирует Михаил Марголис. — Появление такого персонажа здесь сейчас может срезонировать на каком-то уровне, и продюсеры столкнутся с рисками». Российские гастрольные графики теперь разбавляют разве что безвизовыми странами: Казахстан, Узбекистан, Армения, ОАЭ, Беларусь. В остальном получился четкий водораздел — выступаешь либо ЗДЕСЬ, либо ТАМ. Это касается не только русскоязычных коллективов, но и западных звезд, которых на московских и питерских площадках не видно уже четыре года. У них теперь тоже «туры вокруг России».