Часть срочников, которых заставили подписать контракты под пытками в поезде, добились расторжения
Некоторым срочникам, которых в январе вынудили подписать контракт в поезде к месту службы в Уссурийск, удалось добиться расторжения контракта с Минобороны. Об этом «Важным историям» рассказали родственники двух призывников.
Один из них сказал, что сыну «дали справку, что он теперь просто военнообязанный». На уточняющий вопрос о том, означает ли это, что контракт разорвали и призывника после завершения срочной службы отпустят домой, собеседник издания ответил утвердительно.
Еще один родитель подтвердил, что с его сыном разорвали контракт.
«У кого родители тоже приезжали, подписывали жалобу, у тех контракты “потеряли”», — отметил он.
Повезло не всем
При этом мать еще одного срочника, с которой поговорили «Важные истории», заявила, что Минобороны по итогам проверок оставило контракт в силе. В письме от министерства говорится, что со срочником якобы заключен контракт на год, отметила она.
«Пришла бумага, что контракт подписан сроком на один год с момента приказа. С января по январь», — говорит женщина.
Что это значит, неясно. Пока действует указ Владимира Путина о мобилизации, контракты с Министерством обороны считаются бессрочными. Контракты на определенный период заключаются только с добровольческими подразделениями.
На уточняющие вопросы женщина ответить не смогла. Она не знает, отправят ли ее сына на войну в Украине. Командир якобы заверил ее, что срочник останется при воинской части.
Как пытали срочников
В январе стало известно, что в Приморском крае более 100 срочников вынудили подписать контракт в поезде по дороге к месту прохождения воинской службы. «Школа призывника» и издание ASTRA сообщали со ссылкой на родителей призывников, что над срочниками издевались, лишали сна и заставляли выполнять бесконечные упражнения.
Уже на местах службы призывники подали рапорты о расторжении контрактов, но их не приняли. Родственники девяти срочников направили коллективную жалобу в Министерство обороны. Среди подписантов были родители Артема Шушакова, Семена Сергеева, Ивана Морозова, Виктора Дементьева, Льва Исоева, Кирилла Плетнёва, Умиджона Авезова, Русланбека Баратдинова и Александра Саражакова.
Срочники, которые находились в поезде, проходят службу в воинских частях 16871 в поселке Сибирцеве и 21634 в селе Сергеевке. После жалобы родителей туда прибыли с проверкой представители прокуратуры, однако о результатах визита ничего не было известно.
В/ч 16871 известна тем, что там осенью 2024 года лейтенант Александр Емельянов расстрелял 19-летнего срочника Артема Антонова после отказа ехать к линии фронта. Против Емельянова возбудили уголовное дело, однако он уехал на войну из-под следствия. В/ч 21634 известна как пыточная часть, где из солдат выбивают деньги под угрозой убийства.
В Уссурийске сложилась традиция
Это не первый раз, когда срочников силой принуждают подписать контракт по дороге к месту прохождения службы. В июле прошлого года аналогичная ситуация произошла со срочниками из Кемерова, Уфы и других российских городов, призванных в части под Уссурийском — в Сибирцево и Сергеевку.
По словам родных солдат, в поезде, которой шел больше недели, срочников заводили в туалет и применяли к ним силу. Сестра одного из них рассказала «Важным историям», что в итоге контракт подписали более 20 срочников.
«Какому-то парню сломали челюсть, он лежит сейчас в госпитале. Какому-то другому ребра сломали», — передавала девушка.
Полгода родные солдат пытались добиться расторжения контракта. Они жаловались и в часть, и в прокуратуру, но им приходили лишь формальные отписки. В это время срочников тайно, не оповестив родных, привели к присяге, рассказывала «Важным историям» сестра другого солдата.
Еще в ноябре они ожидали, что контракты всё же расторгнут. «На днях должны перевести во Владивосток на корабль. Тот, кто заставлял пацанов подписать контракт, уволился», — писала «Важным историям» сестра одного из срочников.
Помогите «Важным историям» ПоддержатьУже в феврале родные узнали по геолокации телефона одного из срочников, что он находится под Донецком. «Мама позвонила его куратору, нам сказали, что он на полигоне. Позже брат вышел на связь, сказал, что всё хорошо и он на учениях, и опять пропал. Позавчера ночью снова вышел на связь и признался дяде, что он на СВО», — говорит сестра бойца. 10 февраля его отправили на линию фронта.
Практика массового силового принуждения срочников к подписанию контракта и участию в войне против Украины существует уже несколько лет. Только в этом году из решения суда по иску срочника из Алтайского края стало известно, что такая вербовка проводится по указанию врио начальника штаба Центрального военного округа.