История с демографией
Неконтролируемый рост населения в третьем мире называют "демографической бомбой" XXI века. Однако падение рождаемости в развитых странах ставит свои проблемы

Наибольшие темпы прироста наблюдаются в отдельных районах Африки. (Фото: АР)
Осенью прошлого года появился на свет шестимиллиардный житель Земли. А в мае этого года население второй по численности страны мира - Индии - достигло одного миллиарда. Это символичный исход XX века, который запомнится не только научно-технической революцией и разрушительными войнами и конфликтами, но и рекордными темпами роста населения. Пик этого процесса - 2,1 процента в год - пришелся на 60-е годы, затем темпы несколько замедлились, однако и нынешних 1,3 процента достаточно, чтобы в ближайшие 50 лет население Земли увеличилось почти в два раза - до 10-10,5 млрд. человек.
Земное пространство - не резиновое. Сможет ли уместиться на нем и мирно сосуществовать такое количество людей? Хватит ли на всех воды, продовольствия, энергетических ресурсов, наконец, самого воздуха? Какие изменения внесет демографический фактор в жизнь тех или иных стран и народов?
Цивилизация как контрацептив
Собственно, попытки понять механизм развития человечества и способы им управлять предпринимаются не первый век. Еще 200 лет назад, когда население мира составляло
1 млрд. человек, первопроходцем в этой области стал английский экономист и священник Томас Мальтус. Тот самый Мальтус, о котором в советских учебниках по обществоведению говорилось как о представителе "антинаучной системы взглядов" на проблемы демографии.
Мальтус сформулировал некий "естественный закон", согласно которому население Земли растет в геометрической прогрессии, в то время как средства существования - лишь в арифметической. Отсюда - неизбежность этапа "абсолютного перенаселения", с которым можно бороться с помощью войн, голода, эпидемий, а также путем регламентации браков.
Эти варварские проекты, разумеется, оказались неприемлемы. Тем не менее "поп-шарлатан", как называл его Маркс, был первым, кто забил тревогу: нужно что-то делать, искать средства регулирования рождаемости.
В 60-е годы - период демографического бума - неомальтузианцы предложили свои рецепты выхода из "мирового кризиса перенаселения". Правда, выводы, к которым они пришли, были весьма странными: оказывается, наращивать производство средств существования, чтобы удовлетворить потребности растущего населения Земли, не имеет смысла, поскольку это только увеличит число потребителей. Неомальтузианцы рассуждали так: в бедных и непросвещенных обществах (которые в первую очередь и угрожают планете перенаселением) рождаемость определяется только физиологическими возможностями женщин. Следовательно, всякое улучшение жизни позволяет женщинам рожать больше. Вывод: необходимо прекратить процесс индустриализации и модернизации сельского хозяйства, увеличения производства материальных благ.
Сегодня такие предложения могут вызвать лишь улыбку. Ни войны и конфликты, о которых писал Мальтус, ни сокращение производства, как полагали его последователи, ни кампании по массовой стерилизации, как это было в 70-е годы в Индии во время правления Индиры Ганди, ни, наконец, административные ограничения, как в 80-е годы в Китае, проблему ограничения рождаемости кардинальным образом не решили. Новый ответ на вопрос: "Что делать?" дала Международная конференция по населению и развитию, прошедшая в 1994 году в Каире под эгидой ООН.
На этой конференции впервые было заявлено о необходимости объединить два понятия - "репродуктивные права" и "права человека". Одна из главных задач была определена как изменение отношения к женщине. В странах с высокой рождаемостью ее роль пока сводится к воспроизводству. Таким образом, у женщины нет выбора, кроме как рожать и рожать, независимо от ее желания.

Население Земли стремительно растет - генсек ООН Кофи Аннан держит на руках шестимиллиардного жителя планеты. (Фото: АР)
Напротив, цивилизация открывает перед женщиной набор привлекательных перспектив, связанных с возможностью участвовать в производстве и общественной жизни наравне с мужчинами (как это происходит в развитых странах). Эти факторы в конечном итоге и должны переломить ситуацию, когда большую часть жизни женщина проводит в вынашивании плода.
Таким образом, "контрацептивом" выступает сама цивилизация. К примеру, гонконгская китаянка и испанка рожают сегодня одинаково мало: в среднем по 1,3 ребенка на женщину репродуктивного возраста, потому что Гонконг и Испания находятся на одном цивилизационном уровне.
Увы, ооновские программы развития и планирования семьи, повышение уровня образования, социальные и экономические мероприятия правительств третьего мира пока не могут решить проблему ограничения рождаемости. Рассказывают, что африканки, которым миссионеры раздают противозачаточные таблетки, просверливают в них дырочки и делают бусы.
Что такое "демографический переход"
Неконтролируемый рост населения в отдельных странах и регионах, порождающий конфликты интересов, очаги нестабильности и другие осложнения, - не единственная демографическая проблема современного мира. В то время как в странах Азии, Африки и Латинской Америки прогнозируется дальнейший рост населения, в США, Канаде, Западной Европе и Японии к 2050 году из-за снижения рождаемости ожидается сокращение числа граждан. Уже сегодня в старых промышленных странах естественный (без учета иммиграции) прирост населения либо равен нулю, либо отрицателен.
Это явление объясняет теория демографического перехода, согласно которой на определенном этапе в силу ряда социальных факторов - от увеличения доходов и эмансипации женщин до изменения отношения к деторождению - рост населения Земли прекращается. Человечество переходит от высокой рождаемости и смертности к низкой рождаемости и увеличению продолжительности жизни.
По оценке ученых, демографический переход должен закончиться к середине XXI века. После того как в ближайшие полвека население планеты возрастет почти в два раза, наступит стабилизация: показатели рождаемости и смертности во всех странах в целом сравняются. Таким образом, теория демографического перехода опровергает мрачные пророчества, будто человечеству не хватит ресурсов. По данным Международной организации питания, при умелом использовании этих ресурсов вполне достаточно, чтобы прокормить 20-25 млрд. человек. То есть больше, чем максимальное число людей, которые будут жить на планете.
Среднестатистическая женщина репродуктивного возраста сегодня рожает трех детей. В отдельных странах, например к югу от Сахары, коэффициент рождаемости составляет 6-6,5 ребенка на женщину репродуктивного возраста. В то же время в 61 стране мира с высоким и средним подушевым доходом, на которые приходится сегодня 44 процента населения, уровень прироста вообще не достигает простого воспроизводства - в них женщина рожает менее двух детей.
Дело в том, что разные страны вступают в этап демографического перехода в разное время. Россия прошла его в 1920-1970-х годах вместе с урбанизацией и образовательной революцией и сегодня, несмотря на низкий уровень жизни и социальные потрясения, сохраняет демографическую ситуацию, характерную для высокоразвитой страны (подробнее см. материал Б. Жукова, стр. 49).
В числе замыкающих - ряд стран третьего мира, традиционных обществ с огромными массами бедного, необразованного населения со среднестатистическом возрастом около 20 лет. Неслаженное движение, в котором мир пересекает рубеж третьего тысячелетия, иллюстрирует высказывание Анатоля Франса о том, что человечество представляет собой караван, "начало которого уже вступило в сияющие области науки, тогда как хвост его еще плетется среди густого тумана...".
Великое переселение народов
В текущем году впервые в истории индустриально развитых стран мира число тех, кто старше 60, превысило количество детей в возрасте до 14 лет. По данным ООН, к 2050 году каждый пятый землянин будет старше 60 лет, а число тех, кому за 85, увеличится в 6 раз.
Низкая рождаемость и "старение" в индустриально развитых странах ставят перед ними проблему пополнения рабочей силы. Решить ее можно только за счет иммиграции. Между тем открытие дверей для массового притока представителей других национальностей, народов и рас чревато многими проблемами, все последствия которых до конца просчитать невозможно. Пожалуй, ни перед одной страной мира дилемма "впускать или не впускать" и на каких условиях не стоит так остро, как перед Японией, в течение столетий считавшейся закрытым обществом и тщательно оберегавшей себя от каких-то внешних влияний. Демографические прогнозы заставляют японцев хвататься за голову: в ближайшем десятилетии во второй экономике мира на 25 процентов сократится численность работников моложе 30 лет. Значит, выхода нет - нужно приглашать корейцев, малайцев, тайцев. Но многие японцы считают, что это путь к "национальному и культурному самоубийству" (подробнее об этом см. материал В. Головнина, стр. 47).
Демографические процессы в ближайшие годы стремительно изменят облик не только Японии, но и Америки. Старение населения, хотя и не столь значительное, как в Японии или Западной Европе, разница в уровне рождаемости среди различных этнических групп, рост иммиграции, связанный с необходимостью привлечения рабочей силы, не могут не сказаться на культурной ситуации в США. Сумеет ли Америка остаться собой, успешно переплавив в своем котле эмигрантов XXI века (подробнее об этом см. материал А. Орлова "Американская лимита").
Андрей Акопян - профессор, директор Республиканского центра репродукции человека

Быстрый рост рождаемости в одних странах и низкая рождаемость в сочетании со "старением" наций в других вызвали великое переселение народов - с бедного Юга на богатый Север. (Фото: АР)