Владимир Маленкович. 6:4 в пользу культа предков
Взгляд из Киева
Владимир Маленкович
Дата публикации: 8 Августа 2001
Автор - директор Украинского отделения Международного института гуманитарно-политологических исследований
Д ля Украины сейчас не столько важна государственность, сколько важна национальная идея . Без идеи будет государство, но не будет нации. Это одна из важнейших украинских (впрочем, и русских) проблем . Не секрет, что не все украинцы ощущают себя гражданами страны. По одному из последних социологических опросов, таковых сейчас в Украине насчитывается не более 35%. Несколько лет назад эта цифра составляла 50-45%.
Все эти данные являются очень серьезным фактором, свидетельствующим о неполноценности украинской государственности. Поэтому сейчас в Украине едва ли не первостепенной задачей является построение гражданского общества. Важно, чтобы украинские граждане все-таки начали осознавать себя таковыми. Та неопределенность идеологии украинского гражданского сознания, которую мы лицезрим в настоящий момент, очень опасна. Идея Украины как одного из благоприятных мест воплощения american dream по Ющенко является скорей почвой для проб пера авторов научной фантастики.
Мы никогда не станем антитрадиционной страной, которой является в настоящий момент Америка. Украина - европейская держава, и для нее характерен дух европейской традиции уважения к предкам, особый дух религиозной культуры, неведомый нашим заокеанским коллегам. В этом плане мы, безусловно пытаемся сформулировать свой особый украинский стандарт гражданского общества. Если не вдаваться в лес наукоемких определений и резюмировать идею, то получится приблизительно следующее: Украина - это страна, которая имеет желание сформировать полиэтническую полиязыковую нацию.
В этой связи особый интерес приобретает вопрос о русском языке и русскоязычном населении Украины. Собственно, большинство русскоязычных граждан Украины не являются русскими в чисто этническом смысле. Если мы рассмотрим харьковского "русского" и белгородского "украинца", то не обнаружим с этнологической точки зрения никаких отличий. Сегодня в Украине из 11 больших городов только во Львове говорят исключительно по-украински (исключение составляет, пожалуй, Киев, отличающийся своей характерной "прозападностью" на выборах и тем самым являющийся интереснейшим феноменом для украинских социологов). Даже если взять за пример недавний конфликт во Львове, произошедший осенью прошлого года, то мы увидим, что столкновение между общинами было вызвано не столько этнической природой проблемы, сколько региональными различиями.
Основной контингент русскоговорящих украинцев - это молодежь, у которой наблюдается возникновение особого разговорного русского языка. При этом, как правило, молодые украинцы не умеют писать по-русски грамотно. Возникает особый разговорный молодежный суржик. Этой ситуацией недовольны все - и украинцы и русские. Кстати, часть обоюдных проблем можно было бы решить принятием закона о языках . Это одна из краеугольных проблем украинско-российских отношений.
Официальный статус русского языка, который в данный момент равен украинскому, должен быть на самом деле несколько ниже украинского. Это даст украинцам почувствовать себя в своем доме неущемленными в правах и избавит их от известного комплекса неполноценности перед русскими. По июньским данным Киевского международного института социологии 41% украинских граждан поддерживает именно такой вариант статуса русского языка, еще 41% выступает за статус русского языка как второго государственного, и только 15% не хотят для русского языка вообще никакого статуса.
Украина, безусловно, сейчас является государством, признанным во всем мире и к тому же, вопреки весьма распространенному в России мнению, имеющим неплохие шансы на развитие. Почему-то мало кто замечает, что Украина уже начала выходить из затяжного десятилетнего экономического кризиса. Но опять же, никогда не следует забывать, что на Украине экономика далеко не самодостаточная, хотя и имеет самую энергоемкую промышленность в мире. Украина наводнена предприятиями т.н. "сектора А" тяжелой промышленности (классическая "оборонка"): в Николаеве, Харькове и других городах находились большинство заводов Советского Союза по авиастроению, кораблестроению, танко- и ракетостроению. Фактически, от Украины зависела основная военная мощь СССР.
Поэтому сейчас, прекрасно отдавая себе отчет в реальных военнопроизводящих потенциалах Украины, Запад препятствует любому сотрудничеству Украины в этих областях с любыми странами (вспомнить хотя бы недавний демарш Кондолизы Райс). Традиционно на Украине практически нет собственных энергоресурсов. И платить за мощности старого советского потенциала она не в состоянии. Отсюда простой вывод: мы - профессиональные попрошайки. Одна украинская рука протянута на Запад, другая - на Северо-восток, в Россию. В результате одна рука получает западные кредиты, другая рука обещает северо-восточному Брату "реструктуризацию".
Но окончательно примкнуть Украина ни кому не может, иначе это вызвало бы целую волну острейших внутриукраинских кризисов. Поэтому иной политики, чем политика балансирования , у Украины не может быть в принципе. Отсюда еще одна немаловажная деталь - чтобы упредить возможные и даже неизбежные толки про "поглощение" Россией Украины. Думаю, что у России не хватит собственных ресурсов на возможное "поглощение" украинской территории с ее энергоемкостью и 50 млн. человек.
России давно пора провести локальную реформу своего новейшего исторического сознания и отказаться от укорененной в привычном российском менталитете мысли, что Украина мечтает вернуться в Россию. Среди украинцев реально эту точку зрения разделяют лишь 27-28%. При любых раскладах, их число никогда не превышает треть населения.
Со своей стороны Украина должна сделать все, чтобы отношение к России как к врагу украинской государственности исчезло. Объективно украинцам следует осознать: Украина не может выступать на внешнеполитической арене как недружественное России государство. Голос настоящей Украины таков: больше 60% украинских граждан не хотят слышать про присоединение к России, но активно поддерживают идею открытых границ, дружественных взаимоотношений обеих стран. Из внешнеполитических приоритетов - более 85% граждан Украины выбирают сближение с Россией (из них 55-56% ратуют за сохранение уровня паритета отношений двух независимых государств), 27% хотят сближения с Европой и только 2,5 % желают достижения во внешней политике приоритета отношений с США.
Идея присоединения Украины к Союзу России и Республики Беларусь не только непопулярна - она нереальна в принципе. Более того, сегодня любая идея присоединения Украины к какому бы то ни было евразийскому союзу будет обречена на калькирование и скатывание в область российско-белорусского "штампа" , несмотря на то, что некоторые варианты (идея Союза Четырех: Россия, Украина, Беларусь, Казахстан) мне не кажутся такими уж утопичными. Проблема "штампа" на Украине выглядит вполне односторонней: на сегодняшнем историческом этапе среди наших политиков почти никто не хочет иметь никакого дела с Лукашенко.
Сама идея двустороннего союза Украины не может быть реализована в силу определенных внешнеполитических обстоятельств. В силу вышеперечисленных факторов "политики балансирования", Украина не может фактом подобного союза порвать с Западом. Однако Украина - в силу той же специфики - будет ориентироваться на Европу, но не на евроатлантические структуры, имеющие интенцию к известной гегемонии. Судьба Украины в наступившем веке выглядит достаточно определенно: она имеет все шансы стать проектной площадкой места реальных встреч России и Запада, своеобразной осью Европа-Украина-Россия. Пока на этой площадке счет 6:4 в пользу России.