Константин Мильчин. Хорошие и плохие парни
Бодански Й. Талибы, международный терроризм и человек, объявивший войну Америке. / Пер. с англ. В.А.Быстрова. - М.: Вече, 2002. - 384 с. (Особый архив). 7000 экз. (п) ISBN 5-94538-041-5.
Константин Мильчин
Дата публикации: 10 Января 2003
П росматривая подшивку газеты "Книжное обозрение" за тысяча девятьсот семьдесят какой-то год, я наткнулся на статью "Наш друг Талиб". Речь там шла о некоем дружественном Советскому Союзу человеке по имени Талиб, видимо, он как-то был связан с книгами и жил в какой-то братской стране третьего мира. Сейчас о талибах пишут совсем другие книги и статьи. Вот, например, книга Йозефа Бодански (Yossef Bodansky). Господин Бодански - человек не посторонний в данном вопросе. Сейчас он возглавляет "Оперативную группу по терроризму и специальным методам ведения войны при правительстве США". А досье на Осаму бен Ладена Бодански завел еще в далеком 1981 году. О будущем террористе номер 1 рассказал ему "один знакомый моджахед" (чем же, интересно, занимался в ту пору сам г-н Бодански?):
" Бен Ладена описывали как преданного и очень серьезного молодого человека. Вероятно, в то время, занимаясь теми, кто стал потом арабскими "афганцами", я уделял больше внимания египтянам и палестинцам, чем юным богачам с Аравийского полуострова. Они были "хорошими парнями" - действительно преданными делу, которое мы тоже поддерживали всей душой. Они не были "террористами ".
Вот такие дела. В 1981 году "хорошие парни" и союзники в борьбе с Советским Союзом, а в 2001 году - террористы, злейшие враги. Как много поменялось за 20 лет! В своей книге Бодански рассказывает о том, что случилось с "хорошими парнями" за двадцать лет. Большая часть исследования, не считая специальной главы, посвященной событиям "11 сентября", была написана в середине 2001 года. Рассказ о бен Ладене начинается с сельской идиллии:
" Осама бен Ладен, которому сейчас за сорок, выпускник университета, умеющий работать с компьютером, живет со своими четырьмя женами и примерно пятнадцатью детьми в небольшой пещере в восточном Афганистане. Водопровода там нет, и лишь элементарная обогревательная установка спасает их от жестокого зимнего холода. Бен Ладен всегда начеку, ожидая покушений, рейдов командос и воздушных налетов ".
Осама бен Ладен и его правая рука Айман аль-Завахири не родились маргиналами. Осама мог бы стать преуспевающим строителем, как и его отец, Айман мог бы стать одним из ведущих педиатров Египта. Но комфорту и спокойствию они предпочли войну и пещеры. Как же это получилось?
Бодански забирается в глубь веков. Радикальный воинствующий исламизм - идеологическая платформа террористов - появился в результате конфликта между исламской и западной цивилизациями. Бодански ссылается на иранского ученого и дипломата, который утверждает, что кризис исламской цивилизации начался в XII веке в результате столкновения с христианством. Европа тогда нанесла Востоку удары в Леванте и на Пиринейском полуострове. В результате передовые исламские государства поразила, по мнению Ховейда, "антиинтеллектуальная ярость", закончившаяся "культурным самоубийством". Исламский мир добровольно ушел в самоизоляцию. Первенство научного прогресса захватила до этого отстававшая христианская Европа. Начиная с похода Наполеона в Египет, христианский мир начал показывать Востоку также и свое военное превосходство. Мусульманские страны оказались в подчиненном положении.
В XX веке после начала нефтяного бума выходцы из богатых семей получили возможность ездить учиться в Европу. Там их шокировал абсолютно другой тип жизни и уровень состоятельности. В середине семидесятых годов фактически ничейный исход арабо-израильской войны 1973 года воодушевил арабские страны. Нефтяное эмбарго 1973- 1974 , объявленное странами Аравийского полуострова, вернуло им уверенность в своих силах. Радикализации выходцев из богатых арабских семейств способствуют внутриполитические события в арабских странах. В 1975 году саудовского короля Файсала убивает его душевно больной племянник, самый европеизированный член королевской семьи. По мнению многих, с ума он сошел именно от знакомства с западным миром. Саудовское общество, вроде бы начавшее европеизироваться, качнулось в сторону исламизма. В Египте подобный процесс происходит на фоне разочарования в политике президента Саддата, который в 1977 начинает переговорный процесс с Израилем. Революция 1979 года в Иране показывает исламистам, что они обладают силой.
Тогда же арабский мир испытывает новый шок - от вторжения советских войск в Афганистан. По мнению Бодански, в 1980 году арабские страны боялись, что следующей жертвой СССР будут именно они. Провал американской спецоперации в Иране в 1980 году продемонстрировал арабам, что американцы вряд ли смогут защитить их от советской угрозы. Бен Ладен всегда утверждал, что именно советское вторжение в Афганистан стало переломным моментом в его жизни. Он организовывает тренировочные базы для моджахедов, перебрасывает в Афганистан строительную технику для создания укреплений. В 1986 - 1987 годах Бен Ладен лично участвует в боях с Советской Армией.
Египетские исламисты направляются в Афганистан не только ради того чтобы участвовать в священной войне против СССР. В Афганистане они скрываются от египетских спецслужб, которые в тот период преследовали исламистов. Афганское сопротивление поддерживают пакистанские спецслужбы. Пакистанская разведка (МВР) создает в середине 1980-х на территории Афганистана тренировочные лагеря, где обучаются не только афганцы, но и члены сикхских и кашмирских боевиков, которые потом перебрасываются в Индию. "Все это время афганский джихад пользовался поддержкой Вашингтона, и все больше денег выделялось на явную или скрытую поддержку афганских моджахедов. Соединенные Штаты были убеждены, что поддерживают настоящее национально-освободительное движение, пусть и на сильной исламской основе, а Исламабад прилагал все усилия, чтобы США не узнали, какого рода моджахедов финансируют американские налогоплательщики ", - пишет Бодански. Пакистанцы использовали афганскую войну в своих интересах.
После вывода советских войск из Афганистана для исламистов начинается эпоха кризиса - "аль-Азма". Виной тому - война в Персидском заливе. Мусульманские страны вместо того, чтобы выступать против Запада единым фронтом, объединились с американскими войсками для борьбы против другого мусульманского государства. И самое страшное (с точки зрения исламистов) - американские войска получают долговременные базы на священной аравийской земле.
Выход находит духовный лидер Судана Хасан аль-Тураби. Он объединяет две исламистские доктрины, две существовавшие до этого периода стратегии революционного ислама, которые Бодански описывает во всех подробностях. По суннитской стратегии, исламисты должны бороться за власть в своих государствах, против своих правительств, не соблюдающих законы ислама. Шиитская стратегия не признает государственных границ; с точки зрения шиитов, исламистские организации всех стран должны вести борьбу сообща. Тураби объединил две доктрины. Он провозгласил, что различные радикальные организации, которые борются на Ближнем Востоке с правительствами, на самом деле борются с американскими марионетками, то есть в итоге с США и Западной Европой. Эта идея, по мнению Бодански, и стала теоретической платформой исламского терроризма 1990-х годов. В ответ на глобализацию западного мира исламисты создали разветвленные международные террористические сети. США и их союзники, на первый взгляд неуязвимые в своей военной мощи, оказались на самом деле слабыми и не способными защитить себя и своих граждан в такой тайной войне, когда "законной целью" становится каждый гражданин, каждый самолет, каждое посольство западной страны в любой точке света. Осама бен Ладен, после конфликта с саудовскими властями из-за размещения американских войск перебравшийся в Судан, выступил организатором и политическим лидером такой сети. Он поставил на службу терроризму факс, Интернет и прочие современные технологии.
Первая победа исламистов - Сомали. Гуманитарную миссию ООН в этой раздираемой гражданской войной стране исламисты восприняли как первый шаг к американской агрессии против расположенного поблизости Судана. В боях в столице Сомали Могадишо войска ООН, американская морская пехота и группа "Дельта" понесли тяжелые потери. В итоге войска ООН и США покинули Сомали, а бен Ладен и исламисты обрели уверенность в возможности победы над "Великим Сатаной" - США.
С середине 90-х годов террористические ячейки растут, в тренировочных лагерях в Судане, Афганистане, Пакистане и Иране проходят подготовку все новые и новые террористы. По мнению Бодански, за спиной у террористических организаций стоят спецслужбы Ирана и Пакистана, которые оказывают террористам техническую поддержку. Из лагерей террористы направляются в горячие точки, где мусульманские народы борются с немусульманскими - в Боснию, Косово, Чечню и на Филиппины. Другое направление их деятельности - борьба против "марионеточных" и "коррумпированных" режимов в мусульманских странах вроде Египта или Саудовской Аравии. Бодански утверждает, что исламисты виновны не только во взрывах на американских базах в Саудовской Аравии в 1995 году, но и в покушении на египетского президента Мубарака во время его визита в Эфиопию в том же году; они же планировали убийство папы римского на Филиппинах .
Картина, которую рисует Бодански, довольно печальна: светскому западному миру противостоят фанатичные, хорошо организованные, тщательно законспирированные террористические организации . Их поддерживают спецслужбы ряда азиатских стран, что не мешает исламистам организовывать теракты против властей этих же стран. Костяк террористических групп составляют те, кого в исламском мире называют "афганцами", - арабы, воевавшие в Афганистане. То есть люди, которыми Бодански, как и самим бен Ладеном, "занимался" еще в 80-е годы.
В 1990-е годы неумелые действия администрации Клинтона, во многом способствовали росту мощи террористов. И речь идет не только о поражении в Сомали. В 1998 году американский ракетный удар по лагерям террористов в Афганистане и Судане не нанес серьезного урона ни самим террористам, ни их инфраструктуре. Зато он сделал их героями и мучениками. А еще раньше в середине 1990-х годов, по утверждению Бодански, американские дипломаты и спецслужбы попытались выйти на верхушку террористов, чтобы попытаться убедить их прекратить борьбу против американцев и королевской власти в Саудовской Аравии. В обмен американцы готовы были "сдать" исламистам Египет. В результате отношения египтян и американцев существенно ухудшились.
Книга Бодански выделяется на фоне обрушившегося на наш книжный рынок потока книг о талибах и международных террористах. В ней очень много редких фактов и сведений. Боданский пишет беспристрастно и не стесняется говорить об ошибках американцев. Конечно, его, как, впрочем, и любого автора, можно поймать на ошибках и подтасовках; но сделать это нелегко. Впрочем, есть и несколько минусов, которые на поверхности. О собственном участии в заигрывании с исламистами Бодански говорит крайне скупо. Роль, которую он играл, не очень понятна. Можно только догадываться, что он делал в Афганистане в 1980-е годы и откуда у него такое количество сведений о террористических организациях. Другая неувязка: он критикует действия американских властей, но, если верить аннотации, - последние два с половиной десятка лет на эти власти работает. Наконец, еще один минус, в котором, впрочем, сам Бодански не виноват: его книга - прекрасное исследование по идеологии и деятельности исламистов, но та расстановка сил, которая обрисована в ней, сейчас уже стала достоянием истории. Слишком многое изменилось. Талибы ушли в подполье, а террористические структуры наверняка претерпели изменения. Но это не исключает необходимости знать их историю и источники, а в этом отношении книга Боданского представляет немалую ценность.