Эксперты о "прямой линии" Путина: "тягомотина", исчезли его знаменитый юмор и патока
Эксперты оценили "прямую линию" Владимира Путина, в ходе которой он традиционно пообщался с народом. Как было замечено, праздничное мероприятие превратилось в тяжелую "тягомотную" работу, кризис почти убрал патоку и легендарный путинский юмор.
"Прямая линия" премьер-министра стартовала накануне в полдень в Гостином Дворе, где был организован call-центр для сбора звонков и SMS-сообщений. Как отмечает "Независимая газета", впервые на подобном мероприятии лицо премьера выражало сильное волнение.
На вопросы премьер отвечал предельно серьезно, только несколько раз он позволил себе ироничные замечания в своей знаменитой манере. В частности, когда житель из Пензы поинтересовался, правда ли, что Путин пообещал повесить Саакашвили за одно место, премьер иронически ответил: "Почему за одно?", после чего абонент в замешательстве положил трубку – раздались короткие гудки.
- Ответы Путина удивили экспертов - его цифры плохо стыкуются с реальностью
- Le Temps: Путин, отвечая на вопросы россиян, готовил их к предстоящим трудностям
- Без работы в России, вопреки прогнозам Путина, могут остаться более 2 миллионов человек
- Девочку Дашу уже собирают в Москву
По форме общение в прямом эфире Путина с народом не изменилось. Ближе к концу прямой линии премьер по традиции в режиме блиц-интервью ответил на вопросы пользователей интернета, а после окончания прямой линии, которая длилась чуть более трех часов, ответил на вопросы журналистов. Наиболее примечательные цитаты из газет по теме приводит сайт "Заголовки.ру".
Политики и политологи, оценивая "прямую линию", признали, что глобальный кризис все-таки заставил Путина изменить манеру общения. Как сказал в интервью газете "Время новостей" первый заместитель председателя ЦК КПРФ, вице-спикер Госдумы Иван Мельников, ему бросилось в глаза резкое отличие прежних "прямых линий" от последнего общения Путина с народом.
Как отметил Мельников, раньше это было чуть ли не праздничное мероприятие, когда Путин чувствовал себя свободно, а граждане по большей части срежиссированно восторгались им. На вчерашней же линии все было похоже на тяжелую работу и "неизбежно вылилось в тягомотину".
Как метко заметил Мельников, обычно подсчитывают количество аплодисментов, а вчера стоило бы подсчитать количество глубоких вздохов, которыми премьер предварял свои ответы. По его мнению, это произошло потому, что ощущается усталость людей от этого жанра. Но главное, по мнению Мельникова, то, что люди не слышат ответов на свои вопросы.
По оценке вице-спикера, несмотря на то, что кризис был в подтексте всех вопросов, конкретных ответов от Путина многие люди так и не получили. Как считает Мельников, отвечая на вопрос, кто влиятельнее - президент или премьер, можно сказать, что Медведев получил эмоциональную фору.
Как отмечают эксперты, жанр "прямой линии" пока остается за премьером, хотя, по мнению многих, Медведеву тоже стоило бы попробовать пообщаться в таком режиме с народом. Как считает сопредседатель Совета по национальной стратегии Иосиф Дискин, "прямая линия" Путина и обращение президента Дмитрия Медведева к Федеральному Собранию показали, что каждый отвечает за порученный Конституцией участок. Медведев отвечает за стратегические и ценностные ориентиры, а Путин за ведение "домашнего хозяйства".
По мнению Дискина, Путин в своей "прямой линии" решал задачи психотерапии. Он пытался показать, что власть знает заботы и проблемы россиян и думает о них. Он не столько говорил, сколько успокаивал. Как считает Дискин, именно премьер вышел на "прямую линию", потому что сейчас он лучший психотерапевт, чем Медведев.
Как, в свою очередь, заметил независимый политолог Дмитрий Орешкин, "прямая линия" - это не президентский формат общения, а персональный путинский. По мнению Орешкина, Путин - опытный презентатор и прекрасно осознает, что этот жанр идет на пользу его имиджу.
При этом в ходе этой "прямой линии" бросалось в глаза, что многие вопросы срежиссированы. Впрочем, как считает Орешкин, это не мешало, так как не противоречило жанру шоу. По мнению Орешкина, главное противоречие было в том, что Путин не изменился за последнее время, а люди все же изменились. Это чувствовалось и в вопросах, и в отношении к Путину.
Как заметил Орешкин, Путин так легко и уверенно обещает, что трудности будут временными и мы их вместе преодолеем. "Он взял на себя слишком много, и за это придется отвечать - это ему припомнят", - говорит политолог.
По мнению президента фонда развития общественных связей "Петербургская политика" Михаила Виноградова, никаких отличий этой "прямой линии" от предыдущих не было. Главное, что народу показывают: когда народ и Путин общаются без посредников, они прекрасно друг с другом гармонируют.