Дата
Автор
Скрыт
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Из-за резолюции против Ирана в России запутались, отправлять ли туда ракетные комплексы С-300


Принятие санкций против Ирана в Совбезе ООН, которые поддержала РФ, поставило под вопрос поставки в республику российских зенитно-ракетных комплексов С-300. Однозначного ответа по этой проблеме пока нет: с одной стороны, выполнение международных соглашений обязательно для РФ, а с другой - официальные лица уже нашли лазейку, позволяющую их избежать.

По информации высокопоставленного представителя структур в системе ВТС РФ, российская сторона полностью сворачивает военно-техническое сотрудничество с Тегераном. "Решение Совета Безопасности ООН для любой страны является обязательным для выполнения, и Россия здесь не исключение. Естественно, будет заморожен и контракт на поставки Тегерану зенитных ракетных систем С-300", - приводит слова источника "Интерфакс".

- Ахмади Нежад практически объявил России войну
- Москва предпочитает на замечать грозных выпадов Тегерана и рассчитывает на сохранение добрых отношений

В пояснительной записке к принятой накануне резолюции говорится о запрете продажи или передачи Ирану шести видов тяжелых вооружений: танков, боевых бронированных машин, артиллерийских систем большого калибра, боевых самолетов, ударных вертолетов, кораблей, ракет и ракетных систем. Кроме того, документ призывает страны "проявить бдительность и воздерживаться от поставок Ирану любых других видов вооружений и сопутствующих материалов".

Между тем совершенно иначе трактуют резолюцию официальные лица в Москве. Как отмечает глава комитета Госдумы по международным делам Константин Косачев, санкции не оговаривают поставки Тегерану российских систем С-300, а значит нет препятствий для выполнения договора.

"Системы оборонительного характера, к которым относится С-300, в этом перечне (видов вооружений, подпадающих под санкции - Прим. ред.) не содержатся, и таким образом эти поставки под санкции не подпадают", - цитирует Косачева ИТАР-ТАСС. Кроме того, глава думского комитета подчеркнул, что сотрудничество России и Ирана по мирному атому, к которому относится строительство АЭС в Бушере, также остается в силе.

Некоторые российские эксперты отмечают, что отсутствие отдельного пункта о С-300 в резолюции предполагалось изначально, так как в противном случае Москва наложила бы вето на санкции в целом, пишет "Независимая газета".

Напомним, что глава Федеральной службы по ВТС Михаил Дмитриев еще в апреле подтвердил выполнение Россией условий договора о поставках С-300, однако на деле ракетные комплексы в Иране так и не увидели. В мае посол Исламской Республики в РФ Махмуд Реза Саджади в очередной раз напомнил о существовании договора и подчеркнул, что иранская сторона уже готова к приему С-300, подчеркнув тогда, что их получение не противоречит международным соглашениям, так как комплексы являются оборонительными.

Между тем против использования этих ЗРК Ираном выступала администрация американского президента Барака Обамы, мотивируя это тем, что С-300 очень эффективны против авиации и некоторых ракет. ЦРУ утверждало, что они будут использоваться для обороны иранских ядерных объектов.

Промедления с отгрузкой С-300 в США воспринимают как проявление той самой "бдительности" в отношении Ирана, о чем идет речь в резолюции. По словам представителя посольства РФ в США Евгения Хоришко, контракт на поставки С-300 пока не выполняется исключительно по техническим причинам.

Москва предпочитает на замечать грозных выпадов Тегерана и рассчитывает на сохранение добрых отношений

Между тем, несмотря на откровенное недовольство занятой Москвой позицией по иранскому вопросу и даже призывы "Смерть России!", в Кремле уверены в своей правоте и сохранении добрых партнерских отношении с Исламской Республикой, несмотря ни на что. Косачев предостерег также от злоупотреблений и собственной интерпретации международных санкций.

Резолюцию он назвал "вынужденным, но адекватным шагом" мирового сообщества и отметил особо, что "документ не содержит мер военного характера и затрагивает только ядерный характер программы Ирана". "К сожалению, предыдущие три резолюции выполнены не были, и если сейчас ситуация будет развиваться по той же схеме и новая резолюция будет выкинута в мусорное ведро, то эти санкции окажутся далеко не последними и не самыми жесткими", - полагает Косачев.

Стоит отметить, что именно такой сценарий развития событий предвидит иранский лидер Махмуд Ахмади Нежад. "Против нас сейчас приняли резолюцию, но мы к ней относимся как к бумажной салфетке, которой вытерли рот и бросили в урну", - сказал иранский президент.

После известия о принятии санкций и их поддержке Москвой в Иране поднялась волна возмущения и зазвучали призывы "Смерть России!". Наиболее радикальные политические деятели записали РФ в список национальных врагов.

Однако в России предпочитают эту реакцию не замечать. Косачев заявил, что санкции ООН не влекут последствий для двусторонних отношений. "Другое дело, если какие-то государства будут в одностороннем порядке эти санкции ужесточать", - добавил он.

Единственное, что его беспокоит на данный момент в этом отношении, - это дополнения в законодательство США, которые должны быть приняты в ближайшее время в соответствии с положениями резолюции ООН. "А вот каким будет это законодательство, нам предстоит еще понять, и вот это будет, возможно, иметь какие-то последствия для России. Но если это произойдет, это будет нарушение духа и буквы принятой СБ ООН резолюции", - подчеркнул российский парламентарий.

Первый зампред думского комитета по международным делам Леонид Слуцкий также подтвердил, что из-за принятого документа между РФ и Ираном могут возникнуть разве что "небольшие шероховатости", которые будут иметь рабочий характер. По его мнению, "Ирану необходимо изменить свою позицию, на которую Россия сейчас не может не реагировать даже при желании сохранить конструктивные отношения".