Дата
Автор
Скрыт
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Доклад: в "пятидневной войне" треть российских солдат убили неосторожное обращение с оружием, аварии и сослуживцы


В ходе "пятидневной войны" с Грузией в августе 2008 года около трети российских военных погибли не в результате боевых действий. Причиной их смерти стали неосторожное обращение с оружием, "дружественный огонь" и дорожно-транспортные происшествия, сообщает "Интерфакс" со ссылкой на редактора сборника "Пятидневная война", который выйдет в свет на следующей неделе, директора Центра анализа стратегий и технологий (ЦАСТ) Руслана Пухова.

Только 48 человек из 67 жертв с российской стороны погибли из-за огня противника, установил Следственный комитет при прокуратуре, проводивший собственное расследование гибели каждого из них. Из тех 19, которые погибли по другим причинам, 10 стали жертвами ДТП. "Переброска войск, выполнявшаяся в высоком темпе по узким горным дорогам, в некоторых случаях в ночное время, способствовала увеличению аварийности", - пояснил Пухов.

- Россия, в отличие от Грузии, так и не опубликовала список военных потерь
- Молчание военных не помешало экспертам подсчитать потери в технике

Этот факт подтверждается также полученными на маршах травмами. Например, в 429-м мотострелковом полку были ранены за время войны 30 солдат, однако на деле только двое из них попали под обстрел противника, а остальные получили переломы, черепно-мозговые травмы и сильные ушибы при горных переходах. Восемь из девяти пострадавших в 292-м смешанном артиллерийском полку были травмированы в ДТП.

В то же время хорошо подготовленные к маршам в горной местности части, такие как 70-й, 71-й, 135-й, 693-й мотострелковые полки, произвели выдвижение без существенных "небоевых потерь", сообщил эксперт ЦАСТ.

Россия, в отличие от Грузии, так и не опубликовала список военных потерь

Директор Центра отметил также, что Минобороны РФ до сих пор не опубликовало официальный список потерь российской стороны в этой войне, а ограничилось общими цифрами без детализации.

"Аналогичная ситуация и с потерями южноосетинской армии, а также армии Абхазии. Не указывались даже приблизительные данные по потерям иррегулярных вооруженных формирований Южной Осетии и добровольцев, прибывших в зону конфликта из России", - сказал Пухов.

В итоге отсутствие четкой позиции привело к распространению официальными лицами противоречивых данных: в разное время называлось от 48 до 74 погибших. На данный момент принята цифра в 67 человек, установленная СКП, причем в это число вошли военные, погибшие не только во время активных боевых действий с 8 по 12 августа, но и в послевоенный период, вплоть до начала вывода войск.

Однако СКП также не опубликовал поименного списка погибших, что сделало, например, Минобороны Грузии "менее чем через месяц после завершения активных боевых действий". Грузины потеряли 170 убитыми и пропавшими без вести, более 1800 ранеными, сообщалось в декабрьском отчете ЦАСТ за 2009 год.

"Этот список достаточно подробен. Помимо имен и фамилий, в нем содержатся также сведения о звании погибших и их месте службы. Впоследствии он регулярно уточнялся и дополнялся по мере выяснения судьбы пропавших без вести и идентификации неопознанных останков. Изучение списка позволило заключить, что сведения, указанные в нем, полны и точны", - заверил директор ЦАСТ.

Молчание военных не помешало экспертам подсчитать потери в технике

Стоит отметить, что Минобороны решило не публиковать также официальные данные о потерях боевой техники, поэтому экспертам из ЦАСТ пришлось восстанавливать эту информацию по доступным фото- и видеоматериалам, воспоминаний очевидцев и сообщениям в СМИ.

Благодаря этому удалось вычислить, что Россия потеряла шесть боевых самолетов: три Су-25, два Су-24 и один Ту-22М3. После окончания боевых действий в Южной Осетии произошла авиакатастрофа, в которой разбились два российских вертолета: Ми-8МТКО и Ми-24.

Кроме того, в ходе боев были уничтожены три российских танка: Т-72Б(М), Т-72Б, Т-625. Потери в бронетехнике и автотехнике оказались значительно больше. Около 20 единиц бронетехники (девять БМП-1, три БМП-2, два БТР-80, одна БМД-2, три БРДМ-2 и одна МТЛБ-6) были уничтожены грузинскими военными. А 8 августа в Южном лагере миротворцев в результате артиллерийского и танкового обстрела российского миротворческого батальона на стоянке была уничтожена практически вся припаркованная там автотехника, не менее двадцати единиц.

9 августа в ходе боев грузинским артиллерийским огнем были разбиты десять грузовиков "ГАЗ-66" минометных батарей 135-го и 693-го мотострелковых полков, скученные на дороге. Два грузовика "Урал-4320" были уничтожены днем 11 августа в результате удара грузинских вертолетов Ми-24. Еще несколько грузовиков попали в серьезные дорожно-транспортные происшествия.

Потери грузинской стороны в вооружении и военной технике составляют: не менее десяти танков Т-72, три транспортных самолета Ан-2 и четыре вертолета (три Ми-24 и Ми-14БТ). Была также разрушена система ПВО. Основные объемы вооружений и военной техники Грузия утратила не в бою, а при бегстве — они были брошены и достались российским военным и осетинским ополченцам. В общей сложности удалось захватить 65 танков, более 20 боевых машин пехоты (БМП), две бронемашины Cobra, около 10 установок ПВО, несколько десятков орудий и минометов.