Дата
Автор
Скрыт
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Полет Гагарина


Мы публикуем второй фрагмент мемуарных заметок доктора технических наук Аркадия Бениаминовича Найшуля (1920-2005), проработавшего всю жизнь в космической отрасли. Заметки любезно предоставлены его сыном, другом и постоянным автором «Полит.ру» Виталием Найшулем.

См. также:

  • Как мы выбирали расположение космодрома Байконур

Осень 1960 года. Принято решение весной 1961 года впервые в мире запустить человека в космос. Предварительно надо совершить несколько отработочных пусков без человека. Первый такой пуск с двумя собачками состоялся осенью 1960 года. Неудачный. Не сработала третья ступень ракеты. Сработала САС - система аварийного спасения. Собачки живые и невредимые спустились в лесу, в Сибири. Их обнаружили средства противоракетной обороны, вертолетом перевезли в Красноярск, оттуда самолетом доставили на полигон Байконур. Подошел Королев. Почему в ящике? Пересадить в кресло.

Главный конструктор системы радиоуправления М.С.Рязанский заметил, что пуск надо считать удачным. Проверена работа системы аварийного спасения.

В феврале 1961 года был также отработочный пуск. Неудачный. Вследствие ошибки ориентации, перед включением тормозного двигателя, космический аппарат вместо того, чтобы войти в атмосферу, перешел на орбиту с высотой апогея 600 км.

В марте 1961 года был проведен пуск с манекеном, полностью удачный, после чего было принято решение - следующий раз запускать космический аппарат с человеком. Дата была установлена 12 апреля 1961 года.

10 апреля 1961 года в одной из комнат МИК (монтажно-испытательный корпус) состоялось заседание госкомиссии. Народу было полно, я тоже присутствовал. Королев представил Гагарина и Титова (дублер), их кандидатуры были утверждены.

На полигоне я жил в одной комнате с врачом Гагарина. Врачей приехало человек семь, в том числе одна весьма представительная дама специально по моче Гагарина. Так вот врач, который жил со мной в одной комнате, рассказывал, что первым космонавтом избрали Гагарина еще и потому, что у него необычайно крепкая нервная система. Перед первым в истории человечества полетом человека в космос, он спал как ребенок, без всяких снотворных.

12 апреля 1961 года. Солнечное утро. Я на старте, в нескольких метрах от ракеты. Она дымит кислородом. Королев прощается с Гагариным. Гагарин поднимается на лифте и залезает в космический аппарат. 15-минутная готовность. Все разъезжаются. Я на НИПе (научно измерительный пункт), это полтора километра от старта. На телевизоре лицо Гагарина. По экрану движутся черные горизонтальные полосы. На следующих пусках полос не будет. Старт! Ракета поднимается в море огня и исчезает в небесах.

Все в порядке. Едем на вторую площадку. Все на взводе. В комнате столпотворение, пишут коммюнике.

Телеметрия сообщает! На активном участке полета вышел из строя умформер (преобразователь тока) радиосистемы управления. Поэтому она не выдает команды выключения двигателя на активном участке траектории. Но система управления рассчитана на один отказ. Команду на выключение двигателя выдает дублирующая автономная система управления.

Веселье продолжается. Но мы, несколько человек баллистов, хорошо понимаем, чем это грозит Гагарину. При выключении двигателя, от радиосистемы управления высота апогея 300 километров, при выключении двигателя от дублирующей автономной системы управления - высота апогея 1500 км. Если произойдет вторая неисправность, тормозной двигатель для входа в атмосферу не сработает (а он один), спускаемый аппарат естественным образом затормозится, войдет в атмосферу и спустится на поверхность Земли (или воды). Спасение аппарата в этом случае было предусмотрено. Но! При высоте апогея 300 км это должно произойти на 4,5 сутки полета, а при высоте апогея 1500 км - на 15 сутки. А запас жизнедеятельности для Гагарина - максимум 5 суток.

С тревогой мы ожидали - сработает ли тормозной двигатель? Он сработал. Гагарин совершил посадку в Саратовской области, а не в Казахстане, как ему полагалось при нормальной высоте апогея. Если бы тормозной двигатель не сработал, то Гагарин бы погиб, а спускаемый аппарат был бы не на ВДНХ, а, всего вероятнее, на дне мирового океана. На последующих пусках спускаемый аппарат имел два тормозных двигателя.