Инициатор "лесного дела" предъявил Бастрыкину ультиматум, а пресса выдвинула две версии скандала
Ряд российских журналистов во главе с редакцией "Новой газеты" потребовали объяснений от главы Следственного комитета РФ Александра Бастрыкина по поводу инцидента в лесу, предположительно произошедшего около недели назад. Новых доказательств "разборок" главы СКР с журналистом Сергеем Соколовым его коллеги пока не предоставляют, отмечая, что дают Бастрыкину время, чтобы объясниться и извиниться. Скандал сегодня оказался в центре внимания российской прессы, выдержки из которой приводят "Заголовки".
Главный редактор "Новой" Дмитрий Муратов, накануне опубликовавший открытое письмо к главе СКР, сообщил "Коммерсанту", что в его газете ждут извинений, при этом редакцию устроило бы заявление Бастрыкина о том, что тот "погорячился". На вопрос, как издание собирается доказывать факт угроз, Муратов сказал, что редакция будет ждать официального ответа от СК в течение месяца, после чего готова "действовать в рамках закона".
Следственный комитет и сам Александр Бастрыкин спустя сутки после публикации продолжают хранить многозначительное молчание. Сергей Соколов, в связи со случившимся покинувший Россию, пока, по-видимому, возвращаться не собирается.
"Мы написали письмо. Следовательно, в течение недели, а если ситуация очень трудна - то в течение двух недель, по закону мы обязаны получить ответ от Следственного комитета РФ, - заявил Муратов в интервью "Дождю". - Русский интеллигент, приехавший из Кавказа, одевший на себя камуфляж, еще там похоронивший своего сотрудника... вполне вероятно, почувствовал себя человеком, который проживает другую жизнь, такую крутую жизнь, когда вывозят в лес, когда вставляются паяльники, когда шипят утюги... Самое страшное в этом для меня вот что: модель поведения, которую демонстрируют чиновники такого уровня, как директор российского ФБР... вот эта модель начинает как инфекция разноситься по всем другим чиновникам и силовикам".
"Мы оставляем все шансы для того, чтобы Александр Иванович ответил, объяснился, - пояснил Муратов в разговоре с главредом "Русской службы новостей" Сергеем Доренко. - Если это эмоциональный срыв, мы продолжим сотрудничество. Если он не ответил, тогда я непременно расскажу, что мы будем делать дальше. Просто сейчас я бы этого делать не хотел". Впоследствии может быть использован, по словам Муратова, детектор лжи.
В беседе с "Коммерсант FM" Муратов еще раз подчеркнул, что готов пойти на мировую: "Для меня идеальный вариант развития событий такой. Господин Бастрыкин говорит: "Стороны погорячились", я говорю: "Стороны погорячились". Жмем друг другу руки, и Соколов возвращается в Россию. Второй вариант: господин Бастрыкин отрицает, что это было. В таком случае мы предпринимаем дальнейшие шаги, от которых мы уже не сможем тогда отказаться".
Муратов, общаясь с коллегами, отмечает, что желаемой реакцией СКР и лично Бастрыкина, помимо извинений и разъяснений, является предоставление гарантий безопасности его шеф-редактору Соколову.
"Лесное дело"
В вышедшем в среду выпуске "Новой газеты" главный редактор Дмитрий Муратов обратился к главе СК РФ с открытым письмом. В нем Муратов рассказал, что его заместителя Сергея Соколова на днях против воли вывозили в лес, где Александр Бастрыкин "в крайне экспрессивном состоянии грубо угрожал жизни" журналиста.
Конфликт Бастрыкина с Соколовым начался после того, как журналист резко раскритиковал российские власти и правоохранительную систему после мягкого приговора Сергею Цеповязу, замешанному в убийстве 12 человек в кубанской станице Кущевская. В его статье фамилия Бастрыкина употреблялась в ряду людей, которых Соколов назвал "обслугой цапков".
Возмутившись, глава СК потребовал извинений и пригласил автора с собой на совещание в Нальчик. Там Соколов лично принес извинения за "эмоциональный перехлест", но задал ряд вопросов по сути расследования. Бастрыкин публично и жестко отчитал журналиста и извинений не принял, заявив: "Хотите отделаться такими извинениями? В царское время за это на дуэль вызывали".
Сразу после перепалки о ней написали многие СМИ, но никому не было известно, что после возвращения самолета председателя СК в Москву приглашенного им же Сергея Соколова без объяснений причин усадили в машину охранники и вывезли в лес.
Дальнейшее Муратов описывает так: "Там Вы попросили охрану удалиться и остались с Соколовым наедине. Мы не хотим мельчить, Александр Иванович, не хотим участвовать в клановой войне силовиков, и поэтому не цитируем то, что Вы в крайне экспрессивном состоянии высказали Соколову о газете, редакционной политике, как Вы охарактеризовали нашего погибшего обозревателя Политковскую. <…> ...жестокая правда в том, что Вы в запале грубо угрожали жизни моего заместителя. И даже удачно пошутили, заметив, что сами же это дело и будете вести…"
Журналисты и общественники просят власти разобраться
"Лесное дело" всего за первые несколько часов после опубликования открытого письма получило огромный резонанс. Сотрудники многих российских СМИ высказались в поддержку журналиста Соколова. Покуда журналисты "Эха Москвы" и ряда дружественных изданий проводили пикет у здания СКР, их коллеги обратились к властям с требованием разъяснить ситуацию.
Так, Союз журналистов Москвы обратился к руководству Генпрокуратуры с просьбой проверить информацию о конфликте Бастрыкина с Соколовым, сообщается на сайте организации.
С просьбой разобраться в ситуации к президенту Владимиру Путину намерены обратиться и редакторы ряда ведущих российских СМИ. "Мы только что обговаривали это письмо с рядом редактором. Мне только что звонил Николай Сванидзе, в частности. Еще ряд известных журналистов, которые готовы подписать это письмо на имя президента и Генпрокуратуры с требованием тщательного расследования этого случая", - заявил "Русской службе новостей" главный редактор "Московского комсомольца" Павел Гусев.
Кроме того, запрос на имя генерального прокурора Юрия Чайки направил депутат Госдумы от КПРФ Сергей Обухов, передает "Интерфакс".
"Бастрыкин, как один из высших государственных чинов, должен дать четкие разъяснения общественности по этому поводу", - заявил в свою очередь председатель комиссии Общественной палаты по свободе слова и СМИ Павел Гусев.
Прокомментировал эту ситуацию и глава комиссии Общественной палаты РФ по вопросам безопасности граждан и контролю за деятельностью правоохранительных органов адвокат Анатолий Кучерена. Он, в частности, заявил, что его комиссия берет на контроль ситуацию, связанную с конфликтом между СКР и "Новой газетой".
Аппаратные войны или разгул силовиков
Многие склонны видеть в "лесном деле" не столько бытовой скандал и "чисто мужской разговор", сколько признак того, что силовые ведомства в России в последнее время начали чувствовать все большую власть и безнаказанность. Об этом, в частности, говорят "Ведомости".
"Никакого специального плана по взвинчиванию реакционности скорее всего не было, - говорится в редакционной статье издания. - Силовики, вероятно, получили от обитателей Кремля, раздраженных протестами, карт-бланш на борьбу с оппонентами президента. Следствием этого стали майская охота полицейских за гуляющими по Москве гражданами, принятие драконовских штрафов за участие в митингах, аресты митинговавших, наконец, обыски известных в стране людей, проведенные в унизительной форме. В общем, плана, как всегда, не было, но по факту россияне в мае-июне очутились в самом настоящем полицейском государстве".
При этом издание уверено, что никаких санкций в отношении главы СКР в связи со скандалом не последует: "Разговор об отставке и хоть какой-то ответственности Бастрыкина не хочется даже поднимать. Весь опыт последних лет говорит о том, что глава Следственного комитета России теперь пойдет на повышение или получит награду".
Впрочем, высказывается также версия о том, что "лесное дело" "Новой газеты" - это лишь повод "подставить" Бастрыкина, а глобальнее - очередной виток в противостоянии СКР и Генпрокуратуры.
Действительно, дело может показаться кем-то тщательно подготовленным. Ведь грядущий скандал заранее анонсировал Александр Хинштейн. А накануне "Марша миллионов" 12 июня в Москве один из организаторов мероприятия Сергей Удальцов призывал сторонников устроить "Оккупай СКР". О том же во время митинга говорила и журналистка Ольга Романова. Впрочем, оппозиционеры отмечали, что эта мера - ответ на обыски и допросы лидеров оппозиции.
"Да, наверное, против Бастрыкина кто-то ведет аппаратную войну, - пишет журналист "Коммерсанта" Олег Кашин. - Да, в войне участвует даже Хинштейн. Можно даже собрать в кулак фантазию и предположить, что вся история про лес выдумана от начала до конца… Допустим. Только никакие аппаратные войны и никакой Хинштейн никак не отменяют того, что права орать на журналиста Соколова у главы федерального ведомства нет. И того, что публикация в "Новой" - это вообще-то заявление о совершении преступления, и это заявление должно стать поводом для расследования вне зависимости от того, проинформирован ли о публикации президент".