Третий день суда над Pussy Riot: для журналистов ввели "цензуру", подсудимым вызывали скорую
В Хамовническом суде Москвы в среду продолжились слушания по делу участниц Pussy Riot, обвиняемых в совершении хулиганской выходки в храме Христа Спасителя. Сегодня снова будут выступать свидетели. Время начала заседания довольно долго откладывалось из-за занятости адвокатов в другом процессе, а также из-за жалоб подсудимых на плохое самочувствие.
Суд между тем дал новый повод для критики в свой адрес: по примеру другого резонансного дела - о гибели московского студента Ивана Агафонова после удара спортсмена Расула Мирзаева - журналистам запретили цитировать показания свидетелей.
Еще до начала заседания, намеченного на 13:00, выяснилось, что всем трем участницам панк-группы, которых доставили в зал суда, стало плохо, и к ним срочно вызвали врачей. Об этом журналистам сообщил адвокат девушек Николай Полозов. По данным РИА "Новости", к зданию суда подъехали сразу три кареты скорой помощи.
- Свидетель Угрик: "Сами себя задвинули и опустили в ад". Блоггеры в ответ отправили туда же его страницу "Вконтакте"
- Иностранные СМИ о деле Pussy Riot: прощения не будет, так как разгневали и "царя", и патриарха
- Патриарх Кирилл: суд призван устанавливать правду и обнаруживать справедливость
По словам Полозова, диагноз девушек защите не сообщили и не дали поговорить с подзащитными. Адвокат отметил, что хотел обсудить случившееся с судьей Мариной Сыровой, но она "закрылась в зале с прокурорами". Он предположил, что девушки почувствовали себя плохо, не вынеся напряженного режима слушаний и суровых условий содержания. Впрочем, это и неудивительно, считает адвокат, ведь даже взрослые мужчины иногда не выдерживают такой обстановки.
Позднее он сообщил, что скорая была вызвана в суд обвиняемой Марии Алехиной, так как у нее "резко понизился уровень сахара в крови в связи с плохим питанием в последние дни", передает "Интерфакс". "Врачи сделали ей необходимые уколы, она чувствует себя лучше, однако в ближайшее время мы будем ходатайствовать об установлении нормального режима проведения судебного заседания, с необходимыми перерывами на обед и сон", - отметил адвокат. Другие девушки, по его словам, чувствуют себя нормально.
Ранее пресс-секретарь Хамовнического суда Москвы Дарья Лях объявила, что никаких серьезных проблем со здоровьем медики у девушек не нашли, и подсудимые смогут участвовать в процессе. При этом она не уточнила диагноз или причины плохого самочувствия обвиняемых, передает РАПСИ.
Уже во второй половине дня подсудимые девушки снова заявили, что не могут участвовать в процессе из-за плохого самочувствия. "Мы находимся в полуобморочном состоянии", - сказала Надежда Толоконникова. Ее поддержали остальные девушки.
Адвокаты обвиняемых попросили суд приостановить процесс. Марина Сырова отказала им в этом. Девушки попросили вызвать скорую помощь. Судья отказала им в удовлетворении и этой просьбы.
Затем о плохом самочувствии заявила адвокат Виолетта Волкова. Она покинула зал заседаний. Судья попросила занести в протокол, что не разрешала ей уходить.
Так или иначе, в среду были допрошены в качестве свидетелей Олег Угрик, а также Этери Иовашвили, казначей в Богоявленском соборе. Около 19:00 Марина Сырова объявила перерыв до четверга, 10:00.
ФСИН: сухим пайком подсудимые обеспечены, за "регламентом питания" должен следить суд
Сами участницы Pussy Riot ранее жаловались судье на усталость и проблемы со здоровьем. По их словам, из-за позднего окончания судебных заседаний их привозят в СИЗО в два часа ночи, а в пять утра уже будят, чтобы снова увезти в суд. При этом адвокаты отмечали, что перед выездом девушек несколько часов держат в так называемом "стакане" - камере площадью 1 квадратный метр без циркуляции воздуха.
Помимо этого, указывала защита подсудимых, они не успевают на завтраки и ужины в СИЗО и питаются только сухим пайком, который им дают с собой. Адвокаты не знают, из чего он состоит, но не исключают, что это может быть просто галета или лапша быстрого приготовления "доширак". Накануне во время заседания суда Мария Алехина заявила, что требует на время прекратить процесс. "Я не могу участвовать в процессе. Мы не спали и нас не кормят. Это пытки!" - сказала она.
Подсудимые просили судью Марину Сырову изменить регламент заседаний, увеличить перерывы и пораньше заканчивать каждый день, однако та ответила отказом.
Пресс-служба Федеральной службы исполнения наказания (ФСИН), в ведомстве которой находится СИЗО, где сидят участницы Pussy Riot, в среду отчиталась об условиях их содержания. Как заявили в ведомстве, Надежда Толоконникова, Мария Алехина и Екатерина Самуцевич "полностью обеспечены предусмотренными законом нормами сухого пайка на судебных заседаниях". А "регламент приема пищи относится к компетенции суда", отметила пресс-служба.
При этапировании и нахождении обвиняемых, подозреваемых и подсудимых в судах администрация СИЗО обеспечивает их "индивидуальным рационом питания (ИРП)", отмечается в письме, поступившем в "Интерфакс". Обвиняемые по делу Pussy Riot тоже получали ИРП в дни судебных заседаний, заверила пресс-служба ФСИН. Возможность же принимать пищу должен обеспечить суд. По данным пресс-службы, жалоб на "ненадлежащее содержание" в СИЗО подсудимые не направляли.
Судье заявили третий отвод за три дня - на этот раз потерпевшие В ходе начавшегося заседания снова был заявлен отвод судье, но на этот раз со стороны защиты потерпевших. Их адвокат Алексей Таратухин заподозрил судью в личной заинтересованности. "Я увидел, как в зал 31 июля прошла адвокат Виолетта Волкова, вслед за ней последовала судья Марина Сырова, что, на мой взгляд, свидетельствует об особых отношениях судьи и адвоката", - сказал он.
При этом защитник отметил, что, по его мнению, "судья утратила объективность, а потерпевшие исполняют роль статистов в судебном заседании", передает ИТАР-ТАСС. Кроме того, по его мнению, судья игнорировала комментарии адвокатов подсудимых относительно показаний потерпевших, которые унижали достоинство пострадавших по делу.
Адвокаты подсудимых поддержали отвод, заявленный адвокатами потерпевших, и заявили свой собственный отвод. Они также заявили, что накануне стали свидетелями конфиденциального разговора судьи и адвокатов потерпевших. Защита подсудимых затребовала записи видеокамер, на которых должен быть запечатлен факт общения судьи с адвокатами потерпевших.
"Закон не предусматривает конфиденциального общения судьи с адвокатами сторон, а предполагает сговор", - сказала один из адвокатов подсудимых Виолетта Волкова. Другой адвокат Марк Фейгин попросил судью "наконец взять самоотвод", о котором уже дважды просила сторона защиты. "Давайте посмотрим запись и выясним, кто на самом деле общался с судьей", - сказал Фейгин.
Прокурор возражал против отвода, отметив, что судья могла обсуждать с адвокатом процессуальный вопрос.
Это был уже третий отвод судье Сыровой, заявленный за три дня слушаний процесса по существу. Ранее два отвода заявляли адвокаты подсудимых, и оба были отклонены. На этот раз Сырова также не стала брать самоотвод.
Слова свидетелей можно цитировать, но только после всех допросов, объяснили в Мосгрсуде
О том, что прессе запретили цитировать показания свидетелей на процессе в Хамовническом суде, сообщили сами журналисты. "Та-ак. Суд запретил цитировать прямую и косвенную речь свидетелей по делу Pussy Riot… Статья 246 УПК. Иначе удалят с процесса и письменно предупредят редакцию… 264 УПК, извините", - написал в Twitter журналист Андрей Козенко. Он при этом отмечает, что в статье 264 УПК положений, запрещающих представителям СМИ цитировать выступающих на заседании, нет.
Действительно, в статье 264 Уголовно-процессуального кодекса РФ оговорена процедура удаления из зала суда свидетелей. "Явившиеся свидетели до начала их допроса удаляются из зала судебного заседания. Судебный пристав принимает меры к тому, чтобы не допрошенные судом свидетели не общались с допрошенными свидетелями, а также с иными лицами, находящимися в зале судебного заседания", - лишь говорится в статье.
Ранее аналогичное решение о запрете цитирования было принято Замоскворецким судом по делу Расула Мирзаева. Как пояснили в суде, еще не выступавшие свидетели могут прочитать показания допрошенных людей и изменить их. Представитель суда, впрочем, отметил, что запрет касается только непосредственно цитат - косвенной речью слова свидетелей передавать можно.
К началу слушаний в Хамовническом суде стало известно, что суд, желавший сначала запретить и прямые, и косвенные цитаты, все же пошел на уступки: "После нашего маленького, но крайне бурного митинга косвенную речь свидетелей по делу разрешили", - написал Козенко.
В Мосгорсуде РАПСИ уточнили, что публиковать дословный пересказ показаний свидетелей в прессе можно, но только после допроса всех свидетелей. "Показания свидетелей не являются секретными, и нет запрета на их дословный пересказ в СМИ", - отметила глава пресс-службы Мосгорсуда Анна Усачева.
Однако, согласно статье 278 УПК РФ, регулирующей порядок допроса свидетелей, говорится, что "в ходе освещения открытого судебного процесса прессе следует учитывать распоряжение председательствующего по делу судьи, а также руководствоваться как действующим законодательством, так и здравым смыслом", добавила Усачева.
Она напомнила, что журналисты имеют полное право на освещение открытого судебного процесса, и суд не может запрещать им работать на открытых процессах. "Работа СМИ включает в себя и прямое цитирование, и косвенную речь, и анализ полученной информации", - сказала представитель Мосгорсуда.
Времени на ознакомление с делом было достаточно, решил суд
До начала заседания суда над Екатериной Самуцевич, Надеждой Толоконниковой и Марией Алехиной стало известно, что суд отклонил кассационную жалобу последней на ограничение в сроках ознакомления с материалами дела, сообщает РАПСИ.
Алехина, как и двое других подсудимых, просят признать незаконным решение Таганского суда Москвы от 4 июля, которым обвиняемым и их защите был ограничен срок ознакомления с делом до 9 июля. За несколько дней до того, напомним, адвокаты активисток пожаловались, что заседание суда над их подопечными было перенесено на более раннюю дату "из-за опасений, что резонанс и общественное недовольство делом привлекают слишком много внимания". Из-за этого, как отмечалось, юристы не успевали ознакомиться с материалами дела.
"На панк-молебен суд решил ответить панк-процессом"
Не только поддержание преимущественно стороны гособвинения дискредитировало судей в глазах некоторых слоев общественности и многих журналистов. В "вину" процессу по делу Pussy Riot ставят и лояльность по отношению к ряду инцидентов почти анекдотического характера. Так, во вторник суд заслушивал показания потерпевших, которые натерпелись от сомнительных музыкальных способностей исполнительниц "панк-молебна", все было одинаково - вплоть до опечаток в заявлениях.
"Характер разбирательства заставляет подумать, что на панк-молебен российский суд решил ответить панк-процессом", - говорится в редакционной статье "Ведомостей".
Эксперты давно отмечают низкое качество судебного следствия, которое, как правило, повторяет выводы предварительного, пишет газета. Но суд по делу Pussy Riot выбивается даже из этого ряда, полагают авторы статьи и приводят цитаты из вчерашнего допроса потерпевших. "Таких цитат можно набрать много. В основе всего, конечно, обвинительное заключение, являющееся, по мнению адвокатов обвиняемых, не юридическим, а "художественным" произведением", - говорится в статье.
"Зачем властям прямая трансляция, которая дает картинку безумного суда и здравого смысла подсудимых? Тут можно вспомнить, что совсем недавно уже была прямая трансляция с президентских выборов, которая зафиксировала цирковые номера на некоторых избирательных участках, однако это ни к чему не привело - суды не приняли иски", - напоминают журналисты "Ведомостей".