Вступил в силу закон о контроле над информацией в сети
30 июля 2012 года вступил в силу подписанный президентом 28 июля Федеральный закон № 139-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Закон, в частности, предусматривает создание единого реестра доменов и сайтов, на которых размещена информация, запрещенная к распространению в России. Согласно закону, в федеральные законы "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", "О связи" и "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" вводятся понятия, относящиеся к сети интернет, и положения, регулирующие ее функционирование на территории России.
Теперь "в местах, доступных для детей", доступ возможен только к такой информационной продукции, которая предварительно прошла специальную экспертизу, причем аккредитацию экспертов и экспертных организаций осуществляет Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации.
Кроме того, будет создана Единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено". Создание, формирование и ведение реестра осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. При этом допускается привлечение к формированию и ведению реестра оператора реестра "организации, которая зарегистрирована на территории Российской Федерации".
В реестр включаются сайты с порнографическими информацией или изображениями, пропагандой наркотиков, психотропных веществ, а также сведениями, побуждающими детей к действиям, способным причинить вред их здоровью, в том числе с призывами к самоубийству. Кроме того, основанием для включения в реестр является "вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено".
Механизм функционирования реестра таков: в течение суток с момента включения в реестр доменного имени и (или) универсального указателя страницы сайта в сети хостинг-провайдер должен информировать владельца сайта о необходимости удаления запрещенной информации. Получив уведомление хостинг-провайдера, владелец сайта обязан в течение суток удалить запрещенную информацию, в противном случае хостинг-провайдер должен в течение суток ограничить доступ к его сайту. Если ни хостинг-провайдер, ни владелец сайта не принимают надлежащих мер, в реестр включают адрес сайта, на котором размещена запрещенная информация. После этого в течение суток оператор связи обязан ограничить доступ к сайту.
В случае, если меры по удалению информации были приняты, не позднее трех дней со дня подачи соответствующего обращения владельца сайта, хостинг-провайдера или оператора связи доменное имя, универсальный указатель страницы сайта в сети или сетевой адрес исключаются из реестра.
Решение о включении доменных имен и (или) универсальных указателей страниц сайтов в сети интернет и сетевых адресов сайтов в реестр может быть обжаловано владельцем сайта, хостинг-провайдером, оператором связи в суд в течение трех месяцев со дня принятия решения.
На стадии рассмотрения закон вызвал бурную реакцию в российском обществе: многие увидели в нем опасность цензуры; о необходимости доработки законопроекта заявил, в частности, министр связи и массовых коммуникаций Николай Никифоров.
Госдума внесла в текст соответствующего законопроекта ряд изменений. Однако в конечном итоге предусмотренный новым законом механизм создания Единого реестра так и остался неясным, а функционирования – непродуманным. Неясны критерии, на основании которых будут приниматься "решения уполномоченных Правительством Российской Федерации федеральных органов исполнительной власти, принятые в соответствии с их компетенцией в порядке, установленном Правительством Российской Федерации", на основании которых сайты должны включаться в реестр. Однако можно сделать вывод, что эти решения - внесудебные. Причем суть запретов такова, что трудно представить судебное обжалование таких решений.
Остается непонятным также, будут ли считаться подлежащими блокировке только те материалы, которые включены в Федеральный список экстремистских материалов именно как сайты или интернет-страницы, или под действие закона подпадут и материалы, запрещенные именно как печатные издания и выложенные в интернет.
Срок, в течение которого владельцы сайтов или провайдеры должны успеть среагировать на включение соответствующего пункта в реестр, явно недостаточен.
В реестр требуется включать "сетевой адрес, позволяющий идентифицировать сайт в сети "Интернет"", и оператор связи по-прежнему обязан "ограничить доступ к запрещенной к распространению информации, размещенной в сети Интернет", по IP-адресам. Не прописано, в каких случаях будет осуществляться блокировка всего домена (субдомена), в каких - страницы, а в каких - по IP. Таким образом, закладывается механизм для произвольных решений, и по-прежнему можно опасаться блокировки доступа ко многим вполне невинным материалам, оказавшимся просто по соседству.
Наконец, непонятно, каким образом будет исполняться закон, если пользователи начнут использовать прокси-серверы, позволяющие обходить вводящиеся ограничения.
Источники