"Кострома — родина Снегурочки, Ивана Сусанина и "иностранных агентов"
Фото: Коллаж PublicPost В Костроме сотрудники Центра "Э" (управление МВД по противодействию экстремизму) и прокуратуры потребовали письменных показаний от представителей "Костромского информационного телеканала" и помощника депутата областной думы Андрея Маркова.
Поводом для опроса стало участие журналистов и Маркова в круглом столе "Костромского центра поддержки общественных инициатив" о российско-американских отношениях 28 февраля этого года, на котором присутствовал заместитель министра-советника по политическим вопросам посольства США в России Говард Соломон. Именно это мероприятие местная прокуратура считает доказательством деятельности НКО в качестве "иностранного агента".
"Назывался он "Перезагрузка перезагрузки: куда движутся российско-американские отношения?". Мы говорили о сотрудничестве в области инвестиций, культуры, речь шла и об экологии, потому что местных экологов интересовало, как Соломон относится к строительству АЭС в США, как там ядерная энергетика развивается. У нас был священник на круглом столе, который говорил о духовности. Люди были самые разные, — рассказал о столе один из его организаторов, председатель правления "Костромского центра поддержки общественных инициатив" Николай Сорокин. — Проведение круглых столов, семинаров и дискуссий — вообще основная форма работы нашей организации. Мы этим занимаемся с 2005 года, и много известных российских и зарубежных экспертов у нас выступали".
Сам дипломат также остался доволен дискуссией. "Это был живой обмен мнениями, в процессе которого мы порой касались самых чувствительных вопросов для граждан наших двух стран. У меня осталось ощущение, что костромичей глубоко заботит международная, федеральная и местная политика, вопросы защиты окружающей среды, социальные проблемы и, что не менее важно, вопросы духовности", — написал Соломон в блоге американского посольства.
В отчете министра-советника об официальном визите в Костромскую область также упоминаются его встречи с вице-губернатором и другими официальными лицами, посещение строящегося завода по производству нефтяных платформ и сопутствующего оборудования американской компании National Oilwell Varco в Волгореченске и завода "Газпромтрубинвеста", где дипломат выразил поддержку совместным инвестиционным проектам. Кроме этого, Говард Соломон налаживал российско-американские культурные и гуманитарные связи в Костромской художественной галерее, университете и научной библиотеке.
Впрочем, из обширных контактов дипломата подозрение у прокуратуры вызвал лишь круглый стол "Костромского центра поддержки общественных инициатив", который за эту встречу был назван прокуратурой "иностранным агентом". Постановление об этом прокуратура выдала организации 15 апреля после почти недельной проверки НКО. Дата судебного заседания пока не назначена, но прокуратура готовится и опрашивает участников круглого стола.
Операторы и корреспондент "Костромского информационного телеканала", которые снимали круглый стол, уже дали письменные пояснения, рассказала PublicPost главный редактор телеканала Ольга Вахоничева. Она говорит, что в редакцию приходил, как он сам представился, "оперуполномоченный": "Спросил только про круглый стол, где присутствовал Говард Соломон. Вел себя очень корректно, говорил, что никаких претензий к нам нет, и просто интересовался тем, кто был на круглом столе и о чем там говорили. Не более. Приехал сам, так как у нас сотрудники на съемках были и времени не было".
| Вторым "иностранным агентом" в Костроме прокуратура объявила региональное отделение Комитета солдатских матерей, которым рекомендовала зарегистрироваться в статусе "иностранного агента" — организация получает иностранные гранты, а политической деятельностью комитета посчитали то, что некоторые члены организации были наблюдателями на выборах в Госдуму в 2011 году и на президентских выборах в марте 2012-го, то есть до вступления закона об "иностранных агентах" в силу. В отличие от "Костромского центра поддержки общественных инициатив" комитет получил только прокурорское предостережение. "В ходе проверки установлено, что комитет получает денежные средства из зарубежных источников (из "Национального фонда поддержки демократии" — NED, США), — зачитала PublicPost предостережение прокуратуры, которое организация получила 15 апреля, руководитель организации Ирина Резникова. — Дальше они пишут, что мы отчитываемся исправно по расходу этих денежных средств в NED, а также и в наши инстанции, как положено. Кроме того, они пишут, что в отчетах о проделанной работе содержится информация о выявленных комитетом нарушениях в ходе выборов в Госдуму в 2011 году и президентских выборах 2012 года. У нас действительно некоторые члены организации в частном порядке были наблюдателями на выборах (по закону, наблюдателей на выборах могут выдвигать политические партии и СМИ, у НКО такого права нет — прим. ред.) и выявили нарушения, о которых и сообщили в отчетах". Резникова сказала, что их организация не намерена регистрироваться в качестве "иностранного агента", так как в этом случае с ними перестанут работать чиновники: "У нас вся работа построена на заявлениях, жалобах в государственные структуры — это и Военная прокуратура, и Министерство обороны. Мы же права призывников защищаем". Прокуратура Костромской области проверки НКО не комментирует. Комитет солдатских матерей защищает права призывников и солдат. Организация работает с конца 80-х годов. |
Помощнику депутата облдумы Андрею Маркову (он попросил не упоминать фракционную принадлежность своего депутата) сотрудник Центра "Э" позвонил с утра с предложением встретиться. Как рассказал PublicPost Марков, он сам назначил встречу полицейскому в кинотеатре до обеда: "Он туда подъехал и начал спрашивать про семинар, который проходил с Говардом Соломоном. Он спросил, кто меня пригласил. Я ответил, что Николай Сорокин. Затем он поинтересовался, какие вопросы обсуждались. Когда я начал отвечать, он предложил все это записать. Я ответил, что никаких письменных показаний давать не буду, взял листок и написал на нем: "По морально-этическим соображениям комментарии давать отказываюсь". Меня возмутило, что я участвую в круглых столах, а меня потом допрашивают, что и как было". По словам Маркова, полицейский и сам не очень понимал своей задачи и того, зачем он ведет опрос. Сам же Марков так и не получил разъяснений, почему вместо прокуратуры делом центра занялось специальное управление МВД.
О круглом столе и проверках PublicPost рассказал председатель правления "Костромского центра поддержки общественных инициатив" Николай Сорокин.
— Как у вас проходила проверка?
Она началась 8 апреля. Всю информацию, которая интересовала проверяющих, мы им представили. Фактически у нас всю неделю никакой работы не было. Мы только проверкой занимались: копировали документы, писали пояснительные записки. Сотрудники Минюста и прокуратуры были очень доброжелательны, корректны и вежливы. Все было очень мило. А дальше все покатилось в каком-то безумном направлении.
А в этот понедельник (15 апреля) они нам позвонили и сказали зайти. Мы приехали, и нам вручают документ о том, что нас признали "иностранным агентом". Они написали нам какие-то замечания, абсолютно смешные. А про Говарда Соломона и круглый стол целых две страницы.
— А что спрашивали про американского дипломата и мероприятие?
Этот круглый стол их очень заинтересовал — они потребовали (во время проверки НКО — прим. ред.), чтобы мы дали письменные показания о нем, рассказали про цели и задачи. Мы написали, что цель — это укрепление мира между народами и так далее. Они считают, что если мы обсуждали российско-американские отношения и делали это с американским дипломатом, то наша организация влияет на государственную политику. Разумеется, это не так. Мы на наших круглых столах не принимаем никогда никаких резолюций, выводов, не делаем никаких заключений, протоколов. И иногда меня за это в Костроме критикуют: мол, какой толк от мероприятия, если только встретились и поговорили. Мы принципиально не принимаем никаких решений. И в этот раз у нас просто был свободный обмен мнениями.
— Это было закрытое мероприятие?
У нас есть такой принцип: наши мероприятия всегда открыты и мы рассылаем анонсы по огромному списку рассылки. У нас нет списков, именных приглашений и фейс-контроля. Анонсы мы публикуем на форумах и страницах в соцсетях— "ВКонтакте", Facebook. Мы даже не можем спрогнозировать, сколько человек придет, сколько стульев будет. Бывает 30 человек, бывает 100. На стол с Соломоном пришли человек 50-60 максимум.
— А иностранное финансирование у вас есть?
Наша организация действительно получает пожертвования не только из российских, но и из зарубежных источников. Любая некоммерческая организация всегда находится в поиске денег на свое существование. Мы этого не скрываем.
— Известна ли дата судебного заседания? Каковы перспективы организации?
Пока нет. Исполнительному директору Александру Замарянову грозит штраф до 300 тысяч рублей. У него просто нет таких денег. Сможет ли заплатить наша организация 500 тысяч, которые прописаны в законе, я не знаю, сумма огромная.
Если нас суд признает "иностранным агентом", мы должны будем зарегистрироваться как "иностранный агент" . Мы не собираемся этого делать. Мы считаем, что наша деятельность не является политической. Считать круглый стол политической деятельностью — это полное безумие. Если так, то любую политологическую конференцию можно приравнять к политическому митингу. К тем более, что закон прямо говорит, что он не распространяется на деятельность в области благотворительности, культуры и науки — мы как раз обсуждали проблемы культуры, науки и экологии. У нас полное изумление от этой ситуации.
Теперь, даже если суд признает, что мы правы, ущерб организации уже причинен колоссальный — репутационный ущерб: в следующий раз кто-нибудь получит приглашение от нас на очередной круглый стол и подумает: "Зачем нам это надо?"
— Зачем прокуратуре вас преследовать?
Это просто идет процесс запугивания. И нас пытаются приучить бояться иностранцев. Пообщался, провел с иностранцем какое-то мероприятие — и тебя замучают проверками и затаскают по судам. По логике прокуратуры получается, что Говард Соломон в политическом мероприятии участвовал? Что, прокуратура ему повестку пришлет? Я уже любого чуда жду от нашей прокуратуры. Я считаю, что закон об "иностранных агентах" — он новый, он не имеет практики и, очевидно, сотрудники прокуратуры истолковали его превратно и мы будем доказывать это в суде.
Вообще, получается парадоксальная ситуация: Минюст обвинил Ассоциацию "Голос" в том, что они "иностранный агент", а прокуратура города Костромы нашла целых две организации — это мы и "Комитет солдатских матерей". Итого три "иностранных агента", две трети из которых скрываются на территории Костромской области. Костромская область — родина "иностранных агентов". Раньше Кострома была известна как родина Снегурочки, потому что у нас в Щелыково Островский написал свою "Снегурочку", и костромичи этим очень гордятся. Кострома — еще родина Ивана Сусанина, а теперь, очевидно, это наш новый бренд.
| Согласно Федеральному закону "О некоммерческих организациях", "иностранным агентом" признается некоммерческая организация, которая получает иностранное финансирование и занимается политической деятельностью. Политической деятельностью закон считает "проведение политических акций в целях воздействия на принятие государственными органами решений, направленных на изменение проводимой ими государственной политики, а также в формировании общественного мнения в указанных целях". При этом под определение "иностранного агента" не подпадают НКО, которые занимаются благотворительностью и добровольчеством, поддержкой науки, культуры, искусства, здравоохранения, экологии, а также социально уязвимых граждан, в том числе детей и инвалидов. Им можно получать иностранное финансирование без регистрации в реестре. Закон требует "иностранных агентов" зарегистрироваться в специальном реестре Минюста, впрочем большинство НКО после принятия закона регистрироваться отказались и, как Ассоциация "Голос", отказались от иностранного финансирования (прокуратура, несмотря на отсутствие иностранного финансирования, признала наблюдателей на выборах "иностранными агентами" — подробнее на PublicPost). В то же время попытки добровольно зарегистрироваться "иностранным агентом" у НКО не получилось — Минюст отказывал (к примеру, случай чувашской правозащитной организации "Щит и меч" — подробнее на PublicPost). При этом каждая НКО вне зависимости от статуса регулярно отчитывается об источниках доходов. |
В пресс-службе областного МВД PublicPost посоветовали обратиться за разъяснениями о проверках в прокуратуру: "Все проверки в ведении прокуратуры. Наши сотрудники оказывали только поддержку. Если прокуратура проводит какие-то мероприятия, она дает поручения правоохранительным органам. Прокуратура же не может сама доставлять людей на опрос. А материалы проверок мы разглашать не можем, так как дело в ведении прокуратуры. Поэтому все вопросы к ним". В прокуратуре проверки комментировать отказались.