Тюрьма и около: дайджест СМИ (6 — 12 августа)
система
Правозащитники опубликовали доклад о применении пыток в челябинской уголоно-исполнительной системе по итогам 30-месячного мониторинга. В него вошел, в частности, отчет рабочей группы о расследовании событий в ИК-6 в Копейске, где в ноябре 2012 года произошел бунт заключенных.
“«Можно с уверенностью сказать, что массовых пыток, какие были на момент нашего прихода в Общественную наблюдательную комиссию, в системе исполнения наказания Челябинской области нет. Это положительный результат нашей работы», – заявил руководитель группы независимых наблюдателей и общественной организации «Уральский демократический фонд» Николай Щур”. По его словам, “главная причина применения пыток в южноуральских колониях и тюрьмах в большинстве случаев – это коррупция. Осужденных пытают для того, чтобы выбить из них и их родственников деньги и другие материальные блага, как для личного потребления сотрудников, так и на нужды колонии”.
“Доклад членов ОНК Челябинской области <...> отправлен в адрес президента России, ФСИН России, Генпрокуратуры и Следственного комитета РФ, уполномоченных по правам человека в России и области, главе региона, в управление ФСБ по Челябинской области и другие ведомства. Правозащитники отмечают, что ни в ГУФСИН области, ни в областную прокуратуры результаты мониторинга не предавали, поскольку не видят в этом практического смысла. «Годы работы с этими системами многократно убедили нас в полной неготовности и неспособности этих ведомств не только вести диалог с гражданским обществом, но и выполнять свои прямые обязанности, на что от народа России они получают огромные деньги», – считают члены ОНК.
О расследовании событий в Копейске читайте также в дайджесте СМИ от 5-11 августа 2013 года.
ГУФСИН по Челябинской области обвинило правозащитников в провокации в связи с публикацией отчета
сайт ГУФСИН по Челябинской области, 9 августа
Независимые наблюдатели “опубликовали самую негативную и непроверенную информацию в отношении деятельности ГУФСИН России по Челябинской области, представив себя в роли следственного комитета, прокуратуры и судей. В итоге ими был вынесен ряд приговоров в отношении сотрудников уголовно-исполнительной системы Челябинской области. Таким образом, искусственно нагнетая общественное мнение вокруг пенитенциарного ведомства и предсказывая проявления массовых беспорядков в исправительных учреждениях, олицетворяя в своем лице провокацию, непроверенную сенсацию они побуждают осужденных к нарушению порядка. <...> Руководство ГУФСИН области напоминает, что в соответствии со ст.49 Закона РФ «О средствах массовой информации» СМИ обязаны проверять достоверность сообщаемой им информации, а также призывает здраво и объективно оценивать обстановку, сложившуюся вокруг ситуации в ИК-6, и руководствоваться исключительно официальными данными Следственного комитета РФ по УрФО, а не догадками некоторых псевдоправозащитников о пытках и коррупции, «революциях в зонах», тем самым, нарушая закон и порядок”.
практика
Сотрудник тюремной больницы в Саратове рассказал в Госдуме о систематических избиениях заключенных
“Заведующий столовой больницы регионального УФСИН Дмитрий Шадрин намерен с помощью правозащитников передать в управление собственной безопасности пенитенциарного ведомства заявления заключенных, которые, по его словам, запуганы и боятся жаловаться официально”.
“Главной целью моей поездки в Москву является отстранение от должности начальника ОТБ-1 Павла Анатольевича Гаценко. В нашей больнице давно стали нормой неправомерные действия против заключенных – их без причин сажают в карцер, в штрафные изоляторы. Психологически и морально люди находятся на грани срыва. Я работаю в системе ФСИН семь лет, в саратовской больнице – больше года. Я такого беспредела нигде не видел. Все зависит от начальника. Приказы физически унижать заключенных поступают от Гаценко”.
“Российская газета”, 12 августа
“Работник ФСИН также обвинил исполняющего обязанности главного врача туберкулезной больницы и его подчиненных в избиениях осужденных и вымогательстве у них денежных сумм от 30 до 50 тысяч рублей. По словам Щадрина, такие деньги работники ФСИН требовали у двух десятков пациентов больницы. В свою очередь в УФСИН по Саратовской области сообщили, что по заявлению Щадрина проводится проверка.
В то же время в ведомстве обвинили своего сотрудника в нарушении дисциплины, поскольку он уехал в Москву для участия в рабочей комиссии Госдумы РФ, находясь на больничном”.
“Коммерсантъ - Волгоград”, 13 августа
“В официальном ответе регионального управления ФСИН на заявление господина Шадрина отмечается, что сведений о недозволенных мерах воздействия в отношении осужденных со стороны и. о. начальника больницы Павла Гаценко и других сотрудников учреждения не поступало”.
Правозащитники жалуются на воспрепятствование деятельности ОНК: членам комиссий запрещают говорить с заключенными об их уголовных делах, а также обсуждать, что происходило с ним в предыдущих СИЗО.
“Независимая газета”, 8 августа
“Членам ОНК тюремные власти предлагают сосредоточиться именно на бытовых жалобах. В соответствии с законом правозащитникам действительно запрещено вмешательство в уголовно-процессуальную деятельность, однако этот акт не регламентирует полный запрет на обсуждение с обвиняемыми некоторых деталей уголовных дел. Да и грань эта очень тонка – как вмешательство в дело можно расценить и рассказ о методах, с помощью которых у подсудимых добывали показания <...> По словам [главы московской ОНК Валерия] Борщева, правозащитники испытывают трудности в Челябинске, Екатеринбурге, Иркутске, Кирове, а также в Мордовии и Краснодарском крае. В последнем регионе одного из обвиняемых – профессора Михаила Савву – прятали от сотрудников ОНК в автозаке и говорили, что не имеют информации о его местонахождении. «Самый наглядный пример попытки контролировать деятельность ОНК – в столице, – говорит Борщев. – 8 из 19 членов наблюдательной комиссии Москвы так или иначе внедрены властями в эту структуру. Некоторые из них являются выходцами из силовых ведомств и наносят урон деятельности комиссии»”.
В Ростовской области заключенного держали под стражей лишние 11 месяцев
“В Ростовской области возбуждено уголовное дело в отношении сотрудницы исправительной колонии, по вине которой осужденный содержался под стражей лишних 11 месяцев, сообщает пресс-служба СКР. Начальник отдела специального учета ФКУ ИК-1 ГУФСИН России по Ростовской области подозревается в совершении преступления по ч. 1 ст. 293 УК РФ (халатность). <...> Получив в апреле 2012 года решение Красносулинского районного суда Ростовской области о снижении одному из осужденных срока наказания на 1 год, начальник отдел спецучета не исполнила его. В результате осужденный незаконно содержался в исправительном учреждении с 20 июля 2012 по 21 июня 2013 года”.
В связи с наводнением в Амурской области прошла эвакуация из учреждений ФСИН
“Более 1 тыс 700 человек эвакуированы из населенных пунктов, детских оздоровительных учреждений и исправительных учреждений ФСИН в Амурской области из-за паводка”.
В рамках кадровых сокращений в системе ФСИН полностью расформировывают новокузнецкую ИК-12
“Сокращение штатной численности персонала в исправительных учреждениях Кузбасса идет уже неделю, согласно приказу ГУ ФСИН оно началось 1-го августа. 902 штатных единицы должно быть сокращено в целом по области. Но если где-то это касается отдельных должностей, то в случае с ИК-12 сокращению подлежит весь коллектив – это 152 человека, а дальше будет и полная ликвидация этого исправительного учреждения <...> По словам работников колонии, никаких варинатов трудоустройства им не предлагали, а для защиты своих прав в отдел кадров они ходят с видеокамерами, чтобы на них не оказывалось давление”.
“«Мне сказали, что вакантные места есть, но Москва запретила перевод между регионами до того момента, когда ситуация не прояснится, когда по стране пройдут все сокращения сотрудников каждой области, края, региона, поставят на места рабочие, после того возможен будет перевод в другой регион», - рассказал начальник отряда Отдела воспитательной работы с осужденными Алексей Дежкин”
изменения
В связи с сообщениями об избиениях в саратовской тюремной больнице, в СМИ поднимается вопрос о возможности для заключенных жаловаться на сотрудников ФСИН
“Есть ли способ для заключенного послать жалобу так, чтобы ее не прочитал сотрудник оперативного отдела?”
Осечкин (создатель Gulagu.net): На сегодняшний день такого примера нет. Все жалобы, которые выходят из исправительных колоний и следственных изоляторов, должны по нормативам ФСИН обязательно фиксироваться в отделе спецучета. Если жалобы вышла за пределы исправительной колонии и следственного изолятора, минуя отдел спецучетов, многие официальные органы отказываются их рассматривать. <...> Эту систему необходимо кардинально менять”.
“То есть вообще нужны изменения в кодекс исправительных учреждений”.
Осечкин: “Безусловно. На данный момент у нас в рабочей группе по защите прав граждан в местах принудительного содержания, который есть при совете по развитию общественного контроля в Государственной Думе, мы там регулярно собираемся, обсуждаем эти инициативы”.
Читайте также:
Стала ли тюрьма ближе обществу и перестало ли общество ее бояться? В совместном проекте радио "Свобода" и ОВД-Инфо о своем тюремном и околотюремном опыте рассказывают предприниматель Алексей Козлов, автор “Бутырка-блога”, Сергей Мохнаткин, первый политзаключенный "Стратегии-31", Роман Попков, бывший политзаключенный и обозреватель сайта "Особая буква"; арт-активист Матвей Крылов, адвокат Владимир Жеребенков и правозащитник Оксана Труфанова.
Тюрьма и около: дайджест СМИ (30 июля — 5 августа)
Уволен замдиректора ФСИН, ситуация с трудовой адаптацией заключенных, отчет о посещении московских СИЗО членами ОНК, выявление ряда нарушений в исправительных учреждениях — в обзоре СМИ, подготовленном «ОВД-Инфо»
Тюрьма и около: дайджест СМИ (23 — 28 июля)
Обсуждение закона о создании при колониях аналогов тюрем, практики содержания осужденных матерей вместе с малолетними детьми; сообщения о давлении на членов общественных наблюдательных комисиий - в еженедельном обзоре СМИ, подготовленном ОВД-Инфо
Тюрьма и около: дайджест СМИ (16 — 22 июля)
Пытки и избиения в колониях, отсутствие надлежащей помощи умирающей, тюрьма и религия — в обзоре СМИ, выполненном «ОВД-Инфо»