Дата
Автор
Скрыт
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Политпрессинг (30 октября — 5 ноября)

«Болотное дело»

Письмо родственников обвиняемых депутатам об амнистии

«Новая газета», 30 октября:

«После заявления Владимира Путина о том, что он «не исключает» амнистии для «узников Болотной» и его же прямого поручения Совету по правам человека подготовить проект амнистии возникла очевидная надежда на то, что власть уже решила свои, ей ведомые задачи, и готова отпустить заложников. Однако на этом пути есть три фильтра. Первый из них — позиция СПЧ, который сделал публичными только рекомендации, а ключевой документ, проект постановления об амнистии, «засекретил». В рекомендациях есть косвенное, но очевидное упоминание о «болотниках». Вот оно. «Представляется необходимым применение амнистии в отношении неоконченных преступлений, а также лиц, принимавших участие или осужденных в связи с участием в публичных мероприятиях, предусмотренных Федеральным законом от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», в иных публичных акциях, не повлекших причинение тяжкого вреда жизни и здоровью либо материального ущерба в крупном размере». Последняя фраза смущает, потому что обвиняемым по «болотному делу» инкриминируют в том числе причинение крупного материального ущерба. Второй фильтр — администрация президента. В то, что будет происходить на Старой площади, общество, естественно, посвящено не будет, но очевидно, что главные решения будут приняты именно там и завизированы у президента лично. Повлиять на работу этого «черного ящика» невозможно. Наконец, третий фильтр — Госдума. Ведь это она, по Конституции, принимает постановление об амнистии. Деятельность парламента открыта и публична, кроме того, он, в отличие от СПЧ и администрации президента, хотя бы в теории должен прислушиваться к мнению избирателей».

Сергей Кривов голодает почти 50 дней

«Радио Свобода», 5 ноября:

«Фигурант "болотного дела" 52-летний Сергей Кривов объявил голодовку еще 19 сентября. Он отказывается принимать пищу, требуя соблюдения прав на защиту в этом процессе. Как пояснил его адвокат Вячеслав Макаров, Кривов не получает протоколы судебных заседаний, а те, что получает, – приходят с большим опозданием. Например, протоколы августовских заседаний Кривов, по словам адвоката, получил лишь в середине октября. Также во время процесса судья не дает возможности Кривову заявлять ходатайства. Как пояснил адвокат Макаров, во время голодовки Сергей Кривов пьет только воду. Участники процесса, которые регулярно видят подсудимых, отмечают, что за эти полтора месяца Кривов сильно похудел, ему трудно говорить и передвигаться из-за головокружения, однако на судебные заседания его продолжают доставлять:

– На прошлом судебном заседании судья мне сказала посмотреть справку из СИЗО, – рассказывает адвокат Вячеслав Макаров. – Врачи дали добро на доставку Кривова, по их мнению, он может присутствовать на судебном заседании. Я хочу заявить ходатайство о возможности его участия в судебных заседаниях лежа. С моей точки зрения, сидеть ему достаточно тяжело. Хотя он крепится, бодрится, но не в его ситуации. Много времени уходит на его доставку. Когда его привозят в Никулинский суд в ожидании заседания, он сидит в узкой камере. После заседания процедура повторяется. В СИЗО он, как и все, попадает часам к 12 ночи. Времени отдохнуть практически не остается, на следующий день его снова разбудят в 6 утра. Это достаточно тяжело и для человека, который себя хорошо чувствует. А представьте себе Кривова – у него на этой неделе будет 50 дней голодания».

Заочный арест Анастасии Рыбаченко признан законным

«Интерфакс», 1 ноября:

«Мосгорсуд признал в пятницу законным заочный арест фигурантки дела о массовых беспорядках на Болотной площади Анастасии Рыбаченко, которая после событий 6 мая 2012 г. уехала жить в Эстонию. Судья согласилась с доводами прокуратуры об обоснованности решения о заочном аресте, вынесенного Басманным судом 11 октября 2013 года».

Рыбаченко обратилась к премьер-министру Эстонии с призывом защитить ее от Интерпола

Признано законным решение о продлении ареста Леониду Развозжаеву

«Права человека в России», 31 октября:

«30 октября Мосгорсуд оставил в силе решение о продлении ареста фигуранта "болотного дела" Леонида Развозжаева до 6 февраля 2014 года в рамках дела о событиях на Болотной площади 6 мая прошлого года, сообщил Twitter адвокат Развозжаева Дмитрий Аграновский. Мосгорсуд продлил арест Развозжаеву 11 октября. Ранее Басманный суд Москвы также неоднократно продлевал его арест, таким образом, Развозжаев находится под стражей уже более года. По словам его адвоката, Мосгорсуд признал незаконным решение судьи удалить из зала фигуранта "болотного дела" и выносить решение о продлении ареста без него. Подобные действия прямо запрещаются статьей 109 частью 12 УПК, отмечает Аграновский».

«*Pussy* Riot»

О поисках Толоконниковой

«Дождь», 5 ноября:

«Ирина Хрунова, адвокат Надежды Толоконниковой: Надежда Толоконникова следует по месту прописки, а прописка у нее – это Красноярский край, и мы об этом тоже слышали. Раз не получилось в Мордовии, куда еще девать? По месту прописки. [Уполномоченный по правам человека Владимир] Лукин подтвердил, что она не на голодовке, что ее несколько раз осматривал врач, что ее состояние здоровья нормальное, и она сейчас отправляется к новому мест[у] отбывания наказания».

РАПСИ, 5 ноября:

«Участницы панк-группы Pussy Riot Надежды Толоконниковой, осужденной за хулиганство, сейчас нет в учреждениях красноярского главка ФСИН, сообщила РИА Новости во вторник официальный представитель ведомства Екатерина Броцман. Ранее муж Толоконниковой Петр Верзилов заявил РАПСИ, что участницу Pussy Riot перевели в колонию в Нижнем Ингаше Красноярского края. При этом Верзилов сослался на информацию собственного источника. "На сегодняшний день ни в одном из женских исправительных учреждений в крае Толоконниковой нет. Когда она прибудет в любое учреждение ФСИН России, ее родственники будут извещены, согласно закону, в десятидневный срок", - сказала Броцман».

«Союз заключенных», 1 ноября:

«Поскольку ГУФСИН Челябинской области наотрез отказался сообщить членам ОНК находится ли в подведомственных ему учреждениях исчезнувшая на просторах ФСИН осуждённая Надежда Толоконникова, члены ОНК решили проверить следственный изолятор ФСБ г.Челябинска, ГУФСИНу областному не подчиняющийся – напрямую дирекции ФСИН. Директору ФСИН Корниенко Г.А. 29 октября (более чем заблаговременно!) было выслано уведомление о предстоящем 1 ноября инспектировании. Это уведомление дирекцией ФСИН было получено и переслано в СИЗО Челябинска. Из СИЗО нам позвонили и предупредили, что работают первого числа (в пятницу) они до 16.45 – будьте, мол, до этого времени. Без пятнадцати одиннадцать мы были на КПП изолятора, позвонили дежурному. Спустя некоторое время к нам подошли два человека: один в штатском (старший оперуполномоченный по ОВД майор внутренней службы Лукьянов Леонид Викторович) и прапорщик в камуфляже (младший инспектор Ганенко Александр Сергеевич). Майор Лукьянов Л.В. сообщил нам, что пропустить в СИЗО он нас не может, так как председатель ОНК не прислал им список членов ОНК, как того требует их ведомственное Положение об общественном контроле – потому они не могут проверить, есть ли наши родственники в СИЗО (или лица, по делу которых мы проходим в каком-то качестве) и из-за этого не представляется возможным принять решение по нашему проходу в изолятор. Цитирование нами закона об общественном контроле и возражение, что список ОНК вообще-то сейчас в руках майора (он с ним и вышел к нам), ситуацию не изменил: не можем пропустить. Что нам оставалось делать? Засвидетельствовать это в акте и поехать к себе писать жалобы прокурору, директору ФСИН и ждать, когда «в соответствии с законодательством» через месяц нам пришлют отписки. Но перед тем, как попрощаться, я задал майору дежурный вопрос:

  • А не подскажите ли, Леонид Викторович, содержится сейчас в изоляторе осуждённая Надежда Толоконникова?

  • Ах, так вы по этому вопросу приехали? – сразу оживился оперативник.

  • Да нет, с обычным визитом, разве что заодно узнать информацию о Толоконниковой, поскольку уже пара недель как она потерялась на просторах ФСИН.

  • А на этот вопрос я вам ответить не могу, - сказал майор.

  • Почему, - спросил я его, - потому что её тут нет или потому, что Вам запретили о ней говорить?

  • Потому что мы не сообщаем сведений о содержащихся в изоляторе заключённых, а дальше вы вольны додумывать, что хотите».

«Гринпис»

Всем задержанным в Печорском море предъявлены обвинения в хулиганстве

«Союз заключенных», 31 октября:

«Документов о снятии обвинений в пиратстве (ст. 227 УК РФ), которые первоначально предъявили активистам, до настоящего момента ни обвиняемые, ни их адвокаты не получали».

судебное преследование

Предъявлено обвинение братьям Навальным

«Коммерсантъ», 30 октября:

«Следственный комитет России (СКР) предъявил официальные обвинения одному из лидеров оппозиции Алексею Навальному и его брату Олегу Навальному. Обоим инкриминируется хищение денежных средств у ООО "Ив Роше Восток" и ООО "Многопрофильная процессинговая компания" (МПК), а также их легализация. <…> Два дела в отношении братьев Навальных, как уже рассказывал "Ъ", были возбуждены с интервалом в четыре месяца — в декабре 2012-го и апреле нынешнего года. За время расследования следствие скорректировало сумму причиненного, по мнению правоохранителей, ущерба — с 60 млн руб. до 30 млн руб. Оба уголовных дела в отношении братьев Навальных были возбуждены по ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество в особо крупном размере) и ч. 2 ст. 174.1 (легализация денежных средств, полученных преступным путем) по заявлениям руководства российского представительства Yves Rocher — косметической фирмы "Ив Роше Восток" и МПК, специализирующейся на оказании услуг в области безналичных платежей. Как установило следствие, весной 2008 года Олег Навальный, являвшийся тогда руководителем департамента внутренних почтовых отправлений филиала ФГУП "Почта России" "Автоматизированные сортировочные центры", "обманным путем" убедил представителей ООО "Ив Роше Восток" заключить договор на осуществление пересылки косметических товаров с ООО "Главное подписное агентство", создателем которого являлся Алексей Навальный. При этом, как отмечают в СКР, номинальным учредителем и генеральным директором последнего ООО выступал знакомый Алексея Навального, не имевший никакого отношения "к дальнейшей деятельности компании". Услуги, полагают следователи, планировалось оказывать по заведомо завышенной стоимости и силами другого транспортного предприятия, которым руководил знакомый Олега Навального».

«Интерфакс», 29 октября:

«Сам Алексей Навальный уже заявил о своей непричастности к тому, что ему инкриминируется следствием. "Продолжает работать та самая швейная машинка", - заявил "Интерфаксу" Навальный во вторник. По его словам, следователи предъявили ему обвинение, в окончательной редакции снизив размер вмененного ему ущерба почти вдвое - до 26 миллионов рублей. Таким образом, расследование дела в ближайшее время завершится, и Навальный со своими защитниками приступит к ознакомлению с материалами дела. "По сути, в деле остался весь тот же бред, который был в предыдущем варианте, когда обычную коммерческую деятельность, которую в течение трех лет осуществлял мой брат, вдруг объявили мошенничеством, а какое я к этому имею отношение, непонятно даже из обвинения", - сказал Навальный. "Изначально дело "Кировлеса" было придумано для устрашения и чтобы иметь разбег. Оно выглядело тоже абсурдным, поэтому всегда нужно было второе абсурдное дело для того, чтобы перестраховаться, если первое дело развалится", - заявил оппозиционер».

блог Ирека Муртазина, 31 октября:

«Официальный пресс-релиз Следственного комитета России о предъявлении окончательного обвинения братьям Навальным по «почтовому» уголовному делу очень похож на неуклюжую попытку СКР «сохранить лицо». Это нелегкая задача — выпутаться с минимальными репутационными потерями из щекотливой ситуации, в которую ведомство загнало себя в декабре прошлого года. Но попытка — налицо. На это указывает, прежде всего, объединение двух уголовных дел — по «хищениям» в «Ив Роше Восток» и в ООО «Многопрофильная процессинговая компания» (МПК).

Помимо того, что в ходе дела по «Ив Роше» не найдено сколь-нибудь серьезных доказательств, а первоначально заявленная сумма «хищения» уже снизилась более чем в два раза, следствие получило совсем уж неожиданный удар — гендиректор «Ив Роше Восток» отказался от своих претензий. То есть — исчез потерпевший. Теперь очевидно для чего к делу «Ив Роше Восток» притянуто дело МПК. С одной единственной целью — чтобы иметь хоть одного потерпевшего и хотя бы какие-то правовые основания для передачи материалов в суд».

Майору Матвееву назначена психиатрическая экспертиза

РИА «Новости», 3 ноября:

«Владивостокский гарнизонный военный суд назначил экс-майору внутренних войск Игорю Матвееву стационарную психиатрическую экспертизу в центре судебной психиатрии Сербского в Москве, сообщил РИА Новости в воскресенье представитель стороны защиты. Матвеев стал известен после размещения в интернете видеообращения, в котором утверждал, что в его части процветала коррупция и жили китайские гастарбайтеры, а военнослужащих кормили собачьими консервами. После этого на майора было заведено уголовное дело за избиение прапорщика, по которому в сентябре 2011 года суд приговорил Матвеева к 3,5 годам заключения и лишил его воинского звания».

Выступление следователя на процессе по делу Константинова

«Союз заключенных», 31 октября:

«Звонков, задержавший Даниила Константинова, не смог объяснить суду причин, побудивших его задержать националиста. Сторона защиты предъявила массу нарушений в материалах, которые составлял звонков. На вопросы, касающиеся того, что «подписи Звонкова» на документах присутствуют в трёх разных вариантах, молодой следователь самоуверенно заявил: «Я везде узнаю свою подпись. Имею право подписываться, как хочу. Могу даже крест поставить». В документах, оформленных Звонковым, нет даты убийства А. Темникова, свидетель Софронов имеет статус «потерпевший»; кроме того, фамилия "Софронов" написана то через "о", то через "а". У адвокатов вызвал вопрос статус Даниила Константинова на опознании и очной ставке: он был схвачен полицией дома в 10 утра, а по документам Даниил был задержан лишь после очной ставки, в 16:25. Либо Константинов «добровольно» участвовал в следственных мероприятиях до 16:25 и в любой момент мог пойти домой, либо его похитили. «Добровольная» версия опровергается заявлением подсудимого о факте незаконного удержания. Большинство ответов следователя не отличалось разнообразием: «Не помню - всё находится в материалах дела - была получена информация». Последнюю фразу он повторял вместо ответа на вопрос, какая была необходимость задерживать Константинова ДО ОПОЗНАНИЯ, и для чего полицейские обыскали не только квартиры Константиновых, сына и отца, но и офис, где работал отец подсудимого. Тогда из офиса были вывезены компьютеры, бухгалтерские документы и печати (их не вернули до сих пор). «Поступила оперативная информация», - твердил Звонков. Источники информации он не раскрыл, но добавил, что в офисе отца могли искать нож убийцы, а на жестких дисках компьютеров – письма, проясняющие ситуацию со спонтанным убийством рядом со станцией метро «Улица Академика Янгеля». Сложилась стойкая уверенность в том, что следователь № 3 по фамилии Звонков был совершенно несамостоятельной фигурой в деле Константинова. Его действиями управляли борцы с «экстремизмом» и оппозицией».

Профессор Михаил Савва отвергает все обвинения в свой адрес

«Коммерсантъ — Ростов-на-Дону», 6 ноября:

«В начале процесса государственный обвинитель зачитал обвинительное заключение, из которого следует, что господин Савва и госпожа Реммлер обвиняются в хищении части средств гранта краевой администрации. По версии обвинения, в августе 2012 года Михаил Савва, являясь менеджером по грантам ЮРРЦ, в рамках программы «Построение мира» получил из бюджета края 366 тыс. руб. на проведение социологического исследования «Потенциал социализации мигрантов в Краснодарском крае», затем деньги были перечислены на счет агентства «Пилот» и похищены. Также профессор Савва обвиняется в незаконном получении вознаграждения в Кубанском госуниверситете в сумме 70 тыс. руб. После оглашения обвинительного заключения судья Василий Махов обратился к подсудимым с вопросом о том, признают ли они свою вину. Подсудимая [Виктория] Реммлер [директор маркетингового агентства «Пилот»] ответила, что признает полностью. В свою очередь Михаил Савва категорически отказался признать свою вину и заявил: «Кроме слов запуганных людей, в обвинении нет ни одного доказательства моей вины». Он также отметил, что возбужденное против него уголовное дело является попыткой опорочить деятельность НКО и запугать формирующееся в крае гражданское общество».

Украинского юриста обвиняют в соучастии в похищении активов банка, срок содержания в СИЗО продлен до февраля

«Коммерсантъ», 31 октября:

«Тверской райсуд Москвы продлил до февраля 2014 года арест юриста Елены Тищенко, которая фигурирует в деле преступной группы, похитившей, по версии следствия, активы БТА-банка на $3,3 млрд. Госпоже Тищенко инкриминируется организация операций по легализации в РФ похищенного. Украинский юрист Елена Тищенко была задержана 31 августа в гостинице, где она остановилась после прилета из Никосии. По версии следственного департамент МВД РФ, госпожа Тищенко являлась участницей группы, похитившей активы БТА-банка на $3,3 млрд. Ее общее руководство, считает обвинение, осуществлял экс-глава БТА-банка Мухтар Аблязов, который сейчас арестован во Франции. Юрист Тищенко, являвшаяся доверенным лицом банкира, указывается в деле, возглавляла структурное подразделение, занимающееся легализацией в РФ похищенного. Следователи возбудили в отношении госпожи Тищенко дело по ч 4 ст. 159 (мошенничество в особо крупном размере) и по ст. 174.1 (легализация похищенных средств) УК РФ. 3 сентября Тверской райсуд столицы удовлетворил прошение следствия о заключении госпожи Тищенко под стражу на два месяца, до 31 октября. Когда санкция на арест была получена, следователи предъявили юристу обвинение только по ст. 174.1. УК. Адвокаты полагают, что перед рассмотрением вопроса об избрании для госпожи Тищенко меры пресечения, включив в постановление о возбуждении дела по статье УК о мошенничестве, "следователи искусственно создали основание для ареста". "Это — процессуальное жульничество",— отмечают защитники».