Дата
Автор
Скрыт
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Тюрьма и около: дайджест СМИ (12-18 ноября 2013 года)

изменения

Минюст подготовил проект новых правил тюремного распорядка

“РБК daily”, 18 ноября

“Опубликован проект приказа Минюста о введении новых правил внутреннего распорядка исправительных учреждений. Заключенным разрешат мыться в два раза чаще, а также облегчат возможность жаловаться в общественные наблюдательные комиссии (ОНК). Однако новые правила не уничтожают предпосылки создания рабских условий труда в колониях”.

“Валерий Борщев, член ОНК Москвы и сопредседатель Ассоциации независимых общественных наблюдателей по проверке мест принудительного содержания: “Меня порадовало, что теперь письма, адресованные не только прокурору и уполномоченному по правам человека, но и в ОНК должны идти без цензуры. Раньше о прибытии заключенного в учреждение могли сообщать не раньше чем через десять дней — это широко обсуждалось из-за Толоконниковой. А теперь будут не позднее чем через десять дней. Еще хорошая норма, за которую мы давно боролись, — в Европе принято, что помывка заключенных должна быть не реже двух раз в неделю. У нас было один раз в неделю. Теперь в правилах также записано не менее двух раз. Что отрицательного — сохранился ряд норм из старых правил. Привлечение к труду. В колониях труд часто рабский, ТК практически не действует. В проекте написано: «Продолжительность работ может быть увеличена по заявлению осужденного либо при необходимости проведения срочных работ». Эта «необходимость» никак не регламентирована, а заявления они пишут под давлением”.

“Грани.ру”, 18 ноября

“Согласно документу, для получения юридической помощи осужденным будет предоставляться неограниченное количество свиданий с адвокатами, нотариусами, представителями Европейского суда по правам человека или другими лицами, имеющими на это право. При этом адвокатам будет разрешено проносить и использовать при таких свиданиях средства связи, фотоаппараты, видео- и аудиотехнику. Также предусматривается возможность ведения осужденными телефонных разговоров, в том числе с использованием систем видеосвязи. Им также планируется разрешить совершение религиозных обрядов, использование предметов культа и чтение религиозной литературы. <...> Расширяется перечень предметов первой необходимости, одежды, продуктов питания, которые содержащиеся в СИЗО "могут иметь при себе, хранить, получать в посылках и передачах, а также приобретать в торговой сети" лица, находящиеся в СИЗО. Кроме того, не запрещенные к хранению и использованию промышленные товары предлагается разрешить покупать по безналичному расчету с использованием электронных терминалов. Разрешается пользоваться электронными устройствами без возможности выхода в интернет, а также без съемных носителей информации и возможности фото-, видео- и аудиофикации. Устанавливается, что не подлежат цензуре жалобы и обращения в суды, в том числе ЕСПЧ, в прокуратуру, в вышестоящие органы ФСИН, в ОНК, к омбудсменам. Обращения направляются адресату в запечатанном конверте не позднее следующего дня после подачи”.

“Независимая газета”, 14 ноября

“ФСИН и Минюст, по информации «НГ», изучают сегодня инициативу по введению обязательного страхования в тюрьмах. В этом случае сотрудникам исправительных учреждений, нарушившим права заключенных, придется отвечать еще и перед страховыми компаниями. Идея принадлежит рабочей группе по развитию общественного контроля и защите прав граждан в местах принудительного содержания при Госдуме. Страхование заключенных существует и сейчас, но – по желанию родственников. Которые, если имеют возможность, охотно пользуются этой услугой. Поддержать проект готовы политические партии”.

“РБК daily”, 15 ноября

“Минюст решил досконально прописать, когда сотрудники колоний и следственных изоляторов правомерны применять кулаки, дубинки, газовые баллончики, а когда — пистолеты и водометы. Новое положение также впервые обяжет тюремных надзирателей обо всех случаях применения физической силы сообщать прокурору. <...> По новым правилам стрелять фсиновцам разрешат для противодействия посягательству на жизнь и здоровье со стороны заключенных, для пресечения попытки завладения огнестрельным оружием, для остановки транспорта, на котором совершается побег, а также для убийства или ранения животного, которого зэки решат натравить на надзирателей. Водометы разрешат использовать только при плюсовых температурах и только для пресечения массовых беспорядков и освобождения заложников”.

“Российская газета”, 15 ноября

“Конечно, всегда желательно, чтобы тюремщик действовал исключительно силой убеждения. Однако, как показывает практика, просто убеждения не всегда достаточно, особенно если перед тобой матерый уголовник, закоренелый убийца или опытный бандит. Более того, не редкость, когда арестанты сами нападают на охранников”.

Руководителем московской общественной наблюдательной комиссии стал представитель организации "Офицеры России" Антон Цветков, сменивший во главе ОНК Москвы Валерия Борщева

ИТАР-ТАСС, 18 ноября

“Собрание ОНК проходило в атмосфере острой полемики между ветеранами комиссии, работавшими в составе прежнего созыва, и новыми /в этом году состав ОНК был увеличен в два раза, с 20 до 40 человек/. В итоге 16 членов ОНК, поддерживавших Борщева покинули зал, отказавшись от участия в голосовании. Они заявили, что "и так могут работать, независимо от того, кто будет избран председателем"”.

“Ведомости”, 19 ноября

“Цветков хочет стать единоличным председателем ОНК, это его месть правозащитникам, особенно тем, кто работал в предыдущем составе, считает член ОНК Зоя Светова: тогда в комиссии возник конфликт между сторонниками Борщева (тогда они были в большинстве) и Цветкова из-за трактовки обстоятельств делаСергея Магнитского, умершего в сизо. ОНК тогда пришла к выводу, что смерть Магнитского стала результатом нарушения его прав сотрудниками ФСИН, которых защищал Цветков, были и другие расхождения (см. врез). Должность председателя не дает никаких дополнительных полномочий по сравнению с полномочиями рядового члена ОНК, только добавляет обязанностей, уверяет Цветков. <...> Правозащитники опасаются, что следующим шагом представителей силовиков в ОНК будет изменение порядка работы членов комиссии. Сейчас для посещения сизо достаточно группы из двух членов ОНК, согласовывать визит с председателем не нужно, но голосов сторонников Цветкова хватит, чтобы изменить эту норму, говорит Светова”.

“Союз заключенных”, 15 ноября

“Свердловский областной суд в очередной раз признал незаконным запрет на съемку в учреждениях УИС"

В докладе ассоциации “Агора” анализируются методы давления на ОНК в последние годы

“Новая газета”, 18 ноября

“Первый способ влияния на состав будущих ОНК - это максимальное сужение критериев для тех, кто может выдвигать кандидатов. <...> Второй способ влияния на состав ОНК - снятие кандидатов по формальным основаниям. <...> Если по формальным основаниям неудобного кандидата отвести не удалось, в ход, как правило, идет всевозможная дискредитация, в том числе, со стороны ФСИН и/или МВД. <...> Наконец, крайним аргументом в руках процессуальных оппонентов становятся угрозы, фальсификация административных дел в отношении несговорчивых членов ОНК, вызовы в прокуратуру, регулярные обыски и досмотр оперативников при входе в колонию. <...> В результате системной и точечной нейтрализации российских ОНК в стране появились региональные комиссии, полностью подконтрольные силовым ведомствам.<...> Как только институт общественного контроля за местами принудительного содержания в нескольких регионах страны сформировался как эффективный инструмент защиты прав человека, по нему был нанесен сокрушительный удар со стороны силовиков. За 5 лет они последовательно и многоступенчато подрывали эффективность ОНК. На сегодняшний день можно констатировать, что во многих регионах России решения о том, кто будет осуществлять общественный контроль над деятельностью силовиков, принимают сами силовики”.

практика

Сотрудники СИЗО “Матросская тишина” в Москве жалуются на резкое сокращение штата

“Московский комсомолец”, 14 ноября

“Легендарная «Матросская тишина» на грани забастовки. Надзиратели СИЗО № 1 уверяют, что боятся идти на работу: не знают, вернуться ли домой живыми. А все потому что заключенных стало больше, а сотрудников меньше. Почувствовав свое преимущество, арестанты угрожают и даже нападают. И главное - из-за сокращения штатов теперь каждый надзиратель вынужден разрываться на два поста, а это значит, что недалеко до очередного побега. <...> Решение сократить на 40 тысяч человек штат сотрудников ФСИН было принято в этом году на самом высоком уровне. Сановники, видимо, полагали, что это улучшит жизнь за решеткой”.

Заключенные в мордовских колониях объявили голодовку

“Союз заключенных”, 13 ноября

“Как стало известно сегодня, заключенные мордовских колоний №17 и №11 объявили голодовку. Таким образом, по информации Зары Муртазалиевой, в республике голодают уже три колонии: помимо вышеозначенных акция протеста проходит в ИК-1. Она уточнила, что в ИК-17 и ИК-11 голодают заключенные штрафного изолятора. «Заключенные говорят о нарушениях со стороны администрации, об избиениях, угрозах. На мой вопрос: «Что требуют заключенные?» Ответ: «Мы ждем правозащитников», - написалаМуртазалиева на своей странице в «Facebook»”.

Следственный комитет возбудил уголовное дело по фактам нарушений со стороны сотрудников мордовской ИК-12

“Газета.ру”, 11 ноября

“Отдел по расследованию особо важных дел Следственного комитета Мордовии возбудил уголовное дело по факту злоупотребления своими полномочиями сотрудниками колонии №12 — соседнего учреждения с ИК-14, где отбывала наказание осужденная участница Pussy Riot Надежда Толоконникова. Об этом «Газете.Ru» сообщила помощник главы мордовского следственного управления СК Наталья Афанасьева. «С января 2012 по сентябрь 2013 года должностные лица исправительного учреждения из корыстной и иной личной заинтересованности получили от одного из осужденных, отбывающего наказание в исправительной колонии, деньги и материальные ценности в сумме более 340 тысяч рублей», — говорится в официальном сообщении СК”.