Свобода собраний (26 февраля - 2 марта)
изменения
Мосгордума может ограничить проведение акций в центре города
«Депутат столичного парламента Михаил Москвин-Тарханов считает, что публичные акции в центре столицы надо ограничить. Об этом сообщает «Интерфакс». Он предложил запретить всевозможные митинги в пределах Бульварного кольца и около административных зданий, пояснив, что, может быть, целесообразно «исключить их навсегда». «Это должно быть выдрессировано, как собака Павлова: только санкционированные митинги и только протесты, которые проходят в рамках закона», — заключил депутат. Между тем спикер Мосгордумы Владимир Платонов считает, что депутаты не должны иметь возможность встречаться с избирателями в любом месте, где они пожелают. «Надеюсь, появится законодательная инициатива по ограничению права депутатов любого уровня начинать прием населения в любом месте, где они захотят, — на Манежке, на Красной площади, около мэрии», — пояснил спикер».
практика
Оппозиционеры рассказывают, как их задерживали 24 февраля
«[Борис Немцов:] ...я давал в момент задержания интервью французам и еще какому-то интернет-порталу. Сейчас объясню, почему нет видео. Дело в том, что когда подошли ко мне полицейские и сказали: «Пройдемте в автобус», — я спокойно извинился и сказал: «Всего вам хорошего», — и пошел. И они меня даже не взяли. Я шел, ОМОН до меня не дотрагивался. И народ не понял, что это задержание. Я просто зашел автобус. ОМОНовцы под копирку написали одинаковые рапорта, что я махал руками, кричал что-то и т. д. <...> ...эти рапорты написаны для всех абсолютно в идентичной форме с точностью до запятых и точек. <...> Если бы [полицейские] были честными людьми и знали бы, что не надо нарушать заповеди, эти люди сказали бы так: «Этот митинг не согласован. Граждане, которые там были, не оказывали сопротивления полиции, они все подпадают под действие статьи 20.2». Вот это было бы не лжесвидетельство, это было бы честно. А когда они говорят, что Немцов махал руками, кричал «Долой Путина!», «Путин – вор!» и т.д. – это все бред сивой кобылы, понимаешь. Они лжесвидетельствовали. Это главная к ним претензия… Меня отправили в автобус около «Националя». Навального взяли на другой стороне. А рапорты у нас идентичные. И время задержания и один и тот же человек задерживал.. У меня не было звукоусиливающей аппаратуры, у меня не было плакатов, я ничего не кричал и до меня не дотрагивались полицейские. И за это я получил 10 суток.
(Комментарий Александра Куликовского, члена ОНК Москвы: "Важно отметить, что статья 20.2 часть 5 предполагает ответственность за участие в публичном мероприятии в том определении публичного мероприятия, которое установлено федеральным законом № 54. Человек, который стоит на тротуаре, молчит или разговаривает, или дает интервью, не является участником какого-либо публичного мероприятия. Я в тот вечер стоял разговаривал с другим членом ОНК. ОМОНовец берет меня за руку и отводит в автобус. Рядом со мной было еще пять таких человек. Вот эти люди под 20.2 тоже не подпадают, потому что они не являлись участниками публичного мероприятия. Но они получили штраф от 10 до 20 тысяч рублей".) <...>
— <...> Сначала нас оформляли по 20.2 (Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования), а потом концепция поменялась…Задержано в тот вечер было 430 человек, с утра у суда задержали 234. И еще если взять пятницу, 21-го, то всего 800 получается. Это абсолютный рекорд. Арестованы по 19.3 только лидеры оппозиции. Ну, очевидно совершенно, что они выполняют политический заказ.
(Комментарий Александра Куликовского, члена ОНК Москвы: "Да, задержали 420. Из них 82 человека по 19.3. Что такое 19.3? Сопротивлялся, не выполнял законное требование. Теперь возникает вопрос: если не нарушал 20.2, стоял на тротуаре, разговаривал с журналистами, то в чем заключается невыполнение и в чем заключается законное требование сотрудника полиции? Вот во всех решениях судов написано «нарушал правопорядок», «мешал ходить людям». Такого нет у нас закона федерального, ни административного кодекса, что «мешал».) <...>
[Николай Ляскин:] ...В рапорте формулировка, что я «упирался ногами».
— А в каком месте вы упирались ногами?
— Упирался ногами в асфальт.
— Вы шутите?
— Нет. Полицейские в рапорте написали, что, когда они ко мне подошли, я «начал упираться ногами в асфальт». Может быть, в следующий раз надо в небо упираться? Мы пытаемся добиться, чтобы нам сказали, куда нам надо упираться, чтобы в следующий раз мы не нарушали. Никто нам не дает ответа.
— А в решении судьи тоже написано, каким образом вы упирались?
- А давайте посмотрим. Вот решение по апелляции.
(Комментарий Александра Куликовского, члена ОНК Москвы: «Что Николай сделал: «Находился в составе граждан… (не сам Ляскин, а в группе граждан) в количестве 150 человек, выкрикивал «Свободу политзаключенным!», «Позор!». У него появилась 20.2 часть 5. Но так как он находился в группе граждан, совершенно непонятно, выкрикивал ли он это. Судья это не стал расшифровывать. А дальше он пишет: «В результате чего мешал свободному проходу граждан…» Какому проходу? В метрополитене нельзя мешать проходу, это законодательно прописано, а про улицу нигде не написано. «Привлекал внимание граждан и средств массовой информации». Это не грех. «В результате чего возникло столпотворение». То есть в результате того, что Ляскин давал интервью, возникло столпотворение. Абсурд. «На неоднократные законные требования полиции прекратить данные действия (а в данных действиях, как мы только что выяснили, нет ни правонарушения, ни нарушения какого-либо федерального закона) освободить тротуар для прохода граждан не реагировал». Соответственно применяется 19.3. Абсурд.)
Судья молодец. Не стал вписывать в решение показания из рапортов полицейских, что «размахивал руками при погрузке в автобус». Судья посмотрел видео, где меня сажают в автобус, и выкинул эту фразу из постановления.
— А видео приобщено?
— Да, приобщено. Судья сказал: «Видео не полностью показывает вашу невиновность», соответственно нет оснований не верить сотрудникам полиции, потому что мое видео с того момента, как они меня начали вести. <...>
[Надежда Митюшкина:] <...> ...к Борису [Немцову] подходит ОМОН, начинает вести в автозак. Так как большая толпа, я понимаю, что мне назад идти смысла нет. Я начинаю идти следом за ними просто к автозаку, просто провожать, ну потому что, в общем, и деваться особо некуда. Дохожу до автозака, и тут мне полицейский говорит: «Заходите». Причем, до меня ни один полицейский не дотрагивался, вообще никаких слов мне никто не произносил, я просто шла следом. И когда мне сказали: «Заходите», — опять же из-за того, что я никогда не сопротивляюсь при задержании, у меня такое правило, — я засмеялась и сказала: «Ну, здравствуй, автозак» — и зашла. Мне никто не представлялся, меня ни о чем не предупреждали, мне не говорили, что я задержана, до меня не дотрагивался ни один полицейский, пока я шла к автозаку, меня никто не трогал.
(Комментарий Александра Куликовского, члена ОНК Москвы: "Сотрудник полиции, который не представился, не сообщил причину задержания, не выполнил статью 5-ю Закона о полиции. Полицейский не просто не выполнил, но и не уведомил человека о том, что тот находится в статусе задержанного. Это ключевой момент".)
Нас в автозаке было очень много — 22 человека. Нас подвезли к ОВД «Тверское» и сказали выгружаться только Борису. Борис выходит, и уже почти дошел до двери, потом этот, кто его выгружал, поворачивается и говорит: «Ну и вы идите сюда». <...> (Комментарий Александра Куликовского, члена ОНК Москвы: "Задержанные имеют право на незамедлительный допуск к ним защитника или адвоката. Адвокаты и защитники Немцова, Навального, Яшина, Ляскина ждали у входа в отдел полиции несколько часов.)
Потом меня в какой-то момент забирают с моим защитником. Приводят в кабинет, начинаются первые разговоры — где рапорта и т.д. Потом сотрудник полиции уходит, его нет, нет, нет, мы сидим, сидим, сидим... Потом он приходит, говорит: «Пока ждите». Я говорю: «Ну, может быть, пока ждем, я могу выйти покурить». Он говорит: «Пойдемте». И уводит меня обратно в дежурку, запирает и моего защитника не пускает. Потом меня вернули вниз, и опять время потянулось, час еще прошел. И где-то минут за 10—15 до того, как должно истечь три часа, вдруг ко мне пустили моего защитника Горинова и начали опять говорить про протоколы, а Горинов говорит: «Вы не оформляли вместе с моей подзащитной протокол доставления. Если вы за 10 минут ничего не напишете... Нам пора идти». И как-то меня даже в дверь в первую выпустили, а потом меня схватили и запихали обратно. Моего защитника опять не пустили. И в следующий раз за нами пришли через три с половиной часа, и опять: «Пойдемте наверх оформлять протоколы». Защитник начинает смотреть протокол доставления и рапорты. В этот момент заводят двух понятых, и при мне им говорят, что я отказываюсь от подписи (а я в этот момент вместе с защитником знакомлюсь с протоколом), оформляют протоколы с понятыми, что я отказываюсь от подписи.
— А что за понятые?
— Ну просто девочек с улицы каких-то привели, которые ничего не понимают, сказали: «Дайте паспорта, и вот тут распишитесь». И это уже были документы по 19.3. <...>
[Алексей Навальный:] ...рядовой ОМОНовец на суде сказал все, как было: Навальный поднял руки, не сопротивлялся, ногами не упирался и даже под руки мы его не вели. После чего судья его перебил, сказал: «Давайте я зачитаю ваш рапорт». А рапорт писал, очевидно, не он, рапорт ему дали подписанный. И судья зачитал какую-то чушь из рапорта и проигнорировал показания этого ОМОНовца.
— А видеозапись абсолютно противоречит рапорту полицейского.
— Да, одно другому абсолютно противоречит. Видеозапись полностью, на 100 процентов, совпадает с тем, что говорили свидетели, она полностью совпадает с тем, что говорил ОМОНовец в зале суда (и есть аудиозапись на этот счет). Тем не менее, судья в своем решении указал, что показания свидетелей словам Навального противоречат, опровергаются рапортами полиции и протоколами. <...>
— Алексей, но вам дали меньше, чем другим.
— Потому что у меня у единственного была видеозапись от начала до конца. Мало того, там есть видеозапись Олега Козырева, который снимал около автозака, где видно, когда они выходят из автобуса и прямо говорят: «Пошли Навального паковать». И идут. А потом уже вторая есть видеозапись, как они подходят и забирают меня. Поэтому это полностью опровергает все тезисы, что я там что-то выкрикивал до этого, после этого, во время этого. Это все полностью абсолютная ложь от начала до конца. Поэтому, мне кажется, в этих условиях ему было дано указание, позвонили из Мосгорсуда и сказали, что арестовать его, как и всех остальных, но, поскольку есть эта подробная видеозапись, то это не дало судье возможности назначить 10 суток, хотя разницы немного.
Мне вменяется, что я был в группе кричащих лиц, что я и сам кричал: «Долой полицейское государство!» — ну как они обычно пишут. Хотя я совершенно точно ничего не кричал.
— В отделении полиции сразу было понятно, что вас оставят?
— Нет, это отдельная очень интересная история, потому что в суде и этот подполковник, и этот ОМОНовец подтвердили, что сначала материал был составлен по статье 20.2, а потом некие люди приняли решение переквалифицировать его по 19.3. ОМОНовец сказал, что ему три раза пришлось переписывать рапорт: сначала по 19.3, потом по 20.2, а потом снова по 19.3. Я спросил на суде — и у одного, и у второго: «А где материал-то составленный?» И судья все эти вопросы снял. То есть судья не смог препятствовать тому, что мы выяснили все-таки факт того, что было составлено несколько протоколов и переквалифицировали статью. Но все вопросы на тему — а куда делся материал по 20.2 (его же нельзя просто разорвать и выкинуть), — эти все вопросы судья снял».
Задержания на сходе в поддержку Навального
«Массовая акция в центре Москвы в поддержку оппозиционного политика Алексея Навального, заключенного под домашний арест, собрала около 200 человек. Как только начались задержания, все начали расходиться, сообщил "Дождь"».
ОВД-Инфо о задержаниях в поддержку Навального
Задержания на антивоенных сходах в Москве и Петербурге
«Не меньше 360 человек были задержаны сегодня на антивоенных акциях в центре Москвы. Об этом сообщает портал «ОВД-Инфо». Мероприятия собрали противников возможного ввода российских войск на Украину. Люди вышли к зданию Министерства обороны, а также на Манежную Площадь. Кроме того, сообщалось о задержаниях участников одиночных пикетов в центре столицы. Все эти акции не были согласованы с властями».
«Многим задержанным сегодня на антивоенных акциях в Москве грозит до 15 суток ареста. Так сообщает сайт мониторинга политических задержаний "ОВДинфо". По его сведениям, всего в разных частях центра столицы в автозаках оказались не менее 360 человек. Больше всего задержанных – у здания Минобороны и на Манежной площади. Людям оформляют протоколы о неподчинении требованиям сотрудников полиции. Остальным – о нарушении порядка проведения акций, которые предполагают штрафы до 30000 рублей. Массовыми задержаниями закончилась и антивоенная акция в Петербурге, где активисты собрались на Исаакиевской площади. По данным "Граней.ру", в полиции оказались около 30 человек. При этом возникли потасовки со сторонниками действий России в Крыму, есть пострадавшие. У одного из пострадавших сломан нос».
«20 человек из 35 задержанных после антивоенной акции на Исаакиевской площади оставались ночевать в отделах полиции. Как рассказали "Фонтанке" в группе помощи задержанным, протестующие раскиданы по разным отделам полиции: №6, 15, 19, 62. В ближайшее время их могут повести в суд».
ОВД-Инфо о задержанных в Москве и нарушениях при задержании и в ОВД
Уведомление о проведении патриотического шествия в поддержку Украины российскими танками подали за сутки
«Представители молодежных патриотических организаций проведут в центре Москвы шествие в поддержку народа Украины и против провокаторов, захвативших власть в Киеве. <...> Участие в нем намерены принять молодежные патриотические организации, поисковики, студенческие стройотряды, вузовские объединения, а также всероссийская общественная организация ветеранов "Боевое братство". Шествие начнется в 17:00 мск, его маршрут - от Пушкинской площади до проспекта Сахарова, а в 14:00 в Москве состоится мотопробег организации "Ночные волки". Заявка на проведение шествия была подана в мэрию Москвы накануне, уточнили в оргкомитете».
Глава петербургского избиркома осудил участие членов УИК в несогласованных акциях
«Глава петербургского горизбиркома Алексей Пучнин осудил пришедших на акцию на Малой Садовой [в поддержку обвиняемых по «Болотному делу»] членов участковых избирательных комиссий. Об этом он рассказал представителям прессы в пятницу, передает корреспондент ИА «Диалог». «Участие в согласованных и законных массовых акциях допустимо, безусловно, поскольку у нас свобода массовых собраний и это личный выбор любого человека, даже если он член участковой избирательной комиссии. А участие в незаконных мероприятиях с последующим использованием этого статуса для препятствования привлечению к ответственности — просто аморально», — сказал Пучнин. По его мнению, «некие общественные объединения» попросту «используют» членов участковых избирательных комиссий не только в Петербурге, но и в России».
Запрет ЛГБТ-акции в Химках обжалован в Европейском суде
«Как стало известно проекту GayRussia.Ru, в понедельник 3 марта организаторы Московского гей-прайда обжаловали в Европейском Суде по правам человека запрет Администрации городского округа Химки на проведение шествия и митинга гей-прайда в поддержку толерантного отношения и соблюдения прав и свобод лиц гомосексуальной ориентации в России, планировавшихся 25 мая прошлого года. В своей жалобе в Страсбургский Суд основатель движения гей-прайда и один из организаторов акций в Химках Николай Алексеев потребовал признать факт нарушения российскими властями трех статей Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод - статью 11 (право на свободу собраний), статью 13 (право на эффективное средство судебной защиты) и статью 14 (запрет дискриминации)».