Дата
Автор
Скрыт
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Полиция: дайджест СМИ (1 марта — 4 апреля)

изменения

В Думе подготовлен законопроект, позволяющий полицейским в людных местах стрелять на поражение

«Известия», 1 апреля:

«После серии инцидентов, в которых серьезно пострадали или были убиты сотрудники полиции, законодатели заявили о необходимости расширения полномочий полицейских в случаях, когда на них нападают или существует угроза безопасности их жизни либо жизни окружающих. В ближайшее время полицейские при необходимости смогут стрелять на поражение даже в людных местах. Соответствующие поправки были подготовлены в стенах Госдумы. Об этом «Известиям» рассказал один из авторов законодательных изменений, сопредседатель рабочей группы при комитете ГД по безопасности и противодействию коррупции Александр Хинштейн («Единая Россия»).

— В законе о полиции существует действующая норма, согласно которой сотрудник полиции не может применить оружие, если это повлечет за собой гибель мирных граждан. Эта норма связывает сотрудника по рукам и ногам, потому что он лишен возможности применять оружие даже тогда, когда это необходимо. Скажем, когда на него идет толпа. Мы планируем изменить эту норму, указав, что у него будет такое право при необходимости, — рассказывает он. — В США действует более жесткая норма — там нет ограничений: полицейский может стрелять при появлении незначительных подозрений. У нас, для того чтобы было применено оружие, необходимо основание. Потому что потом будет проводиться служебная проверка по факту использования оружия, и если выяснится, что сотрудник применил оружие необоснованно, то он в лучшем случае будет наказан, а в худшем привлечен к уголовной ответственности.

Сейчас, согласно федеральному закону «О полиции», сотрудник полиции перед применением физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия обязан сообщить лицам, в отношении которых предполагается применение физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, о том, что он является сотрудником полиции, предупредить их о своем намерении и предоставить им возможность и время для выполнения законных требований сотрудника полиции. В случае применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия в составе подразделения (группы) указанное предупреждение делает один из сотрудников полиции, входящих в подразделение (группу). При этом, полицейским запрещено стрелять на поражение в женщин, лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен сотруднику полиции, за исключением случаев оказания указанными лицами вооруженного сопротивления, совершения вооруженного или группового нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан или сотрудника полиции. Кроме того, полицейский не имеет права применять огнестрельное оружие при значительном скоплении граждан, если в результате его применения могут пострадать случайные лица. При этом, если табельное оружие все-таки было применено, то правоохранителям придется доказывать правомерность своих действий, отчитываться почему было произведено определенное количество выстрелов и был ли причиняемый при этом вред наименьшим».

В Нижнем Новгороде предлагают создать парковочную полицию

«РБК», 4 апреля:

«Депутат Гордумы Нижнего Новгорода Александр Котюсов завил о необходимости создания в городе парковочной полиции на заседании постоянной комиссии по транспорту в пятницу. А. Котюсов предложил обратиться к главе администрации Нижнего Новгорода Олегу Кондрашову с целью провести совещание для проработки вопросов о создании соответствующих подразделений полиции. «На следующем заседании нашей комиссии через месяц мы вернёмся к этому вопросу», - сказал Котюсов. Он подчеркнул, что для решения вопроса может потребоваться изменение регионального и федерального законодательства, и Гордума, по его словам, готова лоббировать инициативу».

система

Представители петербургской полиции побеседовали с журналистами и общественностью о работе на акциях

«ЗакС.Ру», 20 марта:

«Большую часть семинара петербургскую полицию одиноко представлял начальник управления обеспечения охраны общественного порядка и взаимодействия с органами исполнительной власти Алексей Смяцкий, рассказывавший о том, как его сотрудники готовятся к митингам, а также делившийся своем видением петербургских массовых акций. Лишь в конце семинара к нему присоединился пресс-секретарь ведомства Вячеслав Степченко, сделавший акцент на сотрудничестве со СМИ до и во время митингов.

  • Мы следим за обсуждениями в интернете, встречаем стикеры на станциях метро и на улице с местом и временем проведения той или иной акции, мы точно так же, как и вы, пешком ходим по улицам, – рассказал Смяцкий. – Из блогов все видно – кто поддерживает акцию, кто не поддерживает. Сотрудники полиции – не какое-нибудь тупое быдло, которое сидит в подвале. Мы тоже читаем блоги и узнаем, что за мероприятие будет. До сведения сотрудников доводится тематика того или иного мероприятия.

Начальнику управления напомнили о провокациях на недавнем антивоенном митинге 2 марта на Исаакиевской площади, на котором людьми, пришедшими с Виталием Милоновым, осуществлялись провокации (в частности, одному из активистов порвали плакат). Смяцкий отметил, что это как раз тот случай, в отношении которого требуется провести тщательную проверку. И эта проверка ведется. <…> Главный специалист аппарата Уполномоченного по правам человека в Санкт-Петербурге Андрей Толмачев, взяв слово после Смяцкого, поделился своими наблюдениями от митингов на Малой Садовой улице. Там, по его словам, людей задерживают особенно грубо.

  • Недавно я видел задержания на Малой Садовой, и у меня было стойкое ощущение, что людей хотят не только задержать, но еще и наказать, а наказание, как известно, назначает суд, – признался Толмачев.

Кроме того, Толмачев выразил надежду, что процедура согласования митингов будет проходить более оперативно.

  • Когда левые партии хотели провести митинг у метро "Международная", они подали заявку, получили отказ, – рассказал Толмачев. – Они обратились в суд. Суд не успел вынести решение до даты проведения мероприятия. В итоге люди обратились к полиции с тем, что все равно будут проводить его, не нарушая общественный порядок. И все равно были задержаны. Я бы очень хотел, чтобы скорее была принята норма, согласно которой суд обязан реагировать на подобные обращения до заявленной даты проведения акции. Если это примут, то ряд проблем сразу исчезнет. <…>

Самая горячая полемика, завершившаяся небольшим скандалом, разгорелась вокруг взаимной агрессии митингующих и петербургской полиции. Смяцкий посетовал на то, что его подчиненные и коллеги регулярно сталкиваются с неприязненным отношением к себе, которое выражается, в частности, в провокационных лозунгах. Присутствовавший в зале адвокат Динар Идрисов, прервав силовика, напомнил ему об эпизоде, произошедшем во время ЛГБТ-митинга в 2012 году с активистом Даниилом Кеном. Идрисов заявил, что тогда Даниил Кен был избит лично Смяцким.

  • А разве в сотрудника полиции можно плевать? – рассердился Смяцкий. – Или приставать к нему со своими радужными ленточками? Я нормальный человек, нормальной ориентации.

В зале возникла перепалка, Идрисов требовал от Смяцкого признания во лжи, из-за чего организаторы встречи приняли решение ее прекратить. Стоит добавить, что один из заявленных участников семинара, начальник отдела развития и координации многоуровневой системы профилактики правонарушений комитета Смольного по вопросам законности, правопорядка и безопасности Николай Струментов не удостоил журналистов своим вниманием ни 18 марта, ни двумя днями позже. В обоих случаях Струментов, к которому сотрудники СМИ подготовили большое количество вопросов, сообщал о своей занятости непосредственно перед началом мероприятий, одно из которых вынужденно не состоялось».

практика

Приведением крымской полиции к российскому знаменателю займется бывший начальник полиции Подмосковья

«Ведомости», 4 апреля:

«Адаптацию правоохранительных органов Крыма «к принципам деятельности российской полиции» координирует бывший начальник ГУ МВД Подмосковья Николай Головкин. Об этом «РИА Новости» сообщил представитель пресс-центра МВД. Головкин руководил подмосковной полицией с апреля 2001 г. по конец января 2014 г. Сейчас он является помощником министра Владимира Колокольцева».

Отчет члена московской ОНК об осмотре ОВД после задержаний на массовых акциях

блог Анны Каретниковой, 3 марта:

«Матрасы не увидела я в ОВД "Пресненский". То есть увидела на камеру два матраса. А в камерах от 5 до 9 человек. Информирую, что одеяло - это не матрас. Мне вообще не понравилось, что я увидела в ОВД "Пресненский". Сначала я увидела там ответственного от руководства Антонова Антона Петровича, начальника розыска, как он представился. Матрасы не разыскал. Не разыскал и горячее питание, которое должно предоставляться задержанным, но что-то не предоставляется. Антон Петрович считает, что это не его проблемы. И вообще держался поначалу несколько высокомерно и нервно. Через всего-то час перестал держаться высокомерно и вообще держаться, даже нервно, и вспомнил, что "мы все тут нормальные люди". Задержанных, однако, из отдела отпускать отказался всё равно, приговаривая, что он так страхуется, страхуется и не может иначе. Ну что сказать? Не можете соблюсти права задержанных - отпускайте. Вы по закону их не обязаны держать. Можете держать - можете не держать. Не хотите идти навстречу? И не надо тогда пытаться добиться нашего понимания. Зачем административно задержанных посадили в КСЗ? А зачем врете, что это - КАЗ? <…>

ОВД "Таганский". Вынимаем оттуда журналиста. Остальных - не отдают. Ваше право. Но они ночуют в КСЗ. Ну хорошо, не закрываете вы туда дверь... а что от этого меняется? Зачем держите там административно арестованных? Нет такого права у вас по федеральному закону. В камерах - тьма. В плане - света нет. Это - нарушение. В санузле света нет. Чего уж удивляться антисанитарии? И такие: ой, у нас тут журналист? о, Боги! а что ж он нам не сказал? Мы ненавидим удерживать журналистов! Да отпустить его тотчас! Вот прям при вас... Слушайте, что такое? Вам десять раз звонили и сказали, что у вас в ОВД - журналист. Вот его главный редактор. Вот адвокат, который к вам десять минут назад приходил и говорил, что у вас в ОВД - журналист. Вот - сам журналист, который документ показывал, что он - журналист, а вы его документ изъяли при водворении в КАЗ. Мы к вам пришли всей делегацией. У вас запись входящих звонков ведется? Ну да. Давайте запросим ее. А надо?.. (блин... ваша цель - чтоб меня уволили?) Нет. Ответ - предыдущий. Не-не, всё, журналист, всего доброго, до свидания».

Главный редактор газеты «Северная Калмыкия» требует наказать полицейских, изъявших тираж за статью о Крыме

«NEWSru.com», 26 марта:

«Полицейские в городе Элиста изъяли целый тираж газеты "Современная Калмыкия" из-за опубликованного в ней материала о Крыме, в котором сотрудники правоохранительных органов усмотрели экстремистские призывы. Возмущенный действиями полиции главред издания Валерий Бадмаев подал заявление в республиканский Следственный комитет, требуя привлечь стражей порядка к уголовной ответственности. Свежий тираж "Современной Калмыкии" 14 марта 2014 года был доставлен на квартиру одного из товарищей главного редактора издания, поскольку у газеты временно нет офиса, сообщается на странице журналиста в Facebook. С 15 марта планировалось начать распространение газеты по республике. В новом номере, в частности, было опубликовано обращение киевского профессора Владимира Горбатенко к общественности и деятелям науки и культуры России "с разъяснением его позиции по поводу возможного ввода российских войск в Украину, а также его просьба подписать это обращение". "Данный материал я прочел в Facebook, подписал его, а затем принял решение опубликовать в газете", - пояснил Бадмаев. Но читателям не суждено было ознакомиться с позицией профессора Горбатенко по Крыму. "Поздно вечером, после 21 часа позвонил Батр и сообщил, что у него дома менты и они собираются изъять находящиеся в квартире газеты. Я срочно помчался к нему возмущенный этой новостью. Когда вошел в квартиру увидел Батра, Басана и человек 6-7 посторонних незнакомых мне людей, как минимум половина из них была в полицейской форме", - пишет главный редактор калмыцкой газеты (здесь и далее орфография и пунктуация - авторская. - Прим. NEWSru.com). Под ложным предлогом полицейские проникли в квартиру, где находились 7 тысяч экземпляров газеты. "Скажу честно, я с "гостями" Батра не церемонился, сразу заявил, что они действуют незаконно и вообще могут катиться на все четыре стороны. Поскольку мы находились в квартире, т.е. не в общественном месте, я не стеснялся в выборе выражений. К тому же я был убежден (и сейчас не поменял своего мнения), что никакого законного права, врываться в квартиру и забирать тираж частной газеты, у ментов не было", - рассказывает Бадмаев. В результате главного редактора отправили в местное отделение полиции, а весь находившийся в квартире тираж газеты изъяли. Бадмаев провел ночь в "обезьяннике", после чего ему был выписан штраф в размере 500 рублей за оскорбление сотрудников полиции».

Московский полицейский попытался съесть взятку

«Газета.Ru», 4 апреля:

«В Москве задержан офицер полиции, пытавшийся съесть 160 тыс. руб., полученных им в качестве взятки, сообщает «Интерфакс» со ссылкой на источник в правоохранительных органах. По предварительным данным, сотрудник уголовного розыска ОМВД по Бескудниковскому району вымогал 160 тыс. руб. от гражданина за непривлечение его к уголовной ответственности. После получения денег он заметил оперативников отдела собственной безопасности и закрылся в своем автомобиле, где попытался съесть купюры, уничтожив таким образом улики. Оперативники разбили стекло автомобиля и задержали капитана полиции».

полиция изнутри

Заместитель начальника полиции Качканара (Свердловская область) покончил с собой, перед этим ему предложили уволиться

«Четверг», 20 марта:

«Выдержка из записки

«Лишь в самый последний момент я понял, что система поимела нас всех и столкнула лбами две силы. Я - не лгун и не предатель. Свято верил в то, что поступаю правильно. А то, как теперь можно истолковать мои поступки, - это другое дело. Но теперь я понимаю, что система победила. Я твердо знаю и верю, что не продал ни одной крошки наркотиков, не взял ни одной взятки и не написал ни одной анонимки. А вывернуть можно все, что угодно, и как угодно. Я оказался слабее, точнее не так хитер. Простите меня мама, папа, сын и все мои любимые. Но поймите, что вся эта мясорубка и беспредельщина кому-то нужны. Для вас я сделал все, но не вывез коляску. Система победила. Интерпретируйте верно. Вывернуть можно все, как угодно. Я - офицер. Будьте и вы мужиками!».

Ранее на майора полиции, как удалось выяснить, было написано несколько анонимных жалоб - неизвестные обвинили его в «крышевании» наркоторговцев и бандитов. Однако служебная проверка ничего не выявила. <…> Один из бывших сослуживцев майора уверен: произошедшее - жесточайшая недоработка ведомственного психолога и непосредственного начальника майора, поскольку заметить неладное можно было давно:

  • Это началось не месяц и не два, - объясняет он. - Говорят, что накануне самоубийства ему поступило предложение от областного руководства написать рапорт об увольнении «по собственному желанию».

Официальные источники пока не подтверждают и не опровергают этот факт».