Свобода собраний: дайджест СМИ (2—8 июня 2014 года)
система
«Amnesty International» опубликовала доклад о нарушениях права на свободу собраний в России
сайт «Amnesty International», 3 июня:
«Проблемы с соблюдением прав на свободу выражения мнений, собраний и объединений существуют в России давно. Однако в течение двух лет, прошедших с момента инаугурации и вступления Владимира Путина на пост президента в третий раз в мае 2012 года, посягательства на них стали происходить практически непрерывно. Поправки к законам привели к закручиванию гаек в уже и без того жестких правилах. При этом как новые, так и старые законы применяются так, что возможность реализации права на свободу мирных собраний все более ограничивается, и при этом значительно выросли как наказания за их нарушение, так и круг тех, к кому они применимы. <…> За последние два года большинство акций протеста в России
либо проходили со строгими ограничениями, либо запрещались и разгонялись. В то время как прокремлёвские митинги (зачастую организованные властями) проводятся на центральных площадках крупных городов, акции оппозиции было вытеснены с оживлённых улиц и центральных площадей. Проправительственные активисты имели возможность свободно препятствовать демонстрантам, а в некоторых случаях и прибегать к открытому запугиванию и насилию в отношении протестующих.
Те, кто продолжает пытаться проводить публичные акции протеста, сталкиваются со всё большими сложностями при прохождении процедуры их согласования, и всё более суровыми наказаниями – от непомерных штрафов до продолжительного ареста. Спонтанный протест фактически объявлен вне закона. На рассмотрение Думы был вынесен – и 20 мая 2014 года одобрен в первом чтении – законопроект, предлагающий новые ограничения, связанные с введением уголовной ответственности за повторные нарушения правил организации или проведения публичных мероприятий».
Лимонов о ситуации со свободой собраний в контексте согласования акции в рамках «Стратегии-31» в Москве
«Русская служба новостей», 3 июня:
«Конечно, мы не считаем, что мы добились свободы собраний в России. Даже в Москве мы её не добились. Это я говорю во всеуслышание, но мы добились одного митинга пока. <…> Я не думаю о других местах, например. Все проводят в других местах, а вот как раз сделать так, чтобы это площадка была для открытых партийных собраний, собраний граждан, народного вече, чего угодно, она теперь для всего годится, потому что за ней намоленных пять лет. Там людей хватали, избивали. Мохнаткин второй раз уехал в тюрьму, сейчас его судят.
[Мария] АНДРЕЕВА: Пишут, что Вы обхитрили власть, потому что заявили организаторами митинга не себя, а других.
Э. ЛИМОНОВ: Это было старое предложение господина [руководителя департамента региональной безопасности Москвы Алексея] Майорова лета 2012 года. Он тогда говорил: «Хотите, подайте уведомление на бланке буквально другой России [видимо, «Другой России»]. Хотите, напишите, что эти люди как заявители, что они по вашему разрешению являются заявителями». Небывалые вещи. Им так хотелось избавиться от этого клинча. Но тогда мы посчитали, что мы не готовы к такому предложению.
М. АНДРЕЕВА: Вы всегда защищаете 31 статью Конституции. Почему именно её? Почему не другие?
Э. ЛИМОНОВ: Вы знаете, невозможно объять необъятное, как говорил один известный автор Козьма Прутков, по-моему. Это раз. Во-вторых, я считаю, что это большая беда российской оппозиции, что она не развивает какую-то одну тему, а буквально бегает и чего-то кричит. И никто даже не в состоянии вспомнить, что кричат. Я считаю, что свобода собраний – это фундаментальная, одна из основных свобод, потому что когда есть свобода собраний, то на этом месте, где ты уведомил власть, ты соберёшься, и ты можешь осуществить и свободу слова и что угодно. Это очень важная свобода, поэтому мы за неё взялись. На рожон мы не лезли, мы не заявили, что мы будем защищать свободу собраний на Красной площади. Это был бы сразу, разумеется, отказ. Хотя мы выбрали площадь достаточно изолированную, которая находится сравнительно далеко от всяких административных горячих точек столицы. И надеялись, что нам удастся убедить власть, чтобы получить эту площадь. Но вот видите пять лет ушло».
О нарушениях запретов, связанных со свободой собраний
«Антон, 27 лет, психолог
Нарушает: ст. 20.2 КоАП РФ
Причина: любовь к людям и нелюбовь к несправедливости
Я нарушаю несколько запретов, в частности запрет на непроведение не согласованных с властями массовых мероприятий. За последнее время побывал на двух акциях: у суда, когда выносили приговор по «Болотному делу», а потом на Манежной площади, где собрались несогласные с решением судей. Мне казалось это необходимым и осмысленным, я считал нужным поддержать осужденных и выразить им свою солидарность. На Манежке я не выкрикивал лозунгов, не вел себя вызывающе, но меня все равно задержали, отвезли в ОВД и потом приговорили к штрафу в 10 тыс. руб. Я не считаю правильным избегать последствий своего решения пойти на площадь, поэтому штраф заплачу».
практика
В Москве задержаны участники акции в поддержку обвиняемых по «Болотному делу»
«На Манежной площади задержаны пятеро участников акции в поддержку болотных узников. Об этом сообщает корреспондент "Граней". Полицейские проводили в автозак людей в футболках с фотографиями политзаключенных. Всего на площади собралось около 50 участников акции. Некоторые стояли в одиночных пикетах. Один из них держал плакат "Путин - позор России!". Как сообщает ОВД-Инфо, задержаны Марк Гальперин, Павел Кузнецов, Павел Капитонов, Маша Рябикова и один неназвавшийся. Около полуночи четверых активистов отпустили, составив протоколы по статье 20.2 КоАП (нарушение правил проведения митинга). Кузнецова оставили в полиции на ночь, ему вменили статью 19.3 (невыполнение законных требований полиции), которая предусматривает до 15 суток ареста. Позднее стало известно, что Кузнецова приговорили к аресту на семь суток. На этой неделе активист сообщил, что к нему на работу приходили сотрудники спецслужб и угрозами пытались склонить к сотрудничеству. Кузнецов работает на оборонном предприятии»
ОВД-Инфо об аресте Павла Кузнецова
Прокурор Крыма предлагает установить ограничения для проведения массовых мероприятий
«Прокурор республики Крым Наталья Поклонская инициировала перед Советом министров вопрос о разработке региональных нормативных правовых актов, устанавливающих места проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований. По информации ее ведомства, такими нормативно-правовыми актами должны стать региональный закон о проведении собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований в Республике Крым и порядок использования специально отведенных мест для проведения публичных мероприятий. Их разработка вызвана необходимостью установить четкие правила, которые бы, с одной стороны, способствовали реализации конституционного права граждан собираться мирно, проводить различные акции, а с другой, гарантировали бы безопасность мероприятий. Также немаловажным фактором при выборе мест было названо то, что проведение акций не должно иметь негативных последствий в виде нарушения функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры».
В Крыму снят запрет на проведение массовых мероприятий
«6 июня в Крыму перестал действовать запрет на проведение в регионе массовых мероприятий <…>. Уже в пятницу, 6 июня в городах Крыма состоятся праздничные массовые мероприятия, приуроченные к 215-й годовщине со дня рождения Александра Пушкина и празднованию Международного дня русского языка. Также на полуострове активно ведется подготовка к празднованию Дня России, который отмечается 12 июня».
Прокуратура Екатеринбурга объявила главе администрации города предостережение о недопустимости нарушения закона при проведении митинга
«Прокуратурой области во исполнение поручения заместителя Генерального прокурора РФ Пономарёва Ю.А. организованна проверка многочисленных публикаций СМИ об угрозе возникновения происшествий, связанных с нарушением общественного порядка, воспрепятствованием нормальной работе транспорта, а также объектов социальной и бытовой сферы в ходе запланированных на 6 июня 2014 года массовых публичных мероприятий на территории г. Екатеринбурга. Прокуратурой г. Екатеринбурга в целях недопущения нарушений закона, связанных с превышение норм предельной заполняемости мест, отведенных для проведения публичных мероприятий, исключения возникновения конфликтных ситуаций и обострения социальной напряженности в период проведения шествий и митингов, их организаторам, а также главе Администрации г. Екатеринбурга Якобу А.Э. объявлены предостережения. Одновременно с этим, в адрес руководителей правоохранительных и исполнительных органов области направлены требования о необходимости незамедлительно организовать и провести комплекс мероприятий, направленных на предотвращение массовых беспорядков, нарушений общественного порядка при проведении публичных мероприятий».
И губернатор объявил
«Эхо Москвы в Екатеринбурге», 5 июня:
«Евгений Куйвашев рекомендует принять меры по организации охраны правопорядка на митинге 6 июня, - сообщает Департамент информполитики. Общественные организации, поддерживающие мэрию, обещают в честь Дня России вывести в 15 часов на Площадь 1905 года до 20 тысяч человек. Такие массовые акции можно устраивать, только если администрация города гарантирует отсутствие ЧП и проблем для пешеходов и транспорта, сказано в письме. Ранее власти Екатеринбурга объявили, что дороги перекрывать не станут, а представители организаторов из городской общественной палаты объявили, что на митинге возможны провокации. В преддверии возможной реформы местного самоуправления в Екатеринбурга обострилось противостояние областных и городских властей».
О принуждении к митингу, организованному мэрией Екатеринбурга
«В районные администрацииг высылаются разнарядки – и пошли собирать народ "с детсада по сосенке"! Накануне митинга "в поддержку Владимира Путина" в редакции екатеринбургских СМИ пришло достаточно много сигналов от врачей, учителей, работников дошкольных учреждений о принудительном приводе на центральную площадь города. Дошло до смешного: как рассказывают источники, один из "друзей мэрии" отправил на митинг сотрудников дорогого парикмахерского салона! <…> Уральский полпред президента РФ Игорь Холманских пару недель назад возмущался митингом протеста, в котором 2 тысячи екатеринбуржцев высказали возмущение неудовлетворительной работой мэрии, у которой нет сил отремонтировать дороги, навести порядок в ЖКХ, остановить точечную застройку уральской столицы. И потребовали отставки сити-менеджера. А что наместник главы государства скажет по поводу того, что в разгар рабочего дня бюджетников и студентов колоннами погнали защищать сити-менеджера Александра Якоба? Для маскировки одев на горожан футболки "Мы за Путина". Быть может Владимир Владимирович попросил мэрию Екатеринбурга защитить его от антироссийских активистов, чьи акции традиционно посещает мэр Евгений Ройзман? По оценкам очевидцев, митинговое позорище 6 июня, которое без сомнения ударило по репутации демократичного Екатеринбурга, обошлось в десятки миллионов рублей. Арифметика незамысловатая: зарплата за полдня 5 тысяч бюджетников, расходы полиции по обеспечению безопасности, вознаграждение молодым "волонтерам". Плюс немалые расходы на изготовление транспарантов, футболок, флагов. Огромная сцена с артистами – тоже не бесплатное удовольствие. Уважаемый Игорь Рюрикович, а не хотите ли вы поручить прокуратуре проверить – кто и сколько потратил на митинг под лозунгом "Мы за Якоба"? В районных администрациях есть перечень – кто из бюджетников маршировал по городу вместо того, чтобы находиться на своем рабочем месте».
В Пермском крае появились «гайд-парки»
«В Перми митинги и пикеты можно проводить на части эспланады, в Парке камней и перед зданием на Комсомольском проспекте, 79. Норматив "плотности" любого мероприятия - два человека на квадратный метр. Об этом сообщается в перечне специально отведенных мест для проведения публичных мероприятий. Документ, полученный от администрации губернатора, опубликован на сайте Уполномоченного по правам человека в Пермском крае. Всего мест для несогласованных с властями акций в Пермском крае 48. Уведомление все же необходимо, чтобы исключить проведение нескольких мероприятий на одной площадке в одно время, сообщает пресс-служба омбудсмена. В муниципалитетах края многие из перечисленных площадок способны вместить по несколько тысяч участников акций. На Соборной площади в Кунгуре могут собраться 14698 человек, на Воскресенской площади в Соликамске – 10584 человека, на площадке между улицами Ленина и 8 марта в Барде – 16040 человек, на Праздничной площади в Кочево – 18 тысяч человек, возле администрации Куединского района – 31800 человек, в Неволино Кунгурского района – 19200 человек, перед зданием администрации Осинского района – 14400 человек, в Чернушке – 10100 человек. Своеобразным «чемпионом» выступает Большая Соснова. На территории березовой рощи в этом селе можно провести митинг или пикет численностью в 54202 человека, что в несколько раз превышает численность населения самого райцентра».
Верховный суд признал законным запрет на проведение гей-парада в Москве
«…Верховный Суд России отказал основателю движения Московского гей-прайда Николаю Алексееву в пересмотре судебных решений о запрете публичных акций гей-прайда в столице в мае 2013 года. Согласно информации, размещенной на сайте Верховного Суда, в минувший вторник 3 июня высший суд отклонил надзорную жалобу Николая Алексеева, отказав в ее передаче на рассмотрение Президидума Верховного Суда. В прошлом году высший суд уже принимал аналогичное решение по поводу запрета Московского гей-прайда в 2012 году».
Запрет прошлогоднего гей-парада в Москве обжалован в Европейском суде по правам человека
«Во вторник 3 июня основатель движения Московского гей-прайда Николай Алексеев обжаловал в Европейском Суде по правам человека запрет столичных властей на проведение двух шествий и двух митингов 8-го Московского гей-прайда, планировавших в мае 2013 года. В своей жалобе в Страсбургский Суд гей-активист потребовал признать факты нарушения российскими властями трех статей Европейской конвеции о защите прав человека и основных свобод - статьи 11 (право на свободу собраний), статьи 13 (право на эффективное средство судебной защиты) и статьи 14 (запрет дискриминации). Напомним, что в конце апреля этого года Николай Алексеев обжаловал все вынесенные по делу о запрете прошлогоднего Московского гей-прайда судебные решения в надзорном порядке в Верховном Суде России, который 6 мая зарегистрировал жалобу, но пока не вынес свой вердикт по данному делу. Проведение шествий и митингов гей-прайда в Москве планировалось 25 и 26 мая 2013 года, но Правительство Москвы отказало в их согласовании, сославшись на невозможность обеспечения безопасности участников, а также возможный подрыв нравственности несовершеннолетних. Тверской районный суд Москвы признал запреты законными своим решением от 19 июля прошлого года, а Мосгорсуд отклолил апелляционную жалобу организатора 6 декабря 2013 года. 25 февраля этого года судья Мосгорсуда отказала в передачи кассационной жалобы заявителя для рассмотрения в Президиуме суда, после чего у Николая Алексеева появилась возможность обратиться с надзорной жалобой в Верховный Суд РФ».
Лидер московского гей-прайда пожаловался в Генпрокуратуру на главу администрации Костромы из-за систематических нарушений последним судебных решений о проведении шествий и митингов
«…основатель движения Московского гей-прайда Николай Алексеев в понедельник 2 июня направил в Генеральную прокуратуру РФ заявление с требованием привлечь главу Администрации города Костромы Виктора Емца к уголовной ответственности за систематическое воспрепятствование проведению в городе шествий гей-прайдов и других публичных мероприятий ЛГБТ-сообщества в нарушение судебных вердиктов. В жалобе отмечается, что Виктор Емец лично ответственен за отказы в согласовании ЛГБТ-мероприятий на протяжении последних лет, в связи с чем должен быть привлечен к уголовной ответственности по статье 149 Уголовного кодекса РФ за воспрепятствование реализации конституционного права на свободу собраний должностным лицом при исполнении служебных обязанностей. По словам Николая Алексеева, “149 статья Уголовного кодекса пока ни разу фактически не применялась, но господин Емец является термоядерным кандидатом. Каждый раз, когда мы подаем заявки на проведение своих мероприятий и соглашаемся с предложениями костромских властей о переносе места, акции запрещаются в последний момент после возведения каких-то потемкинских деревень. Вот и в этот раз придумали проблему с канализацией”. Николай Алексеев заметил, что “несмотря на судебное решение Президиума Костромского областного суда в нашу пользу, власти Костромы продолжают саботаж и неисполнение требований судебной власти”».
В Мурманске суд обязал власти устранить нарушения в связи с запретом пикета
«Как сообщил «7x7» правозащитник Александр Передрук, Октябрьский районный суд Мурманска в полном объеме удовлетворил требования активистов, связанные с запретом пикета солидарности с независимым профсоюзом, и обязал власти устранить нарушения. При этом в аналогичной ситуации по второму подобному случаю суд нарушений не нашел. Напомним, еще в марте и апреле этого года группа молодежи левых политических взглядов подала уведомления на проведение публичных мероприятий с целью выражения солидарности с независимым профсоюзом ТЭКОС около памятника Кириллу и Мефодию. Однако власти пикет не согласовали. В первом случае предложили перенести его ближе к территории предприятия. По их мнению, это больше бы соответствовало цели мероприятия. При этом конкретного места администрация не предложила. Во втором случае мероприятие предлагалось провести в гайд-парке. Активисты с таким решением не согласились и с помощью юриста Регионального молодежного совета по правам человека Мурманской области обратились в суд с требованием признать действия властей незаконными.
— В первом деле суд принял единственное верное решение и признал действия властей противоречащими закону, — пояснил Александр Передрук после вынесения резолютивной части решения. — Однако вторую жалобу суд не удовлетворил, по каким причинам — мы не знаем, но предполагаю, что это связанно с нормой регионального закона, обвязывающей дополнительно подавать копию уведомления в органы власти, находящиеся вблизи места проведения акции.
Такая ситуация правозащитников не устраивает, и они не исключают возможности оспаривания не только конкретного запрета, но и самого закона».