Дата
Автор
Скрыт
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Политпрессинг: дайджест СМИ (7—13 августа)

«Болотное дело»

Ярослав Белоусов, этапируемый в Ставропольский край, находится в одном из СИЗО Волгограда

«Радио Свобода», 13 августа:

«Ярослав Белоусов был этапирован из московского следственного изолятора "Матросская тишина" 5 августа. Его должны доставить в колонию в Ставропольском крае, однако сейчас он находится в СИЗО в Волгограде. Защита Ярослава Белоусова обеспокоена его состоянием здоровья, поскольку он страдает рядом заболеваний. В частности, во время слушаний в Мосгорсуде прошлым летом, Белоусову вызывали скорую помощь, он жаловался на проблемы с давлением, а за последние месяцы у него сильно ухудшилось зрение – упало до минус 13. Условия содержания Ярослава Белоусова в волгоградском СИЗО попытались выяснить местные правозащитники. Попасть к фигуранту "Болотного дела" попытался председатель правления Волгоградской организации социальной и правовой защиты осужденных и заключенных под стражу, эксперт общероссийского движения "За права человека" в Южном Федеральном округе Игорь Нагавкин. Однако, и.о. начальника управления ФСИН России по Волгоградской области Валентин Ришовский сказал, что не даст правозащитнику своего согласия на посещение Белоусова (несмотря на то что тот имеет на это право), но пообещал взять ситуацию с содержанием осужденного под личный контроль, сообщил Игорь Нагавкин. Правозащитник подтвердил, что у Ярослава забрали аппарат для измерения давления, поскольку по правилам внутреннего распорядка данный прибор не может находиться у осужденного в камере, но, по словам представителей УФСИНа, он получает необходимые медикаменты. На вопрос, один ли содержится Белоусов или нет, Игорь Нагавкин ответил, что вероятнее всего, он находится в общей камере. <…> Сейчас в Волгограде стоит аномальная жара – под 40 градусов, поэтому можно представить, какая температура в закрытом некондиционируемом помещении. Ярослав Белоусов пробудет в Волгограде до следующей недели, точная дата его этапирования не известна. Далее его отправят в колонию в Ставропольский край, поскольку он прописан в Минеральных Водах. <…>

Адвокат Белоусова Дмитрий Аграновский в интервью Радио Свобода отметил, что не понимает, зачем в этой ситуации его подзащитного, страдающего рядом заболеваний, надо было отправлять по этапу:

– Белоусов сейчас находится в Волгограде, в тяжелых условиях, в жаре, в духоте. Мне неофициально сообщили, что он даже терял сознание, не знаю, насколько это правда. Он сейчас еще только на пересылке, а 9 сентября ему освобождаться. Его перспективы прибытия в Ставрополь не ясны, то есть может получиться, что он будет кататься практически до своего освобождения. Разве это не является бесчеловечным обращением? Не только с точки зрения Европейской конвенции, но и с точки зрения наших законов. Молодой человек с идеальными характеристиками, с идеальнейшими. У него ужасная ситуация со зрением, у него ребенок маленький. Какая была необходимость его так мучить? Чтобы свести счеты с ним, за то, что у него срок меньше всех? Я этого не могу понять с разумной точки зрения. В моей практике за 18 лет работы не было ни одного случая, чтобы отправляли в колонию раньше, чем через месяц после вступления приговора в силу. Отправляли через два, через три. Тут, видимо, кто-то отдал такой приказ: пусть покатается, – полагает Дмитрий Аграновский.

Преображенский суд Москвы на 22 августа назначил рассмотрение ходатайства об условно-досрочном освобождении Ярослава Белоусова. Прошение об этом защита осужденного подавала еще в конце июня, однако только 12 августа ходатайство поступило в Преображенский суд:

– Мне позвонили из Преображенского суда и сказали, что к ним поступило мое ходатайство об УДО, – рассказывает адвокат Дмитрий Аграновский. – Примерно месяц назад в Тверском суде меня заверили, что через день его курьерской почтой доставят в Преображенский суд. Месяц оно где-то находилось, не знаю где. Сейчас мне предложили ходатайство отозвать в связи с тем, что Белоусова отправили по этапу. Я сказал, что не буду его отзывать. Они спросили, куда тогда его переправлять. А разве это ко мне вопросы? Разве я его этапировал? В общем, они тоже оказались в затруднении, перезвонили мне через какое-то время и сказали, что рассмотрение ходатайства назначено на 22 августа. Раз уж так получилось, то результаты рассмотрения ходатайства я приложу к нашему досье в ЕСПЧ.

Дмитрий Аграновский не исключил, что решение по этому ходатайству будет техническим и, возможно, суд отправит материалы дела в какую-то другую инстанцию».

судебное преследование

Адвокаты Олега Сенцова и Александра Кольченко, вывезенных из Крыма и обвиненных в подготовке теракта, предлагают обменять их на граждан России, арестованных на территории Украины

«Дождь», 13 августа:

«Адвокаты Олега Сенцова и Александра Кольченко, задержанных по подозрению в подготовке терактов в Крыму, предложили властям России и Украины обменять их подзащитных на граждан России Марию Коледу и Андрея Стенина (фотокорреспондент агентства «Россия сегодня»), арестованных в Украине. Текст обращения адвокатов Дмитрия Динзе, Светланы Сидоркиной и Владимира Самохина, адресованного президентам России и Украины Владимиру Путину и Петру Порошенко, поступил в среду, 13 августа, в редакцию «Дождя». Кроме Сенцова и Кольченко, адвокаты предлагают российской стороне передать Украине задержанных вместе с ними украинцев Алексея Чирния и Геннадия Афанасьева, а также летчицу ВВС Украины Надежду Савченко, которую в России обвиняют в пособничестве в убийстве корреспондента «Вестей» Игоря Корнелюка и видеоинженера ВГТРК Антона Волошина. Авторы обращения уточнили, что предлагают «осуществить обмен с учетом согласия обвиняемых и с обязательством провести расследования второй стороной после обмена», назвав перечисленных людей «заложниками сложившейся политической ситуации». «Что касается наших подзащитных — Олега Сенцова и Александра Кольченко, то даже по версии следствия они не совершали никаких актов насилия, и от их действий никто не пострадал», — отмечают адвокаты (пунктуация авторская — «Дождь»)».

Даниилу Константинову продлили срок содержания под стражей

ИТАР-ТАСС, 7 августа:

«Чертановский суд Москвы продлил до 16 ноября арест националисту Даниилу Константинову, обвиняемому в убийстве. Об этом сообщает корреспондент ИТАР-ТАСС из зала суда. "Выслушав мнения сторон, суд постановил удовлетворить ходатайство гособвинения в продлении срока содержания под стражей подсудимому, до 16 ноября", - говорится в решении суда. 27 мая 2014 года Чертановский суд продлил Константинову содержание под стражей на 6 месяцев - до 16 ноября. Однако сторона защиты обжаловала данное решение в Мосгорсуд с требованием сократить срок ареста до 16 августа. В общей сложности он провел под стражей около 2,5 лет. Оглашение решение судьи прошло в закрытом для прессы и общественности режиме. В ходе заседания защита ходатайствовала об освобождении Константинова под залог в 1 млн руб. Также за него поручились правозащитник Лев Пономарев, писательница Алина Витухновская, левая активистка Дарья Митина - все они дали положительную характеристику Даниилу Константинову. Однако судья Юлия Че[р]никова поддержала ходатайство прокурора о продлении ареста Константинову на 3 месяца. Обвинение мотивировало необходимость продления ареста тем, что подсудимый может скрыться от суда, либо уничтожить вещественные доказательства или иным образом помешать объективному разбирательству».

Евгений Витишко пожаловался в ЕСПЧ на нарушение свободы слова

РАПСИ, 13 августа:

«Эколог Евгений Витишко, осужденный на три года по уголовному делу о порче забора возле объекта, который защитники природы считают дачей губернатора Кубани Александра Ткачева, обратился в Европейский суд по правам человека с жалобой на нарушение свободы слова, об этом в среду сообщил РАПСИ его представитель Фуркат Тишаев. Инцидент, за который был осужден эколог, произошел в ноябре 2011 года. По данным следствия, Витишко и еще один защитник природы Сурен Газарян нанесли надписи оскорбительного содержания на металлическое ограждение в лесу. Экологи также демонтировали одну из секций забора, чтобы пройти на территорию, на которую, по их мнению, по закону должен быть обеспечен свободный доступ гражданам. Как заявляли экологи, надписи они наносили на забор вокруг "дачи Ткачева", для строительства которой, по утверждению защитников природы, был незаконно захвачен участок леса и вырубаются сосны, занесенные в Красную книгу. Пресс-служба администрации региона опровергала сведения о том, что этот коттедж и участок принадлежат главе Краснодарского края. В 2012 году Витишко был осужден на три года лишения свободы условно, однако Туапсинский горсуд в декабре 2012 года изменил ему наказание на три года колонии-поселения. В феврале этого года Краснодарский краевой суд отклонил апелляционную жалобу эколога. "В жалобе, направленной в ЕСПЧ, мы ссылаемся на то, что российские суды не оценили должным образом право заявителя свободно выражать свое мнение и критиковать власти, которое ему гарантирует Европейская Конвенция. Очевидным нарушением статьи 10 Конвенции является лишение человека свободы на 3 года за якобы нанесенные им на заборе слова критики в адрес властей. Отдельно мы поднимаем вопрос неправомерности самого преследования и наказания Витишко за его полезную общественную деятельность. В этом деле мы защищаем не только права заявителя, но также сам принцип свободы слова и права на публичное выражение своего мнения", - пояснил Тишаев».

внесудебное преследование

О выдворении американской правозащитницы из России

«Новая газета», 7 августа:

«У супруги председателя фонда «Институт развития свободы информации» Ивана Павлова неожиданно отобрали вид на жительство. Письмо от Управления федеральной миграционной службы по Петербургу и Ленобласти за подписью руководителя подразделения Елены Дунаевой супруги обнаружили в почтовом ящике 5 августа. Из документа, датированного 21 июля, следует, что вид на жительство, выданный супруге Павлова, американке Дженнифер Гаспар четыре с половиной года назад, аннулирован. В течение двух недель она должна покинуть страну, в которой прожила больше десяти лет, иначе ее депортируют. Мотивируя решение, УФМС ссылается на пункт 9 ФЗ «О правовом положении иностранцев», из которого следует — вид на жительство аннулируется в случае, «если иностранный гражданин выступает за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации, иными действиями создает угрозу безопасности РФ». Нехитрый подсчет дней показал, что «весточка» из УФМС дошла до супругов в последний день срока, установленного УФМС (то есть на сборы оставался всего один день). «Через полгода вид на жительство заканчивался, поэтому непонятно, что нам нужно было такого сделать, чтобы они не потерпели буквально несколько месяцев», — рассуждает Павлов. Супруги не намерены сдаваться без боя: получив бумагу из УФМС, Павлов на следующий же день обратился во Фрунзенский райсуд, чтобы оспорить решение, приостановить депортацию на время рассмотрения дела, а заодно выяснить — на основании каких данных было принято решение. И в чем, собственно, заключается выступление «за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации». «Ясно, что это инициатива ФСБ, у меня достаточно недоброжелателей в местном управлении, — говорит он. — Мы с Дженнифер очень толерантные, законопослушные люди, насилие в нашей семье запрещено, а нас выгоняют из страны — понятно, что никто из нас по отдельности никуда не поедет. Если суд все же встанет на сторону УФМС, то уедем с пятилетней дочкой (тоже гражданкой России, между прочим). А что делать? Против лома нет приема». Дженнифер Гаспар выполняла в основном функции консультанта, например, объясняя петербургским некоммерческим организациям, как написать запрос на грант, как привести устав организаций в соответствие с международными нормами, как оптимизировать структуру НКО или как собрать средства на проекты. Американка в России консультирует в основном организации, занимающиеся детьми и ВИЧ-инфицированными. «Также Дженнифер работала с Фондом развития Государственного Эрмитажа, — добавляет правозащитник. — Видимо, это, по мнению ФСБ, подрывает конституционный строй». По словам собеседника «Новой», он всю свою профессиональную жизнь защищал людей, которые проходили через подобные несправедливости: «Никогда не думал о том, что однажды придется пройти через это самому. Но говорят, что все то, что нас не убивает, — делает нас сильнее. Так что «спасибо, что живой». В УФМС по Петербургу в беседе с «Новой» подчеркнули, что решение принято на основании «документов, которые поступили из некоторых правоохранительных служб, работающих по определенным направлениям». «Действительно статья, по которой ее выдворяют, редко встречается, однако это не единичный случай даже за последние полгода», — сообщили «Новой» в пресс-службе УФМС, отказавшись ввиду конфиденциальности озвучить точное количество депортированных «подрывателей». Также в ведомстве добавили, что работают с «целым спектром правоохранительных органов, которые выносят разные акты». В ФСБ России заявили, что «понятия не имеют», в связи с чем аннулирован вид на жительство. «УФМС принимало решение — на них вся ответственность», — оборвали в ФСБ. В пресс-службе УФСБ по Петербургу и Ленобласти опять же переадресовали к УФМС. Когда в разговоре мы сослались на цитату из заявления пресс-службы УФМС о «документах, поступивших из правоохранительных служб, которые работают по определенным направлениям», в УФСБ отрезали: «Не уполномочен комментировать заявления УФМС».

«Телеграф», 12 августа:

«Дело рассматривает заместитель председателя Фрунзенского районного суда по гражданским делам Марина Мотова. Перед началом процесса секретарь судьи предупредила многочисленных журналистов пришедших на процесс – судья не разрешает стоять в зале и на процесс допустят только тех, кто сможет сесть. Представитель ФМС представиться и комментировать свою позицию для прессы отказалась. Оказалось, что госпожа Мотова заседает в крохотной комнатке, где есть только 5 мест для зрителей. Пришлось затащить еще одну скамейку из коридора и поставить два стула (на каждом теснились по два представителя прессы). Начала судья с рассмотрения ходатайства телеканала 100-ТВ и радиостанции «Эхо Петербурга» о разрешении аудиозаписи и видеосъемки процесса. Представитель ответчика - УФМС по Петербургу выступила против видеосъемки и судья после получасового перерыва удовлетворила просьбу миграционной службы. В дальнейшем процессе эта тенденция сохранилась – предложения госструктуры принимались, а ходатайства адвоката госпожи Гаспар - Сергея Голубка откланялись. Ему удалось только приобщить к делу копии свидетельства о браке Дженифер Гаспар и Ивана Павлова, свидетельство о рождении их дочери и свидетельство о праве собственности на квартиру в Петербурге. Как следует из отзыва на иск, решение об аннулировании вида на жительство госпожи Гаспар принималось миграционными властями в соответствии с заключением, полученным от УФСБ по Петербургу и Ленобласти от 18 марта 2014 года. «Как я понял, это было заключение, выданное в рамках рассмотрения заявления о предоставлении гражданства России моей доверительнице. В этих условиях считаю, что ФСБ должна быть привлечена в качестве заинтересованного лица, так как решение суда будет затрагивать права и обязанности ФСБ», - сказал в ходе процесса господин Голубок. Он считает, что если суд примет решение в пользу госпожи Гаспар, то и заключение ФСБ будет признано незаконным. «Нужно, чтобы люди в сером и темном выступили и объяснили, на основании чего это заключение давалось», - уточнил юрист. Представитель ФМС оказалась не в восторге от такого предложения: «Мы возражаем против данного ходатайства и считаем, что данное ходатайство при удовлетворении не послужит оптимальному решению дела», - сказала сотрудница миграционной службы. Она пояснила, что решение об отзыве вида на жительство было принято на основании сообщения ФСБ о том, что «имеются определенные обстоятельства и данная организация считает целесообразным аннулировать вид на жительство данной гражданке США». Без лишних раздумий судья Мотова отказала адвокату в привлечении ФСБ к делу. Тогда он попросил приобщить в качестве документа личное дело госпожи Гаспар из ФМС, так как там может быть заключение ФСБ, на основании которого принято оспариваемое решение. Оказалось, что сотрудники ФМС сами не видели этот документ, так как он имеет гриф «секретно». Тогда адвокат, ссылаясь на решение Конституционного суда, попросил истребовать и приобщить к делу заключение ФСБ, но и в этом ему было отказано. Тогда адвокат попросил судью отложить заседание по существу, так как ему необходимо время для ознакомления с документами представленными ответчиком. На это судья Марина Мотова отвела ему чуть больше суток, и процесс продолжится 14 августа».

Гражданские активисты Подмосковья заявляют о давлении на журналиста, сидящего в СИЗО

«Московский Совет», 11 августа:

«…Евгений Куркин был задержан 28 февраля 2014 года. По версии правоохранителей, будучи председателем правления ТСЖ «Парковая дом 8», Евгений Куракин, якобы, заказывал несуществующей компании проведение ремонта в доме. Однако данное уголовное дело было возбуждено еще в 2011 году в отношение неустановленных лиц. Правозащитники подчеркивают, что у следствия нет действительных доказательств данного обвинения, а активизация правоохранительных органов именно сейчас, спустя почти три года после возбуждения дела, связывают с общественной деятельностью Евгения Куракина. Гражданский активист выиграл судебный процесс против компании «Центрстрой». Суд обязал застройщика устранить весь брак при строительстве жилого дома Парковая, 8 в Реутове. После этого чиновники инициировали иск о ликвидации ТСЖ «Парковая дом 8» — что позволило бы застройщику уклониться от выполнения судебного решения. Параллельно, Евгений доказывал связь между городскими чиновниками и недобросовестными застройщиками, незадолго до ареста опубликовал статью о злоупотреблениях в МУП и ООО «Реутовская теплосеть». Уже в первый день задержания Евгений, по данным соратников, будучи доставлен в отдел полиции, в течение целого дня был лишен пищи и воды. Сегодня, когда правозащитник содержится в СИЗО-11 (Ногинск), прессинг в отношении Евгения Куракина продолжается. Так, 25 июля 2014 года он был помещен в карцер (в соответствии с постановлением № 1823). Поводом послужило, якобы, хранение им мобильного телефона, что запрещено правилами режима. Однако родные настаивают, что никаких запрещенных предметов у Евгения быть не могло. Учитывая, что многие заключенные российских следственных изоляторов, напротив, хранят у себя мобильные телефоны (в том числе делая звонки родным и правозащитникам), но не подвергаются взысканиям, гражданские активисты Подмосковья еще раз делают вывод, что на Евгения оказывается давление из-за его общественной деятельности. Отметим, что и в СИЗО Евгений Куракин не переставал заниматься правозащитной работой, помогая тем заключенным, которые оказались лишены квалифицированной юридической помощи или столкнулись с недобросовестными адвокатами».