Дата
Автор
Скрыт
Сохранённая копия
Original Material

Крупным российским операторам хочется заработать больше…

…Именно поэтому им не дают покоя Skype, Viber и другие подобные мобильные сервисы.

ОАО «Межрегиональный транзиттелеком» (МТТ) наряду с «Ростелекомом» и операторами «большой четверки» – МТС, «Вымпелкомом», «Мегафоном» и «Т2 РТК холдингом» (Tele2) – вырабатывает совместные меры по борьбе с «нелегальной международной телефонной связью (фрод)». Об этом «Ведомостям» рассказал заместитель гендиректора, руководитель бизнес-единицы Core МТТ Андрей Ажигиров. В частности, уже удалось договориться о том, что сотовые операторы будут пропускать на свои сети из сетей операторов местной связи звонки только с номеров, выданных этим компаниям Федеральным агентством связи (подмена номера оператором принадлежащего ему номера на чужой – один из признаков фрода), утверждает Ажигиров. Операторы действительно начали координировать усилия по борьбе с фродом, подтвердили представители «Мегафона», «Ростелекома», МТС и «Вымпелкома».

Согласно утвержденным государством правилам присоединения сетей электросвязи звонок из-за границы должен сначала пройти через сеть одного из российских операторов международной связи (например, «Ростелекома», МТТ или «Транстелекома»), затем через фиксированную зоновую сеть (или региональную сеть сотового оператора), а затем завершиться на местной телефонной сети. По словам Ажигирова:

«Зарубежные операторы при этом платят российским примерно $0,14 за минуту разговора, рассказывает Ажигиров. Есть несколько схем фрода, но все они сводятся к тому, что звонок из-за границы идет не по цепочке телефонных сетей, а через интернет-канал приходит на коммутатор местной связи или специальное устройство (шлюз для трансформации интернет-звонка в обычный звонок по сотовой сети) и маскируется под местный звонок. Таким образом, к примеру, мобильный оператор, чей абонент принимает вызов, получает не $0,14 за минуту переговоров, а 0,95 руб. (чуть более $0,01 по курсу ЦБ на прошлую пятницу): таков сейчас тариф на интерконнект при звонках с фиксированных на сотовые».

По оценке МТТ, по нелегальным схемам в Россию поступает около 40% международного телефонного трафика (около 80 млн минут в месяц). Очень приблизительно оборот так называемых бирж трафика, которые через посредников продают зарубежным операторам дешевые звонки в Россию, составляет около $4 млн в месяц, т. е. примерно $48 млн в год, предполагает Ажигиров.

МТТ оценивает ущерб, который наносит российским операторам международный фрод, примерно в $9,6 млн в месяц, т. е. более чем в $115 млн в год.

Крупные операторы, такие как МТС, «Мегафон», «Вымпелком» и Tele2, теряют в год до 90 млрд руб. из-за звонков с подменой номера, приводила в 2014 г. газета РБК слова эксперта компании «Инфосистемы джет» Василия Сердацкова.

В 2014 г. депутаты Госдумы Игорь Лебедев, Ярослав Нилов, Вадим Деньгин, Леонид Левин, Андрей Свинцов и Владимир Крупенников внесли на рассмотрение проект поправок в закон «О связи», предписывающий при вызовах на российские номера передавать в неизменном виде номер звонящего абонента. Участники рынка истолковали этот проект как косвенный запрет на звонки в Россию со Skype и других сервисов IP-телефонии, после чего рассмотрение документа было отложено – «чтобы снять напряженность», как сказал тогда Нилов.

В данный момент наиболее популярные сервисы ip-телефонии:

Skype Out

Google Hangouts

Viber

Facebook Messenger

Nimbuzz

FaceTime

WhatsApp

Мобильные мессенджеры уже давно стали головной болью операторов не только в России, но и по всему миру. Российские операторы, в частности — МТС, ещё в 2013 году обращались к Роскомнадзору и Минкомсвязи с просьбой обратить внимание на деятельность OTT-сервисов (так называемые Over The Top сервисы, осуществляющие доставку сигнала через интернет-канал) в России. Представитель МТС Ирина Агаркова жаловалась на то, что подобные проекты все чаще конкурируют с операторами, но при этом их деятельность никак не регулируется. МТС была бы рада, если бы регулятор рассмотрел вопрос о соответствии Skype и подобных ему компаний российским лицензионным требованиям: необходимо определить их статус как участников рынка:

«Ведь по сути, поставщики интернет-сервисов, не инвестируя в инфраструктуру связи, пользуются сетями, в сооружение которых операторы вложили огромные средства».

Она напомнила, что аналогичные меры уже принимались в ЕС: например, в марте 2013 г. французский регулятор телекоммуникационного рынка обратился в прокуратуру Парижа с требованием расследовать деятельность Skype, оказывающего в том числе услуги голосовой связи без лицензии. И действительно, в рамках программы Франции по контролю за деятельностью международных интернет-компаний французские прокуроры призвали провести расследование причин отсутствия у Skype регистрации оператора связи на территории страны. На компанию тогда ополчился независимый французский телекоммуникационный регулятор ARCEP заявивший, что вынужден был связаться с прокуратурой Парижа и доложить о том, что представители популярного мессенджера, принадлежащего Microsoft с 2011 г., проигнорировали несколько запросов с требованием зарегистрировать себя как электронного оператора связи. Претензия в основном касалась предоставления возможности вызова экстренных служб, а также передачи в распоряжение полиции и спецслужб своего трафика голосовых сообщения в случае необходимости.

Но российские представители крупного бизнеса и чиновники, когда касается их интересов, не любят разбираться в сути вопроса «А как там у них?», и просто в общих чертах обосновывают обывателю все свои запретительные меры в духе «Гляньте, у них тоже эти ваши мессенджеры давят». Однако, если хорошенько покопаться в пока ещё не совсем поддавшемуся разного рода «забвениям» Google, потом оказывается, что всё не совсем так (мягко говоря). Более того, полиция и люди в органах власти «у них там» пользуются мессенджерами без всяких ограничений. К примеру, даже во время теракта в Бельгии полиции пришлось перейти на WhatsApp — мы об этом упоминали в одной из недавних статей.

По-видимому, попытки «оседлать» мессенджеры в России будут продолжаться. В начале марта операторы подготовили законопроект, согласно которому сервисы мгновенных сообщений обязаны будут заключать с ними договоры, а пользователей сервисов приравняют к абонентам. Так что наслаждайтесь, уважаемые юзеры мессенджеров и ip-телефонии, свободой общения, пока методов эффективного госрегулирования этими программами связи ещё не разработано, ведь поскольку взгляд российских кормчих в последнее время развернулся на Восток, вполне вероятно, что опытом наших среднеазиатских соседей воспользоваться они всё же решатся.

Читайте также:

Началась атака на мессенджеры?

«Ростелеком» изобретает платный велосипед в мире бесплатных программ для общения

Узбекистан продолжает блокировать связь по популярным мессенджерам: Skype, Telegram, Viber, WhatsApp и другим

«Смартфон на замок!» — московским полицейским запретили пользоваться соцсетями и мессенджерами в служебных целях

«Аллё» пришёл «Светец»

_____