Original Material
«Это был не переворот, а какое-то шоу»: живущие в Петербурге турки — об Эрдогане, о массовых арестах и Путине

«Это был не переворот, а какое-то шоу»: живущие в Петербурге турки — об Эрдогане, о массовых арестах и Путине
На следующей неделе, 9 августа, в Петербурге встретятся президенты России и Турции — Владимир Путин и Реджеп Тайип Эрдоган. Это будет их первая личная встреча после конфликта из-за сбитого российского Су-24. За это время в самой Турции произошли теракты и попытки военного переворота. После неудавшейся революции по стране прокатилась волна арестов: власти задержали почти 26 тысяч человек, массово закрывают СМИ, предлагают подчинить армию напрямую Эрдогану и хотят вернуть смертную казнь. Почему в Турции боятся критиковать президента, как турки подавили попытку военного переворота и поддерживают ли они массовые аресты — «Бумага» поговорила с гражданами Турции, живущими в Петербурге.
«Бумага» пообщалась с более чем 70 гражданами Турции, живущими в Петербурге. Большинство из них сначала соглашались поговорить, но после вопросов о личном отношении к Эрдогану и последним его решениям они сразу же прекращали интервью, ограничиваясь фразами вроде «Я не интересуюсь политикой, я просто за мир во всем мире» и «Сейчас не лучшее время, чтобы разговаривать о турецкой политике». Один из них пояснил, что боится разговаривать, так как Турция очень жестко контролирует въезд и выезд из страны. Открыто говорить о политике Эрдогана согласились только его сторонники, противники же попросили «Бумагу» изменить их имена, опасаясь преследования со стороны властей.
Энес
Строитель, 4 года в Петербурге — Я поддерживаю нашего лидера Эрдогана. Мне очень нравится и его политика, и он сам. Он подарок нам от бога. Когда произошла попытка военного переворота, я отдыхал в Грузии, но, когда узнал, как можно скорее прилетел в Стамбул. И многие турки сделали что-то подобное. Эти террористы, которые пытались свергнуть Эрдогана, не опасны для турков, потому что мы удивительные люди. Попытка военного переворота началась в 21:00, а в 21:01 все турки были готовы умереть, чтобы этого не случилось. Мы не боимся их бомб, пистолетов и самолетов. Нас 80 миллионов человек, и мы остановили этих террористов за четыре часа. Легко, без проблем. Лично я считаю, что Россия и Турция — лучшие друзья. Все русские любят турков, и все турки любят русских. Да, у нас были небольшие проблемы недавно, но лучшие друзья извиняются друг перед другом после ссор. И я думаю, что Россия и Турция будут дружить и дальше, потому что русские — очень добрые люди. Вы очень похожи на турков, а сама Россия похожа на Турцию.
Айаз
Студент, в Петербурге 5 лет — Я против Эрдогана. Он всё решает в Турции один, как диктатор. По его поступкам кажется, что он хочет вернуть Османскую империю или сделать Турцию похожей на арабские страны. Но Турция — это не Ирак, не Афганистан какой-нибудь. Вся Турция хочет быть с Европой в нормальных отношениях, но его политика мешает этому. Например, эта попытка военного переворота. Мне кажется, он сам ее организовал. Это был не переворот, а какое-то шоу. Я сейчас на летних каникулах в Турции и видел всё происходящее. Эрдоган призвал всех своих сторонников выйти на улицу — и они вышли. Встали между полицией и солдатами. Даже не хочу думать, что было бы, если бы солдаты начали стрелять. Хотя сам я, честно говоря, хотел, чтобы переворот произошел. Тогда бы в Турции что-то изменилось, сейчас здесь очень страшно жить. Моя семья, друзья, все боятся ИГ, но никак не могут повлиять на политику Турции, потому что всё решает один Эрдоган. После переворота все в Турции стали еще осторожнее. Говорят, что не нужно ходить в ТЦ или другие места, где много людей, — даже в метро. То же самое с экономикой, она очень неустойчива: вы можете быть очень богатым человеком в Турции, миллионером, но за один день всё может измениться — и вы окажетесь ни с чем. Поэтому я очень жду встречи Путина с Эрдоганом: нам нужна Россия. Например, нашим строительным компаниям, которые работали в России до происшествия с самолетом. Это было хорошо и для нашей экономики, и для вашей. Туристы из России тоже очень важны для Турции, без них наши курорты остаются пусты. Хотя сейчас у меня в Турции много друзей, которые хотят, наоборот, поехать в Петербург, увидеть театры, но не могут, так как очень дорого. Может быть, после разговора президентов станет лучше. Хотя я не рассчитываю на Эрдогана. Сейчас я скорее думаю о том, как получить российское гражданство.