Дадину еще долго мучиться: Конституционный суд скорректировал 212.1 УК
КС заявил, что уголовная ответственность за нарушения на публичных мероприятиях должна быть сопоставима общественной опасности деяния. По мнению суда, если нарушение лицом правил организации или проведения массовых акций (и к тому моменту трижды за 180 дней привлекавшегося за это же к административной ответственности) не было общественно опасным, а было противоправным только формально, такое нарушение не предполагает уголовную ответственность.
Конституционный суд постановил, что обязательным условием применения 212.1 УК являются вступившие в силу постановления суда о наложении административного наказания.
Для привлечения к уголовной ответственности по ст. 212.1 УК РФ суд также должен доказать наличие у лица умысла на нарушение установленного порядка организации либо проведения мирных публичных мероприятий. Факты совершения административных правонарушений, установленные при рассмотрении дел об административных правонарушениях, не могут иметь безоговорочного признания в уголовном судопроизводстве, что не освобождает суд от их полного и всестороннего исследования при разбирательстве уголовного дела
— цитирует РАПСИ постановление суда. При этом сама статья признана непротиворечащей Конституции.
Статья 212.1 была внесена в Уголовный кодекс летом 2014 года. Она предусматривает наказание до пяти лет лишения свободы за «неоднократное нарушение установленного порядка проведения» публичных мероприятий, а именно — за соответствующее нарушение при наличии трех постановлений по статье 20.2 КоАП за полгода.
Ильдар Дадин приговорен к двум с половиной годам колонии общего режима по обвинению в «неоднократных нарушениях порядка проведения публичных мероприятий».
«Ильдар будет недоволен решением, несмотря на то, что оно влечет пересмотр его дела. Суд не признал неконституционной статью 212.1», — рассказала ОВД-Инфо его адвокат Ксения Костромина.
При этом, по ее словам, Конституционный суд согласился практически со всеми положениями жалобы Дадина — за исключением некоституционности этой статьи УК и незаконности двойного наказания за одно и то же деяние.
«Решение Конституционного суда обжалованию не подлежит, жалоба в ЕСПЧ у нас уже есть. Дальше мы будем обращаться к председателю Верховного суда, чтобы он вынес представление на имя президиума о возобновлении производства по делу. На заседании Верховного суда мы будем говорить об отмене всех решений по делу Ильдара», — поясняет Костромина.
Сколько еще Дадину сидеть, адвокат сказать затрудняется.
«Конституционный суд признал, что дело против Дадина не могло быть возбуждено в принципе, и, тем не менее, до тех пор, пока мы не получим это решение на руки — а оно нам будет выслано почтой — мы не можем подать ходатайство председателю Верховного суда. А потом пройдет какое-то время до момента вынесения представления президиуму. Оно должно быть рассмотрено в течение месяца. Ничего с этим поделать нельзя», — отмечает адвокат.
«Решение Конституционного суда — плохое, — считает юрист Правозащитного центра „Мемориал“ Кирилл Коротеев.
— Чтобы объяснить неконституционность 212.1 УК, достаточно трех-пяти страниц, а судьи написали сорок три. Написали к статье кучу исключений, которые, на самом деле, сложные и оценочные в применении. Решение КС усложнило, но не исключило дальнейшее применение 212.1 УК».
Коротеев пояснил ОВД-Инфо, что президиум Верховного суда может не сразу прекратить дело Дадина, а направить его на новое рассмотрение. Теоретически, в таком случае ему могут сменить меру пресечения и выпустить на свободу. Еще три-пять месяцев Дадину наверняка предстоит провести за решеткой, и не факт, что благодаря решению КС он выйдет на свободу раньше срока.
Если дело Дадина отправят на новое рассмотрение, вполне вероятно, что оно не закончится оправданием.
«Вы видели новый процесс по „Кировлесу“? Будет то же самое. Может быть, допросят больше полицейских, которые расскажут о каком-нибудь сколе зубной эмали», — предполагает Коротеев.
То, что на Дадина завели дело до вступления в силу административных приговоров за пикеты, возможно, попытаются обойти тем, что на момент приговора они уже вступили в силу.
«Дадину придется еще долго мучиться», — резюмирует Коротеев.