Дата
Автор
Редакция The Bell
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Россия и Швейцария в двух шагах от обмена налоговой информацией. Что это значит?

У российских налоговиков появился шанс узнать больше о россиянах со счетами в швейцарских банках.

Фото: wikimedia

Фото: wikimedia

В конце сентября парламент Швейцарии одобрил автоматический обмен налоговой информацией с Россией. Голосование в нижней палате было драматичным – решение прошло с перевесом всего в 10 голосов. Дело в том, что Китай, Россия и Саудовская Аравия рассматривались швейцарскими властями как главные кандидаты на отказ в налоговом сотрудничестве. Вместе с еще почти десятком стран они вошли в список так называемых «коррумпированных стран», который незадолго до голосования подготовила Швейцарская народная партия, имеющая большинство в парламенте. Но в итоге единственной страной, которой было отказано в автоматическом обмене налоговой информацией со Швейцарией, оказалась Саудовская Аравия.

The Bell с помощью партнера Paragon Advice Group Александра Захарова разобрался, что означает решение Швейцарии для россиян, у которых есть активы и счета в швейцарских банках.

Когда начнется налоговый обмен?

  • Точно пока неясно. Решения Швейцарского парламента недостаточно для начала двустороннего обмена налоговой информацией между Россией и Швейцарией. Для этого страны еще должны заключить двустороннее соглашение. Если это произойдет до конца года, и в соглашении не будут оговорены иные сроки, первый автоматический обмен налоговые органы двух стран произведут осенью 2019 года (за 2018 отчетный год).
  • Но и это еще не все оговорки – для действия соглашения, Россия должна будет соответствовать двум критериям швейцарского стандарта, которые парламент также утвердил в конце сентября:
    • первый критерий требует, чтобы Россия обеспечивала конфиденциальность и безопасность информации, полученной в ходе автообмена. Правительство Швейцарии при этом обязано гарантировать, что нарушений такого режима информации не было выявлено.
    • второй критерий устанавливает недопустимость использования полученной из Швейцарии информации для нарушения прав человека.
  • При несоблюдении любого из этих критериев любым государством-партнером Швейцарии, автоматический обмен может быть не начат даже при наличии двустороннего соглашения между странами. При выявлении нарушений он может быть в любой момент приостановлен в одностороннем порядке.

Сейчас швейцарские банки уже собирают информацию о налоговых резидентах 38 стран-партнеров, с которыми у Швейцарии действуют взаимные соглашения. Первый обмен с этими странами произойдет в 2018 году (за предыдущий отчетный год). В июне Швейцария также одобрила начало подготовки соглашений об автоматическом обмене со второй группой из 41 страны и территории.


Зачем нужен автоматический налоговый обмен?

  • ФНС хочет перейти на автоматический обмен данными с подавляющим большинством европейских стран, и ведет об этом переговоры. Автоматический обмен нужен налоговикам для того, чтобы лучше контролировать иностранные счета налогоплательщиков, а также контролируемые ими иностранные компании и некорпоративные структуры. Без такого обмена Россия может получать нужную информацию только по запросу в отношении конкретного налогоплательщика. Но налоговики не всегда знают, по поводу кого и в какой банк такой запрос направить, ведь для начала потенциального нарушителя нужно найти.
  • При автоматическом обмене иностранные банки выявляют у себя клиентов-иностранцев и передают информацию о них в свой национальный налоговый орган, который затем отправляет ее в страну налогового резидентства клиента. Получив такую информацию, налоговики могут найти и проверить этих граждан на предмет уплаты налоговов.
  • Без автоматического обмена эффективность введенного еще в 2015 году антиофшорного пакета изменений в Налоговый кодекс остается сомнительной. Эти изменения, в частности, вводили правила налогообложения контролируемых иностранных компаний (КИК), правила определения российского налогового резидентства для иностранных компаний и определения лица, имеющего фактическое право на доход.

Какой информацией налоговики Швейцарии и России будут обмениваться между собой?

  • Полный перечень данных, которыми Швейцария будет обмениваться со странами-партнерами указан на сайте швейцарского министерства финансов. К ним, например, относятся:
    • номер счета;
    • имя, адрес, дата рождения клиента;
    • ИНН;
    • данные по платежам, остаткам на счетах, процентам, доходам от инвестиций и продажи финансовых активов.

Кто рискует?

  • В зоне риска – российские налоговые резиденты, у которых есть незадекларированные счета в швейцарских банках (о личных счетах в иностранных банках мы подробно писали здесь).
  • Рискуют и бенефициары незадекларированных контролируемых иностранных компаний.
  • А также – российские бенефициары пассивных компаний, больше половины доходов составляют дивиденды, проценты и другие пассивные доходы.
  • Данные будут передаваться и о компании, и о ее российском владельце. Компания может быть зарегистрирована в любой юрисдикции, для обмена достаточно, чтобы она работала через швейцарский банк, писали «Ведомости».

Что грозит нарушителям?

  • С 2013 года в России за совершение незаконных валютных операций Кодексом об административных правонарушениях предусмотрен штраф в размере от 75% до 100% от суммы такой операции. Если российским валютным резидентом (лишиться этого статуса можно, непрерывно проживая за границей как минимум 1 год) осуществлены такие операции, налоговики в течение 2 лет с момента их совершения, могу попытаться изъять всю сумму по ним целиком.
  • О том, какие операции разрешены валютным и налоговым резидентам России с их иностранными счетами, мы подробно писали здесь.
  • Драконовские штрафы в России в отношении операций, которые в Швейцарии признаются законными (например, зачисление на иностранный счет средств от продажи недвижимости), в теории могут послужить причиной осложнения будущего обмена информацией между Швейцарией и Россией. Есть высокая вероятность того, что такие штрафы швейцарская сторона будет трактовать, как произвольное изъятие имущества, а также непропорциональную и необоснованную меру наказания.

Какие еще «дыры» остаются?

  • Добросовестность выявления банками иностранных налогоплательщиков лежит на самих банках. А решение о передаче или непередаче собранной информации – скорее всего, будет принимать налоговый орган выдающей страны.
  • Принимающая сторона никогда не сможет проверить добросовестность исполнения обязательств партнеров. Зато и повлиять на то, чтобы в списке отправленной информации не было нежелательной (например, в отношении финансовых операций российских политических лиц) Россия тоже не сможет.

С кем еще Россия будет обмениваться налоговой информацией?

  • Соглашение об автоматическом обмене налоговой информацией Россия и еще около сотни стран подписали летом прошлого года. В списке  подписантов  все самые популярные у россиян направления, включая оффшоры; нет только Черногории).
  • Но для того, чтобы обмен начался, России, как и в случае со Швейцарией, еще предстоит заключить с каждым государством двусторонние договоренности. У России пока нет ни одной такой договоренности, но появиться они могут очень быстро (за этим процессом можно следить на сайте ОЭСР).

Ирина Малкова, The Bell