Шварцкопп: «К ситуации в „Умке“ привели некорректные управленческие решения»
Вице-мэр Новосибирска Валерий Шварцкопп выступил в эфире радиостанции «Вести ФМ», объяснив позицию городских властей в связи с увольнением директора школы №83 («Умка») Светланы Гольцер, вызвавшем резонанс в образовательной среде и волнение родителей. Чиновник также объяснил, как будет дальше развиваться учебное заведение.

«Поводов для беспокойства родителей и учащихся школы нет. После принятия Светланой Владимировной решения об увольнении по собственному желанию, школа продолжает существовать и будет существовать. Сегодня исполняет обязанности заместитель директора этой же школы [Елены Корниенко]. Департаментом образования изучаются документы, подтверждающие уровень ее квалификации. Есть там обязательные условия при назначении на должность. Поэтому учебный процесс будет продолжаться в том же виде, в котором и есть», — рассказал Шварцкопп.
Свою позицию в отношении Гольцер он объяснил так: «Для нас слово „конфликт“ как бы не существует. На самом деле, в целом, в мэрии города Новосибирска проходит работа по наблюдению за финансами и хозяйственной деятельностью образовательных учреждений. В этом году прошло уже 39 проверок. Среди них была и школа № 83. Вот действительно резонансный такой случай произошел. Первая проверка была весной. Вторая проверка была в июне. Со Светланой Владимировной был подписан план действий, в котором она говорила о том, что все замечания принимаются и будут исправлены. Но, к сожалению, в сентябре оказалось так, что часть мероприятий выполнена не была. Поэтому Светлана Владимировна написала заявление. Это, скорее всего, совокупность причин. Речь шла о распределении стимулирующих выплат, и я бы даже сказал о том, что документы были оформлены ненадлежащим образом. Решения о выплате премий принимались директором школы единолично. На тот период времени проверки существовала задолженность по налогам. Были объяснения этому, но думаю, что изначально все же привело к тому, что образовалась такая задолженность, опять же, некорректные управленческие решения».
Ведущий программы рассказал, что обнаружил на странице учителя физики той же школы пост, где он рассказывает о постановлении губернатора области от 2013 года о стимулирующих выплатах, и согласно ему действует большинство школ. Но «Умка» осуществляла стимулирующие выплаты не на основании этого постановления, а на основании постановления правительства №2190 от 2015 года. И в данном случае существует конфликт нормативных документов областной и федеральной власти.
«В нашем случае, мы в этой ситуации вообще не употребляем слово „конфликт“. Противоречий никаких нет. Вчера мы встречались с депутатами горсовета, тоже у них были вопросы в этой связи. Чтоб не было такого, что из уст чиновников звучит одно, а на самом деле в документах и в этой ссылке мы можем прочитать другое, я пригласил туда председателя областного профсоюза работников образования, которая этот вопрос и разъяснила. Речь идет не о противоречии документов, а о правильном их оформлении — все. Более того, Елена Юрьевна, и.о. директора, сегодня подтвердила, что на вчерашний день замечания, которые были комиссией предъявлены, уже устранены на 80%. И она не видит причин, по которым оставшиеся 20% не могут быть устранены, — пояснил Шварцкопп. — Для меня, конечно, самое некрасивое, что туда втянуты родители и дети. Ситуация обсуждается в школе. Она обсуждается родителями, педагогами. Дети, хотите — не хотите, втянуты в это».
Радиослушатель, дозвонившийся в студию, попросил конкретизировать пояснения по пунктам: «Программа уже минут 15 идет, и до сих пор не понятно — все вокруг да около. Тему зачем-то подняли, а вот по существу можно сказать — первый пункт, второй пункт, третий пункт. А так „мы бы не хотели, нам бы не хотелось!“ Я по существу вопроса не могу понять».
«Учебно-воспитательный процесс будет продолжаться. На коллективе учителей и детей это отразиться никак не должно»
«Я еще раз повторяю, что школа имеет свои особенности в учебном и воспитательном процессе. В сознании Светланы Владимировны как-то уходит позиция, что она возглавляет муниципальное учреждение, которое находится в рамках существующего законодательства. У нас должны быть в порядке все документы, которые предписаны законом об образовании. Комиссия увидела, что часть решений не выполнена. Принято решение — человек написал заявление. Что дальше? Дальше беспокойство родителей. Мы говорим, что будущий директор предполагается из этого коллектива. Учебно-воспитательный процесс будет продолжаться. На коллективе учителей и детей это отразиться никак не должно. Причем, я бы здесь подчеркнул, что это не под давлением родителей. У нас и намерений не было ни о закрытии, ни о реорганизации, ни о каких-либо действиях по этому учреждению», — ответил вице-мэр.
Один из радиослушателей выразил ему поддержку, относительно правового и финансового регулирования вопросов в школе. Отметив, что «хорошо, что она ушла по собственному желанию, а не по статье».
«Хочу поддержать первого звонившего. Сейчас уже больше времени прошло, и опять какая то невнятность, расплывчатость, вокруг да около. Когда пришел серьезный человек и говорит о серьезных вещах — вот этого „ээээ“и „мммм“ не должно быть! Если человек виноват, давайте через суд разбираться, а если не очень виноват, зачем создана такая ситуация? Меня как обывателя совершенно сейчас не убедило. Я понимаю тех родителей. То есть, получается, родители не довольны, общественность не понимает, и только какая-то часть руководства ничего нам не объясняет! И нам это немножко не нравится», — возмутился дозвонившийся в студию радиослушатель.
«Если вы обратили внимание, я оценочные вещи не даю. Звонивший, наверное, здесь совершенно прав. Может быть надо было и мне это сказать. Может быть, в этом и можно применить слово конфликт как между работодателем и работником. Человек сначала написал заявление по собственному желанию. Уходит и говорит „нет“. Вы совершенно правы. Обращение в суд пусть расставит все точки над i. Этот вопрос я не обсуждаю. Я говорю о том, что волнует родителей», — прокомментировал Шварцкопп.
«Валерий Александрович, а подскажите, пожалуйста. Вся бухгалтерия и финансирование идет у нас через мэрию. Финансовая дисциплина вся идет от департамента образования. Вы почему перекладываете эти вещи на школу? А вам не кажется, что вы насаждаете вот эту электронную площадку, может быть, она педагогов не устраивает? Вы почему-то это людям тоже не рассказываете, а говорите, что департамент эту площадку придумал, и она хорошая, и альтернативы ей нет. В среднем у нас что получается? Может быть, вы посмотрите на работу самого департамента? Вы посмотрите, какие у нас школы внешне, посмотрите! Вы нам рассказываете такие вещи, что все хорошо, вы молодцы и все делаете. Никто вас не ругает, но почему-то внешний вид школ у нас оставляет желать лучшего. Вообще очень грустные впечатления. Сколько вопросов в ваш департамент не задаешь, почему-то никогда нормальных внятных ответов нет. Поэтому, будьте любезны, прокомментируйте вот эти моменты!» — возмутился радиослушатель.
«Что касается внешнего вида образовательных учреждений. Сегодня никто не говорит, что бюджет города наполнен настолько, что мы можем каждый год ремонтировать по 10–20 учреждений не только внутри, но и внешне. Хотя и в этом вопросе вы видите и появление новых образовательных учреждений. Мы продолжаем ремонтировать и восстанавливать существующие образовательные учреждения. На следующий год по внешнему виду вы уже увидите. Что касается финансовых дисциплин, никто ни на кого ничего не перекладывает. Есть полномочия для любых органов власти, в том числе и директора школы», — заявил Шварцкопп.
Еще один радиослушатель высказал свои претензии так: «Вы — заместитель мэра, вам и отвечать тогда. Если вы говорите про недостаток финансирования, откуда у нас тогда „золотой парашют“ для Городецкого в размере 1,6 млн? То есть, денег-то не хватает, а „золотые парашюты“ раздаем! Это как понимать? Плюс ко всему, почему вас надо в чем-то убеждать и упрашивать? Вы там зачем сидите? Чтобы улучшать жизнь граждан? Вот и улучшайте! Нужно создавать такую обстановку, в которой граждане должны до вас достучаться, добиваться». Вице-мэр Новосибирска в ответ попросил разделять бюджеты области и города. А также не стал отрицать, что в некоторых вопросах его нужно убеждать. Поэтому отметил, что такую постановку вопроса не принимает.