Дата
Автор
Скрыт
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Эксперты: эпидемию ВИЧ в регионах России можно остановить профилактикой, принятой на госуровне

Роспотребнадзор опубликовал рейтинг регионов России с самой высокой заболеваемостью ВИЧ по итогам января-сентября 2017 года. В первую пятерку вошли Кемеровская, Иркутская, Тюменская, Новосибирская области и Пермский край.

По мнению главного внештатного нарколога Минздрава Евгения Брюна, высокая заболеваемость ВИЧ-инфекцией характерна для тех регионов, где распространено потребление наркотиков. Вирус там распространяется не только инъекционным путем, но и в результате «половых поведенческих расстройств на фоне употребления запрещенных веществ».

По словам руководителя Федерального научно-методического центра по профилактике и борьбе со СПИДом Вадима Покровского, лидерами по числу новых зараженных становятся те регионы, где исторически проживает много людей с ВИЧ.

«Такие дела» опросили экспертов о причинах и возможных путях ликвидации эпидемии ВИЧ в проблемных регионах.

Заражение по незнанию

В разговоре с «ТД» Вадим Покровский подчеркнул, что есть несколько факторов формирования в регионах эпидемиологической ситуации по ВИЧ.

«Через те регионы, где сейчас фиксируют эпидемию, – Сибирь, Урал, Поволжье, а также Санкт-Петербург – в 90-е годы проходил наркотрафик, — говорит Покровский. – В эти же регионы наркотики активно завозили, потому что социально-экономическое положение там было довольно хорошее – наркотики было выгодно сбывать. Тот же Тольятти в те годы процветал, сейчас там много больных ВИЧ. Третий фактор — в этих регионах большая концентрация исправительных колоний. Осужденные наркопотребители, зачастую больные ВИЧ, выходили на волю и оставались жить в том же регионе. В итоге в 2000-е годы сложилась большая популяция ВИЧ-инфицированных людей, которые не погибли от болезни и наркотиков, а выжили, пытались лечиться. Далее они начали заражать своих половых партнеров, супругов. Некоторые – по незнанию, некоторые просто скрыли факт болезни».

Вадим Покровский заявил, сейчас эпидемия лишь в некоторых регионах, но это «не будет длиться вечно»: «Если мы не будем заниматься профилактикой, учить людей здоровому и осмысленному половому поведению, эпидемия будет только распространяться».

Знать свой ВИЧ-статус

Глава Екатеринбурга и основатель фонда «Город без наркотиков» Евгений Ройзман в беседе с «ТД» поддержал общее мнение, что инфекция наиболее распространена в регионах, где много наркопотребителей.

«Действительно, сегодня ситуация с распространением ВИЧ исторически наиболее тяжелая в регионах, где в 90-е проходил героиновый наркотрафик. Но с начала 2000-х годов большинство наркоманов перешли на одноразовые шприцы, поэтому сейчас пути распространения ВИЧ изменились».

По мнению Евгения Ройзмана, основная причина на сегодня – беспорядочные половые связи ВИЧ-инфицированных людей и отсутствие знаний о барьерных контрацептивах.

«Мы проводили исследования: из 100 юношей-наркоманов ВИЧ были заражены около 40%, а из 100 девчонок – практически каждая. Вирус распространяется сейчас половым путем, поэтому главная задача – чтобы все знали свой ВИЧ-статус. Также следует бороться с передачей вируса от матери ребенку, но этот процент в целом невысок», — сообщил Ройзман.

Мэр Екатеринбурга также подчеркнул, что Свердловская область регулярно попадает в список наиболее ВИЧ-инфицированных регионов из-за того, что здесь стараются выявлять реальную картину распространения вируса и «не боятся об этом говорить».

Презерватив — это не аморально

Денис Камалдинов, кандидат медицинских наук, председатель правления организации «Гуманитарный проект», также назвал ведущим фактором эпидемии ВИЧ людей, которые когда-то, в начале 2000-х годов, употребляли наркотики, но сейчас не входят в группу активных потребителей.

«Это люди от 30 до 45 лет, которые готовы жениться, заводить детей. Они начинают передавать ВИЧ своим половым партнерам, и эпидемия развивается. Так происходит в Иркутске, где основной путь передачи инфекции сейчас – половой. Там необходимо снижать цены на презервативы, пропагандировать их использование», — сказал эксперт. По его мнению, например, в Новосибирске нет этих исторических предпосылок, здесь эпидемии пять-семь лет.

«Но поскольку нет никакой подкрепленной ресурсами госпрограммы работы с наиболее уязвимыми группами – мужчинами-гомосексуалами, работницами секс-индустрии и наркозависимыми, – в ближайшем будущем уровень заболеваемости ВИЧ будет только расти, даже в тех регионах, где сейчас относительно спокойно, — уверен Камалдинов. — С людьми, которые сами хотят отказаться от наркотиков, работает государственная наркология, есть также платные программы реабилитации. Но для людей, которые пока не готовы отказаться от потребления наркотиков, не существует ничего, никаких государственных услуг, позволяющих держать человека в поле зрения и проводить профилактику заболевания».

Камалдинов также подчеркнул, что секс-работниц и гомосексуалов нужно активно информировать о необходимости использования презервативов.

«В целом же, я убежден, навык использования барьерных контрацептивов нужно прививать в юном возрасте, в начале полового созревания. Только в этом случае шансы, что люди будут постоянно использовать презерватив, увеличатся», — заключил эксперт и добавил, что пропаганда контрацептивов среди подростков — это не аморально, а необходимо.

Политики на страже здоровья

Представитель благотворительного фонда «Гуманитарное действие» Алексей Лахов убежден, что распространение инфекции можно остановить политической волей – как это сделано, например, в Санкт-Петербурге и Екатеринбурге.

«В этих городах существует кооперация между медиками, некоммерческими организациями и политиками, — заявил эксперт. – Эти регионы постепенно уходят с первых мест по ВИЧ – там есть грамотная профилактика, в том числе среди уязвимых групп, есть лечение, есть программы по приверженности к терапии».

Территориям, попавшим рейтинг Роспотребнадзора, в первую очередь важно, по мнению Лахова, понять отношение местных властей к ВИЧ-инфекции. В частности, необходимо проанализировать государственные закупки на профилактику инфекции в этих регионах – это позволит понять, на что местные власти дают деньги и кому они достаются.

«Высокие показатели по ВИЧ также могут быть связаны с низким числом НКО, работающих с группами повышенного риска в частности и по профилактике ВИЧ в целом», — добавил Лахов.

В конце 2016 года в России было зарегистрировано более 870 тысяч человек с ВИЧ. С начала этого года заболели еще 65 тысяч.

В апреле Росздравнадзор сообщил, что пациенты с ВИЧ недостаточно обеспечены жизненно необходимыми и важнейшими лекарственными препаратами. Некоторые медикаменты для лечения инфекции отсутствуют в 70 регионах.