Охотники за биткоинами. Кто из миллиардеров инвестирует в крипту?
Владелец башни «Федерация», сын бизнес-омбудсмена и фонды олигархов – в криптовалюты инвестируют 10% списка Forbes.
Фото: BTC Keychain/Flickr/(CC BY 2.0)
Крипта для миллиардеров
С 2015 года биткоин подорожал больше, чем в 30 раз – до $8 000. В России мало кто верит, что этот пузырь не лопнет, но все хотят успеть заработать. Этой темой интересуются едва ли не все крупные бизнесмены, а активно инвестирует – десятая часть списка Forbes, говорит партнер одного из крупных венчурных фондов. The Bell выяснил, кто именно.
В криптопроекты инвестирует фонд Target Global, основателем и партнером которого является сын совладельца Evraz Александр Фролов-младший. Под управлением TG находится свыше $500 млн.
- Ранее Forbes со ссылкой на венчурных управляющих писал, что значительную часть активов TG могут составлять средства акционеров Evraz – Александра Абрамова, Романа Абрамовича и Александра Фролова-старшего. Представитель TG это опровергает, но подтверждает, что фонд, действительно будет уделять блокчейну и криптовалютным проектам особое внимание.
- Год назад TG вместе с фондом A&NN Александра Мамута вложился в платформу для небанковского кредитования Blackmoon Financial Group, которую основал бывший вице-президент «ВКонтакте» Илья Перекопский и его партнеры.
- В сентябре эта компания провела одно из крупнейших ICO, собрав $30 млн для создания платформы Blackmoon Crypto. Ее создатели обещают, что она обеспечит безопасность инвестиций в криптовалюты, а к 2022 году общая стоимость активов на ней превысит $1,8 млрд.
Другой участник списка Forbes, основатель компании «Технониколь» Игорь Рыбаков, рассказал The Bell, что тоже инвестировал в Blackmoon Crypto и уже полгода вместе со своим партнером Оскаром Хартманном вкладывается в криптовалюты.
- Нужно было изучить тему, чтобы дальше вкладывать деньги в ICO, объясняет Хартманн.
- Сам он скоро планирует объявить об ICO собственной блокчейн-платформы для автомобильной индустрии, в ходе которого Хартманн надеется привлечь $100 млн. Если получится, сделка станет крупнейшей для России.
- В этом году объем проведенных в России ICO составил почти $300 млн, вдвое превысив весь прошлогодний венчурный рынок.
О создании собственной криптобиржи The Bell также рассказал миллиардер Роман Троценко. Его сложно отнести к технологическим стартаперам – Троценко начинал как удачливый кооператор, был скупщиком серой недвижимости, возглавлял государственную корпорацию, а в итоге – построил крупнейшую в России сеть аэропортов и по случаю стал владельцем башни «Федерация» в Сити. Тему легализации криптовалют Троценко поднимал на сентябрьской встрече бизнесменов с Владимиром Путиным.
- Детали своего проекта Троценко не раскрывает, но говорит, что речь идет о платформе для проведения ICO и обмена криптовалют – с цифровым клирингом и системой поддержки котировок.
- «Нам было неинтересно вкладывать просто в биткоины, мы занимаемся инфраструктурой: не возим пассажиров, но обслуживаем их на земле», – объясняет он.
- Троценко утверждает, что платформа уже работает, но пока закрыта для пользователей: группа ждет, когда в России будет принят закон о криптовалютах и ICO.
Активным инвестором в ICO собирается стать Александр Ручьев, который еще недавно был крупнейшим застройщиком Подмосковья. В сентябре 2016 года он с партнерами продал Сергею Гордееву строительную компанию «Мортон» почти за 12 млрд рублей. В биткоин и эфир Ручьев, по его словам, начал инвестировать почти сразу – «чтобы понять механизм, погрузиться в тему и начать создавать на этой основе свои проекты». Размер инвестиций он не раскрывает, но если ориентироваться на курс биткоина, с тех пор его портфель мог подорожать примерно в 13 раз.
- В августе Ручьев стал партнером блокчейн-акселератора ICO Lab Ecosystem, который будет искать перспективные проекты в этой сфере.
- Первым таким проектом стала платформа для автоматизации проведения ICO под названием Smart Valley.
- Вместе с партнером Ручьев вложит в проект $10 млн, а после запуска платформы планирует зарабатывать по 4-8% от суммы каждого размещения – если, конечно, ICO получат в России законный статус.
В числе тех, кто тоже поддался «криптовалютной лихорадке» трое собеседников The Bell на этом рынке называют Алишера Усманова (хотя сам он передал, что этим не занимается) и Михаила Гуцериева (его представители это не комментируют). Олег Дерипаска, по их данным, активно интересуется темой майнинга. Юрий Мильнер еще в 2014 году инвестировал в биткоин-банк Xapo. Еще одним криптоинвестором Forbes называл бывшего совладельца «ВКонтакте» Льва Левиева.
Инвестиции есть, а законов нет
На государственном уровне главными сторонниками развития блокчейна и цифровой экономики считаются глава ВЭБа Сергей Горьков, первый вице-премьер Игорь Шувалов и глава Сбербанка Герман Греф. Но если Греф сам рассказывал историю о том, как несколько лет назад купил футболку за биткоины, то Горьков утверждает, что лично в криптовалюты не инвестировал. «Я даже в акции не вкладываю», – сказал он The Bell. Шувалов этим тоже не занимается, утверждает близкий к нему источник.
Зато в криптовалюты инвестирует сын бизнес-омбудсмена Бориса Титова Павел, рассказали несколько источников и подтвердил он сам. Титов-старший уже лоббировал эту тему, предлагая приравнять биткоин к иностранной валюте и дать право любому гражданину покупать и обменивать криптовалюту. Но пока у криптовалют и ICO нет в России официального статуса – правительство определится с этим вопросом не раньше весны.
Спрос со стороны состоятельных клиентов на услуги юристов, которые сопровождают инвестиции в этой области, с начала года вырос в разы, рассказывает партнер юридической фирмы Nektorov, Saveliev & Partners Александр Некоторов. Главные вопросы, которые возникают у инвесторов, — нужно ли платить налоги и как из криптовалюты выходить.
- Недавно Минфин разъяснил свою позицию по поводу налогов: для операций с криптовалютами не прописан специальный порядок налогообложения, поэтому подоходный налог (13%) следует уплачивать по общим правилам.
- С выходом из криптовалюты все сложнее: обменять ее на обычную и вывести деньги на банковский счет можно через криптобиржи, но российские банки относятся к таким операциям с подозрением, говорит юрист Deloitte Артем Толкачев.
- При суммах свыше 600 тысяч рублей такие сделки должны проходить валютный контроль, то есть, банкам нужно объяснить происхождение денег и подтвердить, что сделка легальна (а в России они – вне правового поля).
- Популярный в России вариант – выводить деньги, продавая криптовалюту за наличные, без каких-либо документов и уплаты налогов, говорит Некторов.
- Третий способ – использовать международные счета. В этом случае все становится намного проще, говорит Павел Титов. Например, юрисдикции, подчиняющиеся британскому праву, относятся к криптовалютам лояльно. Международный счет будет полезен и при покупке криптовалюты: многие криптобиржи отказываются продавать криптовалюту за деньги с российских счетов.
- Но российские резиденты обязаны рассказывать о своих зарубежных счетах ФНС. И здесь есть проблема – сейчас россиянам разрешен только ограниченный набор операций с такими счетами (подробно об этом здесь), а сделки с криптовалютой законом не предусмотрены, говорит Вадим Конюшкевич, руководитель практики цифровых технологий компании «Линия права».
Артем Губенко, Анастасия Якорева, Светлана Рейтер, The Bell