Хранить деньги за рубежом станет проще
Минфин предлагает снять ограничения по иностранным счетам. Объясняем, что это значит
Фото: PxHere /CC0 Public Domain
Минфин работает над проектом закона, который разрешит проводить любые операции по иностранным счетам, заявил во вторник на Гайдаровском форуме замминистра финансов Алексей Моисеев. The Bell узнал детали готовящегося законопроекта. Речь идет об отмене ограничений по всем операциям (кроме откровенно преступных) для валютных и налоговых резидентов России – то есть для тех, кто проводит в стране как минимум 183 дня в году, рассказал The Bell Моисеев.
С начала 2018 года государство приравняло налогового резидента к валютному. Раньше к последней категории относился каждый, кто приезжал в Россию хотя бы на один день в году. В этом случае гражданин был обязан сообщить государству об открытии счета за рубежом, а также обо всех движениях средств по нему. В отношении операций по этим счетам действовал целый ряд ограничений (например, нельзя было зачислить на зарубежный счет доходы от получения наследства; см. ниже).
За нарушение грозил штраф в 75-100% от размера операции. После нововведений ни сообщать о наличии счета в налоговую, ни сверяться со списком допустимых операций нерезидентам не надо. Для резидентов все эти требования по-прежнему актуальны. Их Минфин и предлагает изменить.
Каких изменений ждать резидентам?
Минфин предлагает:
-
Упразднить список разрешенных валютных операций. Сейчас валютное законодательство устроено по принципу «все, что не разрешено, запрещено». При этом разрешено очень мало, а многие популярные операции оказываются незаконными. В частности, нельзя:
-
продать не торгующиеся в России и на крупных международных биржах (в список входят в том числе гонконгская, основные европейские и американские биржи) ценные бумаги и получить прибыль (пример: у вас есть счет в британском банке, вы купили на него ETF Deutsche Bank на Люксембургской бирже в ноябре 2017 года, а буквально вчера продали, заработав $20. Фонд не прошел листинг в России и на разрешенных законодательством биржах, надо платить штраф 75-100%).
- зачислить доход от предпринимательской деятельности (пример: вы живете на два дома, в России и Германии. И там, и там вы занимаетесь частным предпринимательством (Einzelunternehmen): у вас магазин русских сувениров в Германии и немецких – в России. Вы заработали $20 тысяч в Германии и зачислили эти деньги на счет в местном банке. Это запрещено, штраф 75-100%).
- купить и продать биткоин, а затем зачислить прибыль
- зачислить прибыль от инвестфонда
- получить наследство
- получить налоговый вычет от другого государства
- зачислить недолгосрочный займ (на срок менее 2 лет)
Если законопроект Минфина пройдет, все это можно будет делать законно и без штрафов. По-прежнему запрещено будет использовать иностранные счета для финансирования терроризма и преступной деятельности — это стандартная для Европы формулировка.
- Послабления будут действовать не для всех стран. Сейчас рассматриваются два варианта: либо новый законопроект будет действовать только для государств, которые не входят в составленный Минфином список офшоров, либо – для членов ОЭСР и ФАТФ. Со счетов в этих странах ограничения снимут. Для всех остальных стран нынешние требования сохранятся.
- Новый законопроект не будет распространяться на старые операции. Скорее всего, законопроект не будет распространяться на операции, совершенные до 1 января 2018 года. То есть, «амнистировать» допущенные ранее валютные нарушения не получится. Срок давности по валютным нарушениям сейчас — два года с момента их совершения.
- Отчетность отменять не будут. Отчитываться об открытии и закрытии счета за рубежом, а также о движении средств по нему, налоговым и валютным резидентам по-прежнему придется.
- Ждать осталось несколько месяцев. Скорее всего, Госдума рассмотрит законопроект в ходе весенней сессии. Минфин планирует закончить текст к концу января и добиться, чтобы закон приняли в ближайшее время.
Еще одно новшество коснется экспортеров. Их тот же законопроект должен освободить от необходимости возвращать в Россию выручку. Сейчас, за редким исключением, они обязаны переводить ее на российские счета (ст. 19 173-ФЗ). Скоро ее можно будет хранить за рубежом, а перед российскими налоговиками только отчитываться. Как именно будет выглядеть отчетность, пока неизвестно. Но за ее отсутствие будут серьезные санкции, вплоть до уголовной ответственности для злостных нарушителей.
Вот как объясняет эту идею Минфин:
- Поддержка несырьевого экспорта в условиях санкций. Часто экспортеры продают свои товары за границей, но получают за это не деньги, а другие товары. Это актуально в двух случаях. Либо экономика другого государства совсем не развита. Либо в стране, где экспортер ведет бизнес, по какой-то причине запрещено проводить расчеты с Россией. Моисеев приводит в пример Иран, где поставщики из-за санкций не могли получить денежный перевод и оплачивали товар по бартеру (например, «покупали» нефть в обмен за зерно).
- Бессмысленность борьбы с оттоком капитала. Когда курс рубля плавающий и вывоз валюты все равно никак не контролируется, нет смысла требовать, чтобы выручку возвращали в Россию. Кому надо вывести деньги, тот их все равно выведет.
Анастасия Стогней, для The Bell (благодарим за помощь в подготовке материала партнера Paragon Advice Group Александра Захарова)