Дата
Автор
Редакция The Bell
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Barclays построил прогноз курса биткоина по аналогии с вирусом. Вывод: роста больше не будет

В прошлом году биткоин (несмотря на регулярные обвалы и высокую волатильность) пережил настоящий бум — с января 2017 года к декабрю криптовалюта выросла до $20 тысяч (рост на 2000%). В декабре американские биржи начали торговать фьючерсами на криптовалюту: рынок открылся для больших фондов, впереди, казалось, его ждет безудержный рост — аналитики Citigroup, например, предсказывали курс $300 тысяч.

В ожидании сотен процентов прибыли в биткоин, как выяснил The Bell, инвестировали российские миллиардеры, в том числе Роман Абрамович и Александр Мамут, а Павел Дуров назвал биткоины «цифровым золотом», добавив, что перед отъездом из России купил криптовалюту на $1,5 млн.

Но в 2018 году что-то пошло не так: с января биткоин (как и другие популярные криптовалюты) терял в цене и сейчас стоит дешевле $7 тысяч (на 19:00 мск курс — $6 840). Видимых причин для этого нет: негативные новости вроде ужесточения регулирования и в прошлом году обваливали курс, однако он неизменно возвращался к росту.

Почему так и что будет дальше

Аналитики британского банка Barclays предложили свою версию происходящего. Они сравнили рост биткоина с распространением вирусного заболевания и разработали соответствующую модель ценообразования для криптовалюты. Диагноз неутешительный: эпидемия биткоина, вероятно, достигла пика.

  • Модель банка делит всех потенциальных инвесторов в биткоин на три категории: «восприимчивые» (к инфекции), «инфицированные» и «обладающие иммунитетом». Модель подразумевает, что, пока стоимость криптовалюты растет, «инфекция» распространяются с помощью сарафанного радио (word-of-mouth) — никто не хочет упускать момент, пока друзья и коллеги богатеют.
  • «Пока все больший процент населения вкладывает в криптовалюту, доля населения, которая может стать потенциальным покупателем, падает, а доля потенциальных продавцов, наоборот, растет. Со временем это приводит к стабилизации цен и в дальнейшем (поскольку случайные потрясения рынка увеличивают количество продавцов) цены начинают снижаться», — пишут аналитики.
  • Аналогичная динамика наблюдается у инфекционных заболеваний: в определенный момент достаточная часть населения получает иммунитет от инфекции, и скорость распространения эпидемии снижается.
  • Главные переменные, определяющие, когда рост цен на биткоин сменяется падением — доля населения, осведомленная о криптовалюте и доля «восприимчивых», готовых вложиться в нее. Данные опросов в развитых странах показывают, что осведомленность населения сейчас почти повсеместная, а вот «восприимчивых» осталось мало.
  • Все это означает, что, если в 2011 и 2013 годах после обвалов биткоин быстро восстанавливался, то сейчас из-за высокого количества осведомленных людей он, возможно, никогда не вернется к декабрьскому пику в $20 тысяч.
  • «Мы считаем, что спекулятивная фаза инвестиций в биткоин и, возможно, пик цен, скорее всего прошли», — резюмируют аналитики.

Что мне с этого?

Сейчас курс биткоина близится к минимуму с ноября 2017 года — большой соблазн инвестировать в криптовалюту. Перед тем, как принимать это решение, стоит принять внимание теорию аналитиков Barclays. Миллиардера Джорджа Сороса все это, впрочем, не смущает — на этой неделе стало известно, что фонд Сороса, который раньше был последовательным противником криптовалюты и называл ее пузырем, начнет инвестировать в крипту.

Артем Губенко